Программа элективного курса для учащихся 9-х классов "Основы экономической теории"

Разделы: Экономика


Пояснительная записка.

Экономическое образование в средней школе призвано сформировать систему рационального мышления и поведения современной молодёжи в условиях рыночного хозяйства. Характерной чертой экономического образования в общеобразовательных учреждениях страны является то обстоятельство, что, оно включено в процесс профилизации и специализации самого общего образования.

Сегодня никому не нужно доказывать необходимость экономических знаний. Невозможно представить современного человека, не столкнувшегося с проблемами рыночных отношений. И чем раньше он проявит интерес к проблемам экономики, постоянная потребность в экономическом знании, тем легче ему будет строить свою взрослую жизнь.

Курс “Основы организации фирмы” рассчитан на 9 часов, во временном пространстве школьного образования, проходят в 3 четверти, на уровне 9 класса. Имеет межпредметный характер обучения учащихся, связан с дисциплинами общественного цикла: обществознанием, географии, правом.

Законодательными документами в данной сфере в настоящее время являются Закон Российской Федерации “Об образовании” и Концепция профильного обучения в старших классах, которые позволяют в качестве школьного компонента включать в учебный план школ экономические дисциплины.

Цель курса:

  • ознакомление учащихся с основами экономической науки как предмета, организации фирм в условиях рыночной экономики.
  • развитие экономического мышления, пробуждение интереса к экономике.

Задачи:

  • ознакомить с элементами экономических знаний;
  • составить у учащихся представление о рыночной системе хозяйствования;
  • ознакомить учащихся с организационно-правовыми формами фирм по российскому законодательству;
  • сформировать представление об организации фирм в условиях рыночной экономики;
  • активизация деятельности учащихся через игровые технологии, практические работы,
  • карточки задания.

Методы и формы обучения.

Курс проводиться в форме:

  • практических занятий профессиональной ориентации;
  • экскурсий на фирмы;

Занятия проводятся с использованием следующих методов: лекций, практических работ, интерактивных игр.

Предполагаемые результаты:

  • иметь представление о предмете экономическая наука;
  • о функциях и видах рынка;
  • о субъектах рыночной экономики;
  • организационно – правовых форм фирм;
  • иметь представление о современных профессиях;
  • оформлять отчет по экскурсии.

Формы контроля.

Текущий контроль:

Предусмотрены карточки-задания, где требуется соотнести понятия с примерами и определениями, практические работы, отчет по итогам экскурсий.

Итоговый контроль:

Зачетный урок в форме деловой игры “Организуем новое дело”, где учащиеся набирают баллы за все виды практической деятельности”.

Учебно-тематический план

Тема Кол. часов Содержание Понятия Форма проведения Форма промежуточной аттестации учащихся
1. Фундаментальные проблемы экономики и предмет экономической науки 1 Способы решения фундаментальных проблем.

Что производить?

Как производить?

Для кого производить?

экономика

микроэкономика

макроэкономика

Лекция Карточки-задания
2 Рынок. Функции и виды. 1 Причины возникновения рыночной экономики.

Рынок его функции. Виды. Образование монополий.

рынок

конкуренция

Лекция Практическая работа

Перечислите возможности фирм добиваться монополий на каждом из видов рынков.

Перечислите возможности противодейство-вать возникновению монополий на всех видах рынков и содействовать совершенной конкуренции.

3 Субъекты рыночной экономики. 1 Домашние хозяйства.

Фирма.

Кругооборот расходов и доходов в экономике состоящей из домашнего хозяйства и фирм.

Фирма Лекция Карточки-задания
4-5 Современная фирма 2 Что собой представляет современная фирма   Экскурсия на фирмы Отчет
6 Организационно-правовые формы фирм по российскому законодательству 1 Производственные кооперативы.

Хозяйственные товарищества и общества.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Дочерние и зависимые общества

Товарищество.

Акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью.

Акция.

Облигация.

Минилекция

с элементами

дискуссии

Практическая работа.

Организационно-правовые формы фирм их отличие друг от друга.

7 Деловая игра “Открытие фирмы” 1 Современные профессии рыночной экономики.

Подготовить проект создания филиала.

Референт

Менеджер

Брокер

Программист

Дилер

Маркетолог

Аудитор

Торговый агент

Коммивояжер

Деловая игра Самооценка учащихся
8 Продукт фирмы. Издержки и прибыль. 1 Экономические и бухгалтерские затраты на прибыль. Общий продукт. Бухгалтерские, экономические издержки. Амортизация. Основной капитал. Лекция Карточки-задания
9 Деловая игра. “Организуем новое дело” 1 Выбрать форму предприятия.

Составление устава предприятия. Заключение договора с руководителем фирмы, трудовой договор с работниками.

Определять источники финансирования

  Деловая игра Зачет

Методическая часть

Изучение фирмы на экскурсии, и описание ее по плану.

Цель:

Составление отчета на основе материалов полученных на экскурсии.

План:

  1. Цели и предмет деятельности фирмы.
  2. Материально-техническая база и средства фирмы.
  3. Организационно-правовая форма фирм.
  4. Современные профессии:
  • Чем занимается специалист в данной профессии?
  • Какие знания и образование ему необходимы?
  • Какие профессионально важные качества требуются для успешной работы?
  • Где он может работать?

Литература для учащихся.

  1. Автономов В.С. “Введение в экономику”. М.Вита-Пресс, 1999.
  2. Иванов С.И “Основы экономической теории” М.Вита-Пресс, 2003.

Литература для учителя.

  1. Сборник нормативных документов. Министерств образования Р.Ф. Дрофа, Москва-2004.
  2. Антимонопольное законодательство РФ.
  3. Азимов Л.М. Преподавание курса “Введение в экономику”. М.: Вита-Пресс, 1999.
  4. Болвачев А.М Акционерные общества: экономические и правовые основы функционирования. Москва, 2001.
  5. Булатов А.С “Экономика” Издательство БЕК, 1997.
  6. Фирсов Е.Г. “Интеллектуальные игры для школьников” Ярославль “Академия развития”1996.