Интернет-игра как одна из форм познавательной деятельности школьников. Организация и технология проведения интернет-игр

Разделы: Физика, Химия, Биология, География, История и обществознание, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Особого подхода в образовательном процессе требует педагогическая система для детей, имеющих проблемы умственного и физического развития.

По данным статистических отчетов в лечебно-оздоровительных учреждениях Комитета здравоохранения города Москвы зарегистрировано более 20000 детей-инвалидов. А за период обучения с 1 по 11 класс количество детей с хроническими заболеваниями увеличивается более чем в 2 раза. Обладая сохранным интеллектом, многие дети не могут обучаться в обычной школе по причине серьезных нарушений здоровья. Именно для таких ребят создана сеть коррекционных учебных заведений – школ надомного обучения.

В школах надомного обучения обучаются:

  • дети с нарушениями опорно-двигательной системы (ДЦП, врожденные нарушения, последствия травм и т.п.)
  • часто болеющие дети и дети, страдающие хроническими заболеваниями внутренних органов (диабет, онкологические заболевания и т.п.)
  • дети с психоневрологическими нарушениями

Такие ребята часто имеют незначительный опыт общения со сверстниками, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. Часто отсутствует простое и естественное для любого ребенка желание учиться и познавать. Поэтому организация процесса познания – одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями.

Познавательная деятельность – это средство достижения главной цели – самоопределения детей–инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация. Для ее достижения необходимо:

  • сформировать целостное и всестороннее представление об окружающем мире, развить интерес ребят к изучению естественнонаучных дисциплин
  • содействовать развитию личности ребенка, наиболее полному раскрытию его способностей и талантов
  • способствовать формированию коммуникативных навыков, расширять сферу общения.

Расширить круг общения таких ребят, а также привить интерес к предметам естественнонаучного цикла помогает проводимая по инициативе ГОУ СОШ “Школы надомного обучения” №367 города Москвы межшкольная интеллектуальная Интернет-игра “Хочу все знать” по предметам естественнонаучного цикла и истории.

В этой статье обобщен опыт, полученный в результате проведения 2 игр, прошедших в 2006-2008 учебных годах.

Правила игры:

1) В игре принимают участие команды, сформированные из учащихся соревновательной параллели. Учащиеся, обучающиеся по индивидуальной форме, по желанию, объединяются в пары.

2) Число человек в команде от 1 до 5. Большее число ребят в составе одной команды приводит, к сожалению, к появлению “трутней”.

3) Работой команды руководит куратор из числа преподавателей школы. Его задачей является организовать четкую работу команды, помогать в равномерном распределении нагрузки по выполнению заданий между школьниками, контролировать сроки выполнения и отправления заданий, рекомендовать ребятам информационные источники, взаимодействовать с оргкомитетом игры для своевременного решения возникающих по ходу её проведения вопросов.

4) Сроки проведения:

Игра проходит в четыре этапа по 10 дней каждый. Опыт проведения показал, что за меньшее число дней учащиеся надомного отделения школ не успевают выполнять задания, а большее их число ведет к “растягиванию” игры и потере к ней интереса.

Все 4 тура игры удобно расположились во второй учебной четверти. Дети уже “втянулись в учебу”, но еще от нее не устали.

1 тур: “Знакомство” 12 ноября – 22 ноября 2007 года

2 тур: “История одного открытия” 22 ноября – 2 декабря 2007 года

3 тур: “Мир вокруг нас” 2 декабря – 12 декабря 2007 года

4 блиц-тур: “Бумеранг” 12 декабря – 22 декабря 2007 года

Подведение итогов: 25 декабря 2007 года

Награждение команд: январь 2008 года

5) Задания игры публикуются на сайте игры http://um-ka367.narod.ru и становятся доступными для просмотра в день начала очередного тура.

6) Ответы участники присылают в течение времени прохождения тура в Оргкомитет по электронной почте um-ka367@yandex.ru.

7) Оргкомитет доводит до сведения участников игры итоги каждого тура и игры в целом, публикуя их на сайте.

8) По итогам игры участники награждаются оригинальными грамотами и памятными призами.

Но самый главный приз это то, что ребята лучше узнают своих одноклассников, возможно, найдут новых друзей.

Теперь несколько слов об организации и о технологии проведения Интернет-игры “Хочу все знать”.

1 этап: Организационно-подготовительный (30 дней)

Включает:

Поиск и сбор информации о потенциальных участниках игры

Рассылка по электронной почте информационных писем–приглашений (рекламная компания) администрации учебных заведений, соответствующих критериям отбора участников игры

Сбор и обработка заявок от учебных заведений, согласившихся участвовать в игре

В заявку целесообразно включить следующую информацию об участниках

  1. Полное наименование учебного заведения
  2. Фамилию, имя, отчество руководителя учебного заведения
  3. Почтовый адрес (с индексом) для рассылки грамот
  4. Ф.И.О.(полностью) кураторов команд по предметам и их контактные телефоны для решения организационных вопросов

Электронный адрес для контактов

Подбор заданий по предметам.

При формировании заданий мы старались подобрать такие вопросы для ребят, чтобы при обсуждении и выполнении их они смогли бы не только показать полученные знания, но и приобрести новые, проявить смекалку, да и просто посмеяться. Доступный уровень заданий позволяет учащимся не только самореализоваться, но и служит мощным толчком, побуждающим к дальнейшему изучению предмета.

Варианты заданий с ответами Вы сможете найти на сайте игры http://um-ka367.narod.ru и в Приложениях:

Приложение 1 (химия 8 класс),

Приложение 2 (химия 10 класс)

Приложение 3 (физика 8 класс),

Приложение 4 (физика 9 класс),

Приложение 5 (биология 6 класс),

Приложение 6 (биология 9 класс),

Приложение 7 (география 7 класс)

Приложение 8 (история 6 класс).

Создание Web-сайта игры “Хочу все знать” http://um-ka367.narod.ru

Поиск спонсоров для награждения участников игры

2 этап: Проведение игры (40 дней)

Включает:

Игра проводится в 4 этапа по 10 дней каждый по предметам естественнонаучного цикла и истории по графику

  2006/2007 2007/2008 2008/2009 (планирование)
Химия 8 класс 10 класс 9 класс
Физика 9 класс 8 класс 10 класс
Биология 6 класс 9 класс 7 класс
География 7 класс 7 класс 6 класс
История - 6 класс 8 класс

Опубликование заданий и сроков проведения туров на сайте игры

Опубликование правильных ответов на сайте игры после каждого проведенного тура поддерживает познавательную активность и интерес участников

Проверка работ и подведение итогов по результатам каждого тура. Оперативное опубликование результатов игры на предметных страничках сайта способствует развитию соревновательного духа.

Очень важным этапом работы является принятие ответов команд-участников и осуществление обратной связи с командами. Каждый принятый ответ по электронной почте обязательно должен сопровождаться письмом “Ваш ответ принят”. Это позволяет избежать конфликтных ситуаций в случае несвоевременной пересылки ответов команды.

Составление и рассылка по электронной почте презентаций Power Point “Давайте познакомимся”, составленных на основе детских работ позволила ребятам познакомиться с командами-участниками из других школ, узнать о б их школьных традициях, интересах, хобби.

3 этап: Подведение итогов. Награждение. (5 дней)

  1. Подведение итогов игры и опубликование их на сайте
  2. Формирование наградных списков
  3. Рассылка по почте грамот и памятных подарков участникам и победителям игры (Приложение 9)

4 этап: Аналитический

Анкетирование преподавателей-кураторов команд

Подведение организационных итогов игры

В играх “Хочу все знать” приняли участие

  2006/2007 уч.год, 3 четверть 2007/2008 уч.год, 2 четверть
Города участников Москва, Подольск Москва, Подольск, Санкт-Петербург, Новосибирск
Учебные заведения 9 (из них 3 – школы для детей с ограниченными физическими возможностями) 16 (из них 10 - школы для детей с ограниченными физическими возможностями)
Школьники 75 учащихся 6-9 классов 250 учащихся 6-10 классов
Команды 25 75

Планирование следующей игры

В заключение хочется отметить, что подобные игровые методики

  • вносят разнообразие в уроки
  • способствуют развитию познавательного интереса школьников и более глубокому изучению предметов
  • стимулируют получение навыков поиска и обработки информации
  • учат ребят работать в команде, сплачивают коллектив
  • способствуют более осмысленному восприятию окружающего мира и осознанию своей роли в нем
  • повышают авторитет преподавателей и участников игры.

От лица Оргкомитета игры “Хочу все знать” всем заинтересовавшимся желаем:

“Играйте с нами,
Играйте, как мы,
Играйте лучше нас!”