Интеллектуально-спортивный марафон

Разделы: Математика, Физика, Химия, География, Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Образовательная цель: повысить интеллект учащихся, их общую культуру, развитие интереса к изучению предметов естественно-математического цикла и физической культуре.

Воспитательная цель: развивать чувство коллективизма, товарищества, уверенности в своих силах.

Развивающая цель: расширение кругозора учащихся, используя межпредметные связи.

Оборудование: плакаты, карточки-задания, мячи, скакалки, тетраэдр, икосаэдр, додекаэдр, октаэдр, куб.

Выбирается жюри: учителя и старшеклассники.

Участвуют 2 класса. От каждого класса по 2 команды: одна – спортивная, вторая – интеллектуальная.

Задания чередуются: 1. Задание по математике. 2.Задание по физике. 3.Задание по химии.4.Задание по географии. 5.Спортивная эстафета. Комбинирую вопросы.

Проводится данное интегрированное мероприятие в спортивном зале. В начале игры, представление участников.

Правила игры: начинают игру спортсмены. Их задача: быстро, ловко закончить эстафету. Последний участник спортивной эстафеты передает кубик или мячик – эстафету интеллектуалам. Могут участвовать в игре и разновозрастные команды до 36-40 человек.

Дух соперничества захватывает участников, болельщиков, учителей и гостей. Необходимо обратиться к болельщикам во время игры. Во время проведения спортивной эстафеты, болельщики могут кричать, хлопать в ладоши, греметь, топать ногами, одним словом “болеть”, но когда последний участник спортивной эстафеты передал кубик интеллектуалам, то зал – замирает.

Спортсмены могут заработать дополнительное время для интеллектуалов. Интеллектуалы в течение 30 секунд должны приготовить ответ на поставленный вопрос. Для удобства сразу, как только спортсмены передали эстафету интеллектуалам, в 4 -5 экземплярах даются карточки интеллектуалам, пока 30 секунд они готовятся, объявляется в микрофон вопрос. Вопросы обе команды получают одинаковые и дают на них свой ответ. Можно интеллектуалам предложить разные вопросы, это еще интереснее. Также, в игре могут участвовать и 3 команды, поэтому вопросы предусмотрены с “запасом”.

За каждое правильно выполненное задание команда получает фишку. Класс, набравший наибольшее количество фишек – победитель.

1 тур.

Вопрос по математике.

В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе “игральная кость”. Термин ввели пифагорейцы, а используется этот предмет в играх маленьких детей. Что в черном ящике? Кубик.

Вопрос по физике.

Когда Вовочка, выбросил свой дневник в канализацию и та, где-то засорилась, в квартире Вовочкиных нижних соседей образовался в туалете мощный фонтан. По какому принципу действует этот фонтан?

Ответ. По принципу сообщающихся сосудов. Все, что выливают верхние соседи в канализацию, выливается из нее в квартиру нижних соседей.

Вопрос по географии.

Всем хорошо известны “цветные” моря (Черное, Белое, Красное, Желтое). А знаете ли вы, где в Казахстане находятся “цветные горы? Почему они так названы?

Ответ. Актау – “белые горы” и Каратау – “черные горы” на полуострове Мангышлак и хребет Каратау, проходящий через Чимкентскую и Джамбулскую области. Актау названы так потому, что сложены белыми известняками. Каратау состоят из темных горных пород. Горы стоят голые, темные, мрачные.

Спортивный конкурс.

Лыжная эстафета.

2 тур.

Вопрос по химии.

Какой химический элемент назван в честь планеты Земля? (Теллур).

Вопрос по математике.

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, химии и является условием правильного, наглядного и красивого построения изображения. Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена немецким математиком Лейбницем. О каком понятии идет речь? (Пропорция).

Вопрос по географии.

Голландия называется ещё Нидерландами (низкая земля), потому что большая часть ее находится ниже уровня океана. А для какой части Казахстана подошло бы это название?

Ответ. Значительная часть Прикаспийской низменности расположена ниже уровня океана, а в прошлом она была морским дном.

Спортивный конкурс.

Эстафета прыжков со скакалкой.

3 тур.

Вопрос по химии.

Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента 1группы. (Ме-две-дь – медь).

Вопрос по физике.

Почему никому еще не удавалось надуть квадратный воздушный шарик? И чтобы он летал в виде куба?

Ответ. Воздух в шарике, как и любой газ, давит на стенки оболочки во все стороны одинаково, поэтому оболочка, как только ее надули, принимает шарообразную форму.

Вопрос по географии.

Если вы откроете в комнате окно и дверь, то образуется сквозняк. А знаете ли вы, что в Казахстане есть место, где постоянно дуют ветры-сквозняки, скорость которых иногда достигает 60-70м в секунду, или 200-220 км в час? Где находится это место?

Ответ. В Джунгарских воротах – межгорной долине, расположенной между Джунгарским Алатау и Тарбагатаем, почти постоянно дуют ветры-сквозняки: эби – с юго-востока, сайкан – с северо-запада.

Спортивный конкурс.

Эстафета с бадминтоном.

4 тур.

Вопрос по математике.

Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды, царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути познания его трудов. На это он гордо ответил, что “в математике нет царской дороги”. В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число, раз и более всего изучалась. Кто этот математик? (Евклид).

Вопрос по химии.

Отбросив в названии элемента 8 группы первую и последнюю буквы, получите название высушенной травы. (К-сено-н – сено).

Вопрос по географии.

Где в январе холоднее: в Восточном Казахстане или на далеких полярных островах – Новой Земле и Шпицбергене? Объясните причины.

Ответ. Среднеянварские температуры Шпицбергена, Новой Земли и Восточного Казахстана одинаковы. Это объясняется тем, что Восточный Казахстан, хотя и находится южнее, но он расположен в глубине материка, который очень сильно охлаждается зимой.

Спортивный конкурс.

Броски в баскетбольное кольцо до попадания.

5 тур.

Вопрос по физике.

Однажды физики хотели поручить одному джоулю кое-какую общественную работу. “Да вы за кого меня принимаете?”, закричал возмущенный джоуль. Что ответили физики?

Ответ. В данном случае, ответили физики хором, – мы примем тебя за единицу работы.

Вопрос по химии.

Какой химический элемент назван в честь России? (Рутений).

Вопрос по географии.

Для того, чтобы сварить куриное яйцо, нужно опустить его в кипящую воду или положить в горячую золу. А где и когда в Казахстане можно варить яйца, не разводя огня?

Ответ. Летом в пустынях Казахстана можно сварить яйцо, зарыв его в песок в жаркий день. Таким способом яйца можно приготовить и вкрутую и всмятку, в зависимости от вкуса. Объясняется это тем, что белковые вещества начинают свертываться при температуре +60 градусов, а летом температура песка на солнце часто бывает значительно выше.

Спортивный конкурс.

Эстафета: ведение мяча ногой между флажками.

6 тур.

Вопрос по математике.

Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательное свойство прямоугольных треугольников. О ком идет речь? (Пифагор).

Вопрос по химии.

Какие элементы в научно-популярной литературе, называют элементами жизни и смерти?

Ответ. Азот и фосфор. Эти элементы необходимы для нормальной жизнедеятельности живых организмов, и в то же время входят в состав взрывчатых веществ и ядов.

Вопрос по географии.

Все мы не любим грязь, в каком бы она виде не встречалась. А где в Казахстане имеется грязь, обладающая лечебными свойствами?

Ответ. Лечебную грязь имеют озеро Терескен у Яны-Кургана и озеро Муялды около Павлодара.

Спортивный конкурс.

Эстафета: передача мяча над головой.

7 тур.

Вопрос по математике.

Какие тела в Древней Греции назывались “космическими телами”?

Ответ. 5 правильных многогранников: тетраэдр – огонь, икосаэдр – вода, октаэдр – воздух, куб – Земля, додекаэдр – бог. На Востоке в средние века так и назывались “тело огня”, “тело Земли”. Учащиеся получают по дополнительному очку или фишке, если они правильно продемонстрируют модели.

Вопрос по физике.

Каким видом механической энергии обладает пружина только что заведенных и сильно промокших дяди Петиных часов?

Ответ. Потенциальной, которой уже никогда не суждено перейти в кинетическую.

Вопрос по географии.

В Казахстане находится единственный в мире завод, выпускающий очень ценное лекарство из цитварной полыни, растущей только в Казахстане. Где находится этот завод и как называется лекарство, выпускаемое им?

Ответ. Чимкентский фармацевтический завод. Он вырабатывает сантонин.

Спортивный конкурс.

Эстафета: передача мяча руками.

8 тур.

Вопрос по математике.

Всегда ли кратчайшее расстояние между двумя точками на поверхности есть отрезок прямой линии?

Ответ. Не всегда. На кривых поверхностях геодезическими линиями могут служить кривые линии. Например: на сферической поверхности есть меньшая дуга окружности большого круга, проходящего через данные точки.

Вопрос по химии.

“Царская водка” – смесь концентрированной …кислоты и концентрированной … кислоты в отношении 1:3 – растворяет золото и платиновые металлы.

Ответ. Серная, азотная.

Вопрос по географии.

Чем виноделие отличается от винокурения? Где в Казахстане сосредоточены винодельческие заводы и почему?

Ответ. Винокурение – это производство спирта. Виноделие – производство вин. Винодельческие заводы сосредоточены в Южном Казахстане – главном районе выращивания винограда и других фруктов, идущих на производство вин.

Спортивный конкурс.

Лыжная эстафета. На одной лыже пройти дистанцию.

9 тур.

Вопрос по математике.

Человек, который хотел быть юристом, офицером и философом, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт).

Вопрос по химии.

Какие элементы носят название частей света?

Ответ. Европий. Амереций.

Вопрос по географии.

Самая “цветоводческая” страна в мире? (Нидерланды).

Вопросы болельщикам. Можно использовать, как запасной вариант.

1. Х. В названиях, каких химических элементов входят названия животных?

Ответ. Мышьяк – мышь, менделевий – лев, вольфрам – вол, цирконий – конь.

2. Ф.

Почему воздушный шар днем поднять труднее?
Ночью этот стратостат ввысь летит скорее?

Какая допущена ошибка?

Ответ. Подъемная сила шара зависит от разности плотностей газа внутри шара и окружающего воздуха. Эта разность ночью – больше. Допущена ошибка: если запустить днем в солнечную погоду – шар нагревается, увеличивается и подъемная сила.

3.Х. Какой химический элемент в виде простых веществ может быть очень твердым и очень мягким?

Ответ. Углерод – алмаз и графит.

4. В фамилию какого известного американского физика и химика, лауреата Нобелевской премии входит название химического элемента?

Ответ. Сиборг – бор.

5. М. Этого ученого называли королем математики. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправил расчеты своего отца с каменщиками. Кто он? Гаусс.

6. М. Кто это сказал: “Математикой нужно заниматься не ради ее приложения, а во имя той духовной прибыли, которая связана с ней?” Платон.

7. М. Арифметический я знак, в задачнике меня найдешь во многих строчках.

Лишь “о” ты вставишь, зная как,

И я географическая точка. (Плюс-полюс).

8. М. Он грызун, но очень мелкий

И только чуть побольше белки.

А заменишь “у” на “о”,

Будет круглое число. (Сурок-сорок).

9. Г. О какой стране говорят: “ Страна без леса, что медведь без шерсти? (Финляндия).

10. Г. Какое растение является национальным символом Шотландии? (Чертополох).

11. Г. Изготовлением карандашей, бижутерии славится … (Чехия).

12. Г. Самое южное место Европы? (О.Крит).

13. Г. Знаменитая красивейшая улица Парижа?

Ответ. Елисейские поля.

14. Г. как называется священная гора японцев? (Фудзияма).

При равенстве очков, предлагаем провести конкурс “Устами младенца”. По желанию, можно использовать как запасной вариант, или вопросы для игры с болельщиками.

Если учащиеся отвечают сразу, то команда получает 3 балла, с каждой подсказкой на 1 балл меньше.

1. Она имеется у всех. Если человека не кормить, то она уменьшается. Её весь день определяют продавцы. Эта величина скалярная, а не векторная. (Масса).

2. Говоря, сто оно течет, как река, только в одном направлении. И хотя иногда в некоторых реках, например в устье Амазонки, при приливе вода течет вспять, затопляя берега, оно не повернется назад никогда, и нас это очень огорчает. Подсказка 1. Его можно вернуть назад только в сказках. (Время).

3. Её у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков, но она есть на перемене, на уроках физкультуры. Подсказка 1. У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты. Её начинают изучать еще в младших классах на уроках математики. Скорость.

4. Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Её совсем мало у больных. Она не вещь и не сохраняется. Подсказка 1. Эта величина векторная. Подсказка 2. “Давай поборемся”, говорят те, у кого её много. (Сила).

5. У всех физических тел, сделанных из данного вещества, она одинакова. Она не связана с движением тела. Подсказка 1. У алюминиевой ложки и алюминиевой кружки она одна и та же. Подсказка 2. Это величина – скалярная, изучается на уроках физики. Плотность.

6. Она сохраняется неизменной, если кастрюльку укутать одеялом или шубой. Подсказка 1. У всех здоровых людей она почти одинакова. (Температура).

Подведение итогов. Награждение команд.

Задания можно комбинировать, подобное мероприятие, интеллектуально-спортивная информатико-математическая игра, для учащихся 9класса была проведена мною и учителями ИВТ, и физкультуры. Всегда подобные мероприятия пользуются успехом у учащихся и учителей. Уже многие учителя используют во внеклассной работе различные интеллектуально-спортивные игры. Я в 2004-2005 г. в “Открытом уроке”, уже публиковала статью “Интеллектуальные игры”. Эта – продолжение. На протяжении, уже десятка лет, подобное использую в своей работе. Многие задания уже проверены временем, с ними я вас и познакомила. Задания взяты из научно-популярных, занимательных изданий, иногда – придумывала и сама. Сейчас уже и трудно определить источник. И вам желаю успеха в проведении внеклассных интегрированных мероприятий.