Разработка урока русского языка в 6-м классе по теме "Фразеологизмы"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;
  • уметь: давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.

Ход урока

1. Игра “Аплодисменты”.

- Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

- Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение)

- Что такое фразеологизм?

- Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы?

2. Слово учителя.

- Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения?

Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? ( Выслушиваются ответы учащихся)

3. Выступления учащихся с сообщениями о происхождении фразеологизмов (Дамоклов меч, Панический страх, перейти Рубикон и т. д.).

- А теперь пройдёмся по страницам русской истории. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более серьёзно им пользоваться. Послушайте сообщения о том, как возникли выражения: перемывать косточки, уйти несолоно хлебавши, как с гуся вода, где раки зимуют (выступления учащихся).

- С развитием науки и техники в нашу речь входят фразеологизмы- термины из лексикона представителей разных профессий. Определите профессию работника по его словарю:

1) сгущать краски, не жалеть красок;

2) учитывать все минусы и плюсы, привести к общему знаменателю, ставить знак равенства;

3) игра в одни ворота, игра не по правилам.

- Многие крылатые слова и выражения были созданы писателями: голый король (Х.К. Андерсен), ушки на макушке (М.Ю. Лермонтов), человек в футляре (А.П. Чехов).

- Сделайте вывод о том, как в языке появились фразеологизмы.

4. Работа по развитию речи.

- Отгадайте, какой фразеологический оборот зашифрован на картинке? Составьте с ним предложение, определите синтаксическую роль фразеологизма. Устно объясните его значение.

(Учащимся предлагаются рисунки, на которых изображены иллюстрации к следующим оборотам: заметать следы, лить крокодиловы слёзы, намылить голову, набрать в рот воды, тянуть быка за рога, как кот наплакал, биться как рыба об лёд.)

5. Лексическая работа.

- Какие слова называются синонимами? Как вы думаете, какие фразеологические обороты можно назвать синонимичными? Подберите синоним к фразеологизму работать с огоньком.

- Какие слова называются антонимами? Что такое антонимичные фразеологические обороты? Подберите антоним к фразеологизму засучив рукава.

- Заполните таблицу ( спроецирована через мультимедиа или начерчена на доске):

Фразеологич. оборот Фразеологизм- синоним Фразеологизм- антоним
Работать с огоньком    
Язык проглотить    
Упасть духом    
Со всех ног    

6. Шутка-минутка.

- Исправьте ошибку, объясните значение:

1) ждать у горя погоды;

2) мы сами с ушами;

3) купить кита в мешке;

4) не ноги горшки обжигают;

5) нашла коза на камень;

6) крутится как булка в колесе.

7. Прочитайте текст (спроецирован через мультимедиа или распечатан на каждого ученика). Спишите, вставив пропущенные орфограммы, пунктограммы и раскрывая скобки. Найдите фразеологические обороты, подчеркните их как члены предложения, устно объясните значение.

Попались на удочку.

Пр_гласил нас как-то сын л_сника (к )себе. За гр_бами, говорит, сходим п_охотимся рыбу удить будем . Уху сварим - пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развес_ли, слуша_м. Мой братишка так голову пот_рял от счастья. Как же! В лесу зан_чуем палатки разоб_ём к_стёр разложим из ружья палить будем. Потом он мне покою (не) д_вал: Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку (на) этом деле с_ел. (Не) знаю, каких собак он съел, а вот мы попались (на ) удочку. Обм_нул он нас…

8. Подведение итогов урока:

- Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

- Чему научились?

- Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

9. - Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: закончите рассказ “ Попались на удочку”, введя в него 5-6 фразеологических оборотов.