Элективный курс. Стилистика и развитие речи

Разделы: Русский язык


Данный курс сориентирован на формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся, умения употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, их порядок, отношения между ними, определять тему работы, выбирать жанр своего произведения, отбирать и логически излагать материал, использовать различные изобразительно – выразительные средства языка.

Учащиеся должны уметь редактировать собственный текст, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Стилистика учит правильно пользоваться отдельными сторонами языка: фонетической, лексической, грамматической.

Владение стилистическими нормами и означает умение использовать те средства языка, которые лучше всего отвечают целям общения.

Стилистические ошибки снижают точность, ясность и выразительность речи или искажает мысль, но не нарушает правил грамматики. К стилистическим ошибкам относятся недочеты, которые связаны с лексикой и грамматикой, а с другой стороны, нарушение норм стилистики (тавтология, плеоназмы, перифразы, паронимы, речевые штампы и т.д.). В русском языке две основные группы стилистических ошибок: словарно-стилистические (лексические) и грамматико-стилистические ошибки (морфологические и синтаксические).

I. Словарно-стилистические ошибки

  1. Неверное или неточное употребление слова, вызванное непониманием его значения, неумением сочетать его с другими словами.
  2. Многословие: плеоназмы, перифразы
  3. Повторы
  4. Пропуск нужного слова.
  5. Искажение фразеологических оборотов.
  6. Словесные штампы.

II. Грамматико-стилистические ошибки.

  • Морфолого-стилистические:

-Неправильное словообразование, неудачное словотворчество.

-Ошибки в употреблении форм рода, числа и падежа существительных.

-Ошибки в образовании и употреблении форм прилагательных, местоимений и других частей речи

  • Синтаксико-стилистические:

-Нарушение порядка слов в предложении.

-Нарушение границ предложения и т.д.

-Ошибки в построении сложного предложения.

Курс рассчитан на 17 часов и адресован учащимся 9-10 классов.

Лексика и фразеология (5ч)

Стилистическая характеристика слова.

-Точность словоупотребления.

-Многозначность слов, употребление слов в переносном значении.

-Омонимы, синонимы и антонимы.

-Многословие. Повторы.

-Смешиваемые слова. Паронимы.

-Лексика общеупотребительная, разговорно-просторечная, диалектная, профессиональная (термины, техницизмы, профессионализмы, жаргонизмы, экзотизмы и варваризмы, диалектизмы, устаревшая лексика, заимствованные слова).

-Фразеология.

-Использование в речи тропов (метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, синекдоха, эпитет, гипербола, перифраза).

Фонетические средства языка. (2ч)

-Выразительность фонетических средств языка (звукопись, аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, стык, звукоподражание, ритм и интонация, рифма и пауза).

-Стили произношения. Стилистическое использование ударения.

Морфология (3ч)

-Словообразовательные средства языка (функционально-стилистические, эмоционально-экспрессивные).

-Использование форм имен существительных (категория рода, падежа числа

-Имя прилагательное (полная и краткая форма, степени сравнения)

-Имя числительное

-Местоимение

-Глагол

-Использование наречий, предлогов, союзов и частиц

-Причастие и деепричастие

 Синтаксические средства языка (4ч)

-Порядок слов в предложении

-Связь слов в предложении

-Главные члены предложения

-Синонимика простых предложений

-Однородные члены предложения

-Стилистическое использование вводных и вставных конструкций

-Стилистическое использование обращений и междометий

Сложное предложение (3ч)

-Стилистические фигуры (инверсия, параллелизм, эпифора, эллипсис, градация, антитеза, риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание

-Сложносочиненное предложение

-Сложноподчиненное предложение (сравнительный оборот и сравнительное придаточное предложение)

-Обособленные второстепенные члены (придаточные определительные, придаточные обстоятельственные

-Речевые ошибки, возникающие при употреблении синтаксических средств языка и способы их устранения

-Создание собственных текстов.

Данные занятия рассчитаны на овладение детьми определенной системой филологических понятий, которые помогают осознать языковые истоки образности и выразительности художественного текста. Занятия специально посвящаются анализу слова – первоэлемента художественной литературы, языковому анализу художественной речи.

Цель занятий:

  • Научить ребенка чувствовать слово
  • Думать над словом
  • Искать в слове истинный смысл
  • Восхищаться родным словом
  • Выражать себя в слове

-Раскрыть творческий потенциал школьников

-Воспитать устойчивый художественный вкус

-Подготовить учеников к выполнению тестовых заданий из ЕГЭ

Литература

  1. Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и литературное редактирование научных произведений. М.:Высшая школа, 1984.
  2. Синтаксис и стилистика. М., 1976.
  3. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. М.: Дрофа, 1996.
  4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1997.
  5. Шустова Л.В. Практическая стилистика русского языка. М.1993 серия “Школьная тетрадь”.