Музыкальное интегрированное занятие "Как мы видим звуки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

Задачи:

  1. Развивать творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой посредством рисунка, проникновенного слова.
  2. Формировать умение следить за развитием музыкальных образов.
  3. Различать тембр музыкальных инструментов.

Материал и оборудование:

  • портрет композитора А.К. Лядова,
  • 2 стола с принадлежностями для рисования,
  • кукла Гудоша,
  • декорация каменных гор с подсветкой (елочная гирлянда),
  • коробка-ларец с двойным дном,
  • карточки с изображением музыкальных инструментов (скрипка, виолончель , контрабас, флейта, саксофон),
  • карточки по количеству детей с их именами,
  • 6 бумажных нот с 6 именами детей, присутствующих на занятии,
  • бубен,
  • карточка с изображением музыкально-ритмического упражнения,
  • призы-нотки (10 штук),
  • скрипичный ключ.

Ход занятия

(В зале стоит декорация каменных гор. На подставке портрет композитора А.К. Лядова и “художественная мастерская” для рисования. Дети входят в зал под музыку М.Огинского “Полонез” и свободно располагаются в центре зала.

Муз.рук.:

Льется музыка рекой, вьется нотною строкой,
Снова звуков половодье захлестнуло все вокруг,
И кораблики мелодий выплывают из-под рук…

(К. Ибряев)

Вот так красиво поэт рассказал в своем стихотворении о музыке. Дети, сегодня у нас снова праздник музыки и я предлагаю пройти на места. (Дети садятся). Вы знаете, что музыку можно передать в движении. Если звучит вальс – то мы танцуем плавный танец, если – звонкая, задорная, радостная – мы весело пляшем, а как вы думаете, музыку можно нарисовать? (ответ детей). Да, конечно, если флейта щебечет как птица, то мы представляем и рисуем птицу. А если труба квакает как лягушка, то мы рисуем …

Дети: Лягушку.

Муз.рук: Сегодня у нас в гостях давно знакомый вам мальчик Гудоша. В ларце у Гудоши есть что-то интересное, посмотрим?

(достаю и показываю карточки с изображением музыкальных инструментов симфонического оркестра).

Назовите, какие из этих инструментов вам знакомы? (ответы детей).

Послушайте как звучат духовые инструменты и виолончель с контрабасом.

Они изображают таинственный ночной пейзаж, каменные горы, потонувшие в ночном мраке.

(Звучит фрагмент пьесы “Кикимора” А.К. Лядова)

А сейчас музыка будет звучать прозрачно, светло. Мы услышим хрустальный звон, и увидим мерцание ночных звезд. Это звучат флейты и скрипочки.

(Звучит фрагмент пьесы, включается подсветка, по окончании музыки - отключить).

Мне бы хотелось, чтобы следующую часть пьесы вы послушали очень внимательно. В ней вы можете услышать знакомую мелодию.

(Звучит “Песня Кота-Баюна” из пьесы “Кикимора”).

“Песня Кота-Баюна” написана на основе народной колыбельной мелодии. Вам хорошо знакомы слова:

“Баю-баюшки, баю, не ложися на краю,
Придет серенький волчок и ухватит за бочок”.

Представьте, что вы – музыканты. Давайте переложим эти слова на музыку и у нас с вами получится своя колыбельная песня.

(Дети поют колыбельную песню на мелодию “Песни Кота-Баюна”).

Но вдруг в эту спокойную, укачивающую колыбельную неожиданно врывается ядовито-колкая, резкая, страшная, пронзительная музыка. Играют почти все инструменты в оркестре, будто совершаются злые чары.

(Звучит фрагмент пьесы).

Скажите, ребята, а вы когда-нибудь видели Кикимору? И я не видела. А вот композитор А.К. Лядов придумал такую сказку и даже написал к ней музыку. Кикимора – это сказочное существо, которое творит проказы, делает людям гадости и неприятности. И существует легенда о том, что в старые, давние времена, люди совершали целый обряд, чтобы увезти Кикимору в лес или болото. Нам знакомо выражение: “Кикимора болотная”. И только после этого обряда начинали приводить в порядок и украшать свое жилище и были уверенны в своем счастье. Хотите послушать такую сказку?

(Включаю подсветку, на фоне музыкальной пьесы “Кикимора” рассказываю сказку):

“Живет, растет Кикимора у Кудесника в каменных горах, от утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору в хрустальной колыбельке. Ровно через 7 лет вырастет Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова у нее малым-малешенька, со наперсточек. А туловище как соломинка. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера, свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи, со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд честной. Напроказничает и юркнет за дерево, спрячется”. (Музыка заканчивается).

Вот какая Кикимора: тонешенька, чернешенька, и голос, наверное, писклявый. А какой голос , ребята. У Кота-Баюна, каким вы его представляете?

(ответы детей).

Между прочим, некоторые думают, что Кот-Баюн баюкает, усыпляет. Это неправильно. Кот-Баюн развлекает, сказки бает, потому и Баюн. А кто из вас хотел бы нарисовать эту музыку? (ответы детей). Вот здесь у Гудоши есть сундучок, и мы сделаем так: положим в него карточки с вашими именами (в первое отделение), плотно закроем, несколько раз перевернем, открываем (2 отделение сундучка) и наши карточки превратились в музыкальные нотки. Они-то нам и подскажут, кто будет рисовать музыку.

(Дети с воспитателем отправляются в “художественную мастерскую”, рисуют, а с остальными детьми проводится “Музыкальная викторина”):

  1. Как называют человека, который пишет музыку? (композитор).
  2. Как называется группа музыкальных инструментов, исполняющая музыку? (оркестр).
  3. Кто управляет оркестром? (дирижер)
  4. Назовите известных вам композиторов.
  5. Какой бывает музыка по характеру?
  6. Сыграть на бубне ритмический рисунок изображенный на карточке.
  7. Назовите инструменты, входящие в русский народный оркестр.
  8. Назовите инструменты входящие в симфонический оркестр.
  9. Назовите виды оркестров.
  10. Назовите произведения П.И.Чайковского.

(За правильный ответ детям вручаются призы-нотки, набравший наибольшее количество ноток-призов получает скрипичный ключ).

А сейчас посмотрим рисунки, которые нарисовали дети.

(Беседа и комментарии детей и взрослых о рисунках)

Вот и заканчивается наше занятие, закрывается “Художественная мастерская”, а в следующий раз вместе с Гудошей мы отправимся в путешествие по страницам “Детского альбома” П.И.Чайковского.