Популяризация ценности здоровья в деятельности школьной библиотеки

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Организация школьной библиотеки


Обоснование программы

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предполагает разработку новой модели школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества и если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственность за него.

Практический опыт показывает, что дети способны самостоятельно не только формировать ценности, но и воплощать их. Совместная с ними деятельность поможет понять, что они знают о здоровье, что их интересует, беспокоит, тревожит больше всего, что бы они хотели сделать для своего здоровья и здоровья других людей. А инструментом может стать сотворчество, совместное постижение знаний, опыта – в неформальном, партнёрском взаимодействии.

По данным исследований опыт в данной сфере жизни наблюдается уже у детей дошкольного возраста. Индивидуализируется отношение, позиция, оценка здоровья и здорового образа жизни. Необходимо учитывать данный факт. Одним из ключевых моментов в выработке мотивации ребёнка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является сознание у него ценности физического, психологического, духовного здоровья.

Библиотека школы, являясь системообразующим элементом общеобразовательного учреждения, опираясь на свое ресурсное разнообразие, используя библиотечные методы и формы работы может внести свой оригинальный вклад в популяризацию ценности здоровья среди школьного сообщества.

Проблема: Несформированность ценности здоровья у обучающихся как мотивообразующего элемента в практической деятельности по здоровьесбереженю.

Цель программы: Принятие здоровья как высшей ценности в своей жизни и жизни других людей, формирование соответствующих этому мотивов поведения.

Задачи программы:

  • формирование осознанного отношения к ценности здоровья;
  • выработка жизненной позиции, позволяющей личности понимать обязанность ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • способствовать формированию у обучающихся потребности и мотивации к здравотворческой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья;
  • способствовать формированию культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.

Перспективная модель развития программы

Первое направление деятельности – формирование у обучающихся представления о ценности здоровья и здорового образа жизни (зож).

Реализующая деятельность:

  • составление рекомендательных списков документов здоровьесберегающей тематики;
  • консультирование пользователей при выборе информационных источников;
  • организация выставок книг по зож;
  • проведение библиотечных уроков по актуальным вопросам здоровьясбережения.

Ожидаемая эффективность:

  • обеспечение возможности наиболее полного и быстрого доступа к информационным ресурсам;
  • формирование потребности обучающихся на сохранение и укрепление здоровья своего и близких;
  • формирование системы знаний воспитывающих психологию. Санитарно-гигиенические установки и мотивацию, направленную на зож.

Второе направление деятельности – информационная поддержка педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

Реализующая деятельность:

  • сбор, накопление, компьютерная каталогизация и обработка информационных средств;
  • обеспечение учебного процесса методическими материалами посредством баз данных, электронных энциклопедий и т.д.

Ожидаемая эффективность:

  • обучение пользователей методике нахождения и получения информации на разных носителях;
  • повышение уровня информированности и профессиональной компетенции педколлектива о современных формах и методах формирования здоровьесберегающих среды в ОУ;
  • создание предпосылок для взаимодействия специалистов всех уровней, внедряющих здоровьесберегающие технологии.

Третье направление деятельности – обеспечение обучающихся условиями для свободного выбора методов и средств развития личности, укрепления физического, психологического, духовного здоровья; создание современного информационно-коммуникационого пространства, располагающего к овладению навыками информационных технологий, к познанию мира, творческого самовыражению, самостоятельной исследовательской деятельности.

Реализующая деятельность:

  • организация самообразовательной деятельности учащихся с учебной, справочной литературой, техническими и информационными средствами;
  • разработка и презентация спектра творческих заданий, игр, познавательных вопросов.

Ожидаемая эффективность:

  • создание условий по приобретению прочных знаний по основным школьным дисциплинам, благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья;
  • активизация роли самого ребенка в сохранении своего здоровья, его права на выбор.

Четвертое направление деятельности – реабилитационно-релаксационная поддержка самопознания, саморазвития, самовоспитания обучающихся.

Реализующая деятельность:

  • фасилитация и информационное сопровождение личностного роста методами библиотерапии;
  • гармонизация межполушарной асимметрии на основе инсталляций и образного ряда;
  • создание и поддержка комфортной среды в помещении библиотеки;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

Ожидаемая эффективность:

  • сохранение уровня позитивного здоровья. Регулирования своего настроения, улучшения качества учебы;
  • обучение эффективным методикам самокоррекции;
  • обеспечение оптимальной работоспособности, предупреждения развития переутомления, повышение общей сопротивляемости организма;
  • повышение адаптационных возможностей обучающихся.

Результат: Принятие ценности здоровья как одной из главных ценностей человека позволяет обучающимся ориентировать свое поведение на сбережение и укрепление здоровья своего и окружающих; успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, наиболее полно реализовать личностный потенциал, в том числе в послешкольной жизни.