Урок по литературе на тему "Пейзаж в русской живописи 80–90-х гг. XIX в."

Разделы: Литература


Цель урока. Раскрыть, какими путями, средствами художники-передвижники показывают величие, богатство, лирическую прелесть родной природы, "песенность русского пейзажа" (Асафьев), становление реалистического пейзажа (А.К. Саврасов, Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин), многогранность, тонкий лиризм пейзажей И.И. Левитана, - острые социальные ноты в пейзажах художников, философское раздумье о жизни.

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь,в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев

Беседа с классом:

а) Назовите течения в изобразительном искусстве Европы и России 60-х-90-х годов XIX века (импрессионизм - 1874 г., передвижничество-1840 г.)

б) Почему появились эти течения искусства, показать их социальные корни (последствия Парижской Коммуны - в Западной Европе. Последствия революционных ситуаций, отмены крепостного права - в России).

в) Назовите главные темы творчества художников этого периода (человек, город, природа).

Человек и природа, природа и человек - это очень сложные явления, взаимопроникающие и обогащающие друг друга.

В произведениях художников-передвижников показана сила, пробуждающая в человеке его лучшие душевные качества. Вы, ребята, сегодня соавторы урока.

В 60-70е годы возникает и утверждается русский национальный пейзаж, опирающийся на завоевания предшествующих эпох. Основоположником его по праву является Алексей Кондратьевич Саврасов. Продолжали и развивали эти традиции замечательные русские пейзажисты Федор Александрович Васильев (1860-1873), Иван Иванович Шишкин (1832-1898), Архип Иванович Куинджи ( 1842-1910).

Вершиной русского пейзажного искусства 60-90-х годов XIX века признано творчество Исаака Ильича Левитана (1850-1900).

Среди картин, представленных на первой выставке передвижников в октябре 1871 г., был пейзаж А.К. Саврасова "Грачи прилетели". И.Н. Крамской о "Грачах" сказал: "Это лучшее и действительно прекрасное произведение. Везде, на всех пейзажах, находящихся на выставке, тоже есть деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах".

Беседа с классом о картине.

  • каков воздух на картине? (чист, прозрачен, наполнен весенней влагой).
  • какова цветовая гамма? (нежнейшие перламутровые сочетания красок: светлых, мягких, прозрачных).
  • каков снег? (рыхлый, с проталинами, в которых голубое небо, облака, кусты)

почему можно сказать, что картина звучащая? Какие слышите звуки? (колокола, гомон птиц).

Обобщение учителя: перед нами незатейливый пейзаж обычного русского села, написанный на Волге, Молвитино, церковь Воскресения, в Костромской губернии (сейчас это районный центр Сусанино, т.к. это родина Ивана Сусанина)

"Грачи прилетели" - это высшее творческое достижение, новаторское не только по сюжету, но и по образному решению. Современники восприняли картину как откровение, воспевание бескрайних просторов и величия природы России; хотя она будничная, но всё озарено весенним солнцем. Человек как бы остается за кадром, но его незримое присутствие ощущается: трубы, дымок, дома. Мы ощущаем гармонию человека и природы. А.К. Саврасов - один из первых русских пейзажистов, раскрывших душу русской природы.

И.И. Левитан так сказал о картине А.К. Саврасова " Грачи прилетели": " Какая простота. Но за этой простотой вы чувствуете мягкую хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу". Эта маленькая картина вобрала в себя как бы всю Россию, пространство раздвинулось вширь.

Всё просто, и знакомо, и чудесно, и хорошо!

В романе И.С. Тургенева " Отцы и дети" 1861 г. встречаем такой пейзаж: "Места, по которым они (Аркадий, Николай Петрович и Базаров) проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами и крошечные пруды с худыми плотинами и деревеньки, с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетеными из хвороста стенами и зевающими воротцами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившейся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами (гл. III).

Что общее в описании И.С. Тургенева и А.К. Саврасова?

  • бедность, неброская красота, мягкая манера письма;
  • широкое пространство (поля, поля, поля...);

присутствует русская душа: у И.С. Тургенева - через восприятие Аркадия; у А.К. Саврасова - через восприятие лирического героя, т.е. самого художника и зрителя; и Аркадий, и "герой" "Грачей" поддаются обаянию весенней природы.

эпическое и повествовательное начало соединились в двух произведениях искусства. В качестве вывода о картине А.Саврасова "Грачи прилетели" приводятся следующие слова И.И. Левитана "Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художничества".

В том же 187I году молодым художником Федором Александровичем Васильевым была написана картина "Оттепель", также после поездки по Волге. И.Е. Репин о Ф.Васильеве сказал: "Это феноменальный юноша... Мне думается, что такую живую, кипучую натуру имел разве Пушкин".

Федор Васильев говорил: "Если написать картину, состоящую из одного этого голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так, как оно в природе, то, я уверен,- преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и бесконечного торжества, и чистоты природы, будет отложен и - покажется во всей безобразной наготе".

Вопрос классу: почему художник был уверен в этом? В чем сила пейзажного искусства?

Федор Васильев прожил всего 23 года, он был удивительным человеком: жизнерадостным, красивым, везде поспевая, любил товарищей, учителей; "напоминая щедрого богача, который, не задумываясь, раздавал богатство (И.Н. Крамской), был музыкантом и поэтом (хотя и не знал нот). Однажды по слуху сыграл "Патетическую сонату" Бетховена. У Ф.Васильева был абсолютный слух и память. Отличался необыкновенной работоспособностью - работал с утра до утра.

Анализ картины Ф.Васильева "Оттепель" (1871)

Беседа с классом:

- какое чувство вызывает?

(неоднозначное, сложное - это и пронизывающая душу тоска, одиночество).

- почему испытываете грусть?

(от описания одинокого путника с ребенком)

- почему так много грусти и тоски, с помощью каких деталей это создается?

(равнина, открытая ветрам; заиндевелый лес - на фоне низкой свинцовой тучи; заброшенная сиротливая изба)

- есть ли надежда на скорое пробуждение жизни?

(да, всё же потеплело, оттаяло в природе, мороз сдался – оттепель).

- как объединяются два противоположных: чувства горе и надежда – (через ощущение красоты и гармонии).

Учитель обращает внимание на своеобразие композиции картины: выдержана внутренняя соразмеренность, уравновешенность всех частей, центр - группа высоких деревьев.

Также учитель говорит о живописи Ф.Васильева: теплые коричневые и холодные серые тона, составляющие основу колорита картины, гармонично сочетаются в ней.

Эта картина лирическая, т.к. в ней есть особая эмоциональность, насыщенность авторским чувством, явное выражение художником собственного ощущения жизни.

Находясь на лечении вдали от России, Ф. Васильев вспоминает любимые места. Шедевр художника - " Мокрый луг" (1872). Это - музыкальный пейзаж; вы слышите поэзию и музыку.

Ребята! Посмотрите и послушайте музыку русской природы. Всё умыто дождем, еще есть капель, отступает туча, день проглядывает. "Сейчас луч брызнет и осветит всё. Необычная манера письма: но чем дальше, тем нежнее пейзаж, и вода уходит легко, уводя куда-то вдаль.

Беседа с классом

- какова гамма цвета?

(облака слева - золотистые, освещенные солнцем, справа - синевато - серые; проглядывает голубое небо).

Обобщение учителя: увиденное на картине нас зачаровывает, мы не можем оторваться, видя ширь лугов, чувствуя свежий ветер, гуляющий на просторе.

Федор Васильев умер, когда ему не исполнилось и 24 лет. Но то, что он успел сделать, настолько значительно, что без его произведений невозможно представить себе русскую пейзажную живопись.

Одним из учителей Ф.Васильева был И.И. Шишкин (они вместе совершали путешествие по Волге). Это был яркий, колоритный человек, И.Е. Репин вспоминал: "Громче всех раздавался голос богатыря И.И.Шишкина, как зеленый могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью".

Каждому с детства знакома картина "Рожь".

Вспомните слова Н. Некрасова: " Всё рожь кругом, как степь живая".

Беседа с классом:

  • что на переднем плане? (рожь стеной, но расступилась).
  • каково небо? (светло-голубое)
  • как показаны сосны? (могучие, это придает картине могучий ритм; у них широкие, темно-зеленые ветви).
  • какие детали картины привлекают наше внимание? (туча; порыв ветра; ласточки, вьющиеся над землей,- это предвестники грозы ).

Учитель обращает внимание на особенность манеры письма И.Шишкина - подробно, аккуратно всё выписано: каждый колос, каждая травинка, каждая ветка. И. Шишкин говорит о красоте и богатстве, о необъятных просторах нашей Родины. Эпиграфом к картине могут быть слова И.И. Шишкина; " Раздолье, простор, угодье, рожь ... благодать, русское богатство". Шишкина не случайно называют "певцом русского леса": он любит лесные чащи, боры, поляны. Вспомните его знаменитые картины: " Корабельная роща", "Дубы", " Лесная глушь", "Среди долины ровныя".

Посмотрите еще один из шедевров И. Шишкина - "Лесные дали".

Беседа с классом:

- что нравится вам? (панорама лесного края, массив леса, громадное небо, водная гладь)

обратите внимание на размещение холста (вытянут в длину) - почему? (нет конца расстилающейся шири, видимая глубина просторов захватывает дух, безмерность лесных далей).

Вывод учителя: это поистине "русский врачующий простор" ("Спасибо, сторона родная, за твой врачующий простор". Некрасов).

Как говорилось выше, А.Саврасов сыграл большую роль в воспитании молодых художников-пейзажистов в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Особенно волновал художника худой, черноволосый юноша Исаак Левитан, который обладал даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. Саврасов говорил юному Левитану: "Ты будешь великим художником. Я горжусь тем, что учу тебя! Ты обладаешь редким даром - слышать русскую задушевную природу".

Жизнь И.Левитана была тяжелой, он постоянно боролся за своё человеческое достоинство: был тяжело болен, но создавал удивительно мажорные произведения.

В 1894 г., находясь во Франции, И.Левитан писал: " Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси: реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия!".

Вы слышите, какая острая любовь к России у И. Левитана. Всмотритесь в картину "Весна - большая вода".

Беседа с классом:

- как передана атмосфера ранней весны, трепетное состояние природы? (тонкие березки, пронзительно голубая река, прозрачное небо, дымка облаков).

Вывод учителя: это - щемящее чувство Родины, в слиянии человека и природы видел смысл работы пейзажиста; у него мы видим "портрет" природы; причем этот "портрет" "психологический". Чувствуем человека (лодка, амбар) - это приносит особую теплоту, "удвоение" мира (через отражения).

Проникновенна и поэтична картина "Весна - большая вода "Мажорно, солнечно звучат краски в картине "Март". Это - праздник на душе. Ранняя весна.

Обычная рыхлая дорога, обычные дома, сани. Это - русский импрессионизм. Обратите внимание на голубые тени, снег плотный и рыхлый; снег голубой и желтый; деревья ловят солнце , поэтому они красно-розоватые.

Эта картина написана с. натуры в имении Турчаниновых, друзей художника.

Предлагается сравнить "Март" И. Левитана и "Грачи прилетели" А. Саврасова.

- что отличает картины? (скромная сдержанность - у А. Саврасова, яркая красочность, теплая зелень - у И. Левитана)

Нельзя не вспомнить торжественную, праздничную красоту "пышной природы увядания" (Пушкин) на полотне "Золотая осень". Мы видим " в багрец и золото одетые леса". Все три картины пронизаны светлым мироощущением.

Картину "Владимирка" в 1894 г. И. Левитан принес в дар Третьякову для галереи. Владимирка - это большая дорога Владимирской губернии. Один из современников Левитана вспоминал: " Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной, тихой прелести. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дорога... "Постойте, Да ведь это Владимирская, та самая Владимирка, по которой когда-то, звякая кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда..." И в тишине поэтической картины стала чудиться нам глубокая утаенная грусть.

Беседа с классом:

- как удалось художнику средствами пейзажа добиться в картине социального звучания? (образ дороги: кажется, что она из края в край пересекла всю страну),

  • какое чувство возникает, когда смотришь на эту дорогу? (щемящая тоска).
  • какие слышишь звуки? (звуки цепей, народный стон)
  • какие строки Н.А. Некрасова вам вспоминаются?

("Стонет он по полям, по дорогам, стонет он по тюрьмам, по острогам" "Железная дорога")

каков цвет неба и почему оно такое? (холодный, серый цвет, небо занимает значительную часть холста).

значение колорита (преимущественно краски серого сумрачного дня, хотя богатая цветовая гамма, все краски которые есть в природе).

Вывод учителя: это - социальный пейзаж, чувство художника превратилось в скорбную тему народного страдания, это - особая любовь к Родине.

В 1894 году написана картина " Над вечным покоем".

Беседа с классом:

  • почему можно сказать, что это грандиозная панорама (высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера, огромнее небо, грозовые облака).
  • каким представлен мыс? ("плывущий", мы следим за его движениями и устремляем взор к островку, к синим далям, к небу ).
  • сколько стихий нам представил Левитан (1/3-земля и вода, 2/3- небо) (они очерчены большими массами ).

почему можно сказать, что здесь природа "живет" своей жизнью, что она одухотворена (воду ощущаем как единую массу, единый белесо-свинцовый свет; небо - объято движением; облака сталкиваются, разнообразны их тона - от темных свинцово-фиолетовых до более светлых и легких; небольшое розовое облако напоминает очертания островка в озере - только оно спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет).

- какова "зеленая" часть картины? (мыс, приютившаяся старая церквушка, деревья, раскачиваемые ветром, покривившиеся могильные кресты).

Вывод учителя: художник И.Левитан создал величественный образ родной природы, которая живет и проникнута человеческими чувствами, настроениями, переживаниями, жизнь-борьба, а покой - только снится; это-раздумье о смысле жизни, о беспредельности жизни и смерти. Это – 6-я Симфония Чайковского, где поставлен вопрос: что такое человек и смерть?

Звучит музыка П.И. Чайковского - "6-я Симфония".

Домашнее задание:

Подумать над вопросом: "Какой силой обладает пейзажное искусство?".