Элементы занимательности на уроках математики в условиях коррекционных школ III вида

Разделы: Математика


Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех познавательных процессах и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Уменьшается количество получаемой информации, изменяется ее качество. Значительное сокращение или полное отсутствие зрительных ощущений, восприятий и представлений ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти. С точки зрения качественных особенностей развития следует в первую очередь указать на специфичность формирования психических функций, структуру функциональных связей внутри каждой функции. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т.д.

Мыслительная деятельность слепых и слабовидящих детей, как показали исследования отечественных психологов (М.И.Земцова, А.И.Зотов, Т.П.Головина, Ю.А.Кулагин, А.Г. Литвак, В. А. Ленина, А.Ф. Самойлов, Л.И.Солнцева, Е.М. Украинская, В.А. Феоктистова и др.), развивается по тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. Хотя определенные специфические особенности этого процесса, вызванные ограничением чувственного опыта, замедляют интеллектуальное развитие и изменяют в немалой степени содержание мышления, его сущности они изменить не могут.

Слепые дети всех возрастов по результативности выполнения учебных заданий отстают от своих зрячих сверстников, однако в среднем школьном возрасте основная их масса начинает справляться с решением поставленных задач именно способом мысленного оперирования образами, работая “по правилу”. Полное отсутствие или частичное нарушение зрения резко ограничивает полноту, точность и дифференцированность чувственного отражения действительности, что негативно влияет на процесс интеллектуального развития. Слепым приходится, преодолевая фрагментарность и схематизм осязательных образов, осуществлять дополнительную работу, с помощью мышления возмещая в значительной мере недостатки чувственного опыта. Однако этот путь нередко приводит к так называемой фиктивной компенсации. Указывая на это, Л.С.Выготский подчеркивал, что “нигде вербализм, голая словесность, не пустила таких глубоких корней, как в тифлопедагогике. Слепой все получает в разжеванном виде, ему обо всем рассказывают... Слова особенно не точны для слепого, поскольку опыт его складывается иным образом... Получая в готовом виде всякое знание, он сам разучивается понимать его” [1].

Участие взрослого в развитии слепого ребенка значительно больше, нежели в жизни зрячего, что связано с отсутствием у слепого ребенка непосредственного зрительного подражания — одно из каналов самостоятельного приобретения знаний. Самостоятельное приобретение знаний и умений у слепого ребенка ограниченно. Слепой ребенок должен быть специально обучен тому, чему зрячий обучается сам. Поэтому, обучая слепых детей математике, мы используем элементы занимательности: разнообразные задачи, математические игры, задачи-шутки, требующие работы ума, развивающие мышление и необходимую логичность в рассуждениях. Для более полного понимания заданий незрячими школьниками занимательные математические игры и задания адаптируются и преобразуются для чтения рельефно-точечным шрифтом по Брайлю. Приводим примеры некоторых заданий [2,3,4].

Задачи:

  • Из пункта А реки одновременно поплыли: мяч по течению и спортсмен против течения. Через 10 мин пловец повернул назад и догнал мяч под мостом, находящимся в 1 км от А. Известно, что пловец не изменял своих усилий на протяжении всего времени движения. Какова скорость течения реки?
  • Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу первый из пункта A со скоростью 20 км/ч, второй из B со скоростью 15 км/ч. Который из велосипедистов будет ближе к A в момент встречи их?
  • Настолько привычно воспринимать линию, образующуюся при перегибании листа бумаги, как прямую, что на вопрос: "Почему такой сгиб непременно - прямая линия?" - почти всегда отвечают так: "Линия сгиба листа бумаги - прямая, так как она есть линия пересечения двух плоскостей". Такое объяснение кажется естественным и верным, но это - заблуждение. Попытайтесь сформировать правильное и полноценное обоснование.
  • Арена цирка имеет в окружности 150 м, а велосипедное колесо - 1,5 м. Сколько оборотов сделает это колесо, обкатив арену один раз?
  • Перед вами произвольный треугольник из бумаги. Покажите с помощью сгибания, как надо рассечь этот треугольник двумя прямолинейными разрезами на три части, из которых возможно было бы выложить прямоугольник.
  • Площадь поверхности озера, покрываемая одной кувшинкой, каждый день увеличивается вдвое. Через 10 дней вся поверхность озера оказывается покрытой ею. За сколько дней покроют все озеро 2 волшебные кувшинки? Остерегитесь манящего желанья ответить сходу: "две кувшинки покроют озеро за 5 дней". Подумайте, посчитайте! Если уверены, что рассуждаете правильно, то ответьте на дополнительные вопросы: за сколько дней покроют все озеро 4-ре волшебные кувшинки? А 8 кувшинок? А16 ?

Математические игры:

  1. Разрезные картинки

Несколько цветных открыток (по 2-3 одинаковых) наклеить на картон и разрезать каждую на 12-15 частей (для незрячих детей, каждую часть нумеруем рельефно-точечным шрифтом по Брайлю в верхней части слева). Задача играющих – собрать из отдельных частей картинки (открытку, прямоугольник).Если играющим предлагают собрать картинку по образцу, это не очень трудно сделать. Значительно труднее сделать это без образца.

  1. Из десяти деталей

Для игры надо вырезать из картона или фанеры 5 различных фигур (прямоугольник, треугольник, пятиугольник, квадрат, ромб) по два экземпляра. Из этих 10 деталей требуется сложить большой квадрат или, пофантазировав, стилизованные фигурки человечка, зверушки, машины и т.п.

  1. Считай, не зевай!

Для игры надо приготовить 48 карточек-прямоугольников с цифрами от 1 до 24.

Рисунок 1.

Каждое число должно повторяться на двух карточках (для незрячих детей, каждую карточку нумеруем рельефно-точечным шрифтом по Брайлю: в верхней части слева и в нижней части справа). Играть могут 2, 3 и 4 человека. Карточки тасуются и кладутся на стол числами вверх. Начинающий игрок кладет перед партнером любую из своих карточек числом к партнеру. Задача партнера состоит в том, чтобы путем ряда арифметических действий с числами в своих карточках получить то число, которое положено перед ним. При этом счет надо вести вслух и выкладывать на стол карточки с теми числами, которые складываешь, вычитаешь, делишь или умножаешь. Допустим, на стол выложена карточка с числом 7, а у играющего на руках оказались карточки с числами 2, 3, 9 и 13. Можно легко получить число 7, отняв 2 от 9, но можно поступить и по-другому: 3+9=12, 12:2=6, 13-6=7. Второй способ выгоднее, т.к. все карточки, которыми оперирует играющий остаются у него, он забирает их себе, как “добычу”, и в этом главная цель игры. В указанном случае играющий откладывает в сторону 5 карточек с числами 7, 2, 3, 9 и 13 – это его “добыча”. Отложенные карточки больше в игру не возвращаются. После хода каждый достает из стопки столько карточек, сколько у него не хватает до 4-х, играющие меняются ролями: выкладывает карточку следующий играющий, а первый путем ряда арифметических действий с числами в своих карточках старается получить нужное число. Если это число никак получить нельзя, играющий пропускает ход.

Игра продолжается до тех пор, пока из стопки не будут взяты все карточки. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек в “добыче”.

  1. Раздели на участки

На шестиугольнике, вырезанном из фанеры, делаются 7 выпуклых точек: в углах и по центру (для развития осязания незрячих детей). Для игры нужны 3 кусочка проволоки. С их помощью надо разделить всю площадь шестиугольника тремя прямыми линиями на участки так, чтобы каждая выпуклая точка оказалась в отдельном участке.

Рисунок 2.

Задачи-шутки:

  • Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в этот поселок?
  • В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек?
  • Когда нельзя сокращать сократимую обыкновенную дробь?
  • B семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
  • Блокнот с оберткой стоят 11 р. Сам блокнот на 10 р. дороже обертки. Сколько стоят блокнот и обертка в отдельности?
  • Часы с боем отбивают один удар за 1 с. Сколько времени потребуется часам, чтобы они отбили 12 ч?
  • Чему равно произведение последовательных целых чисел, - начинающихся числом -5 и оканчивающихся числом 5?
  • Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
  • Четыре яблока, не разрезая их, нужно разделить между тремя приятелями так, чтобы никто из них не получил больше, чем остальные. Как это сделать?
  • Половина - треть числа. Какое это число?
  • Сколько будет трижды сорок и пять?
  • Сколько яиц можно съесть натощак?
  • Когда козе минет семь лет, что будет дальше?
  • Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? А 4 курицы за 9 дней?

Экзамен на сообразительность

Участникам команд (до 5 человек в каждой команде) задаются вопросы, отвечать может любой ребенок из команды, которой задан вопрос. За правильный ответ команда получает фишку. Побеждает команда, набравшая больше фишек.

Вопросы для первой команды:

  1. Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоят 13 судаков? (13 рублей)
  2. Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое. Бабушка, мать и внучка).
  3. В комнате горело 7 свечей. Проходил мимо человек и потушил две свечи. Сколько осталось? (Две, остальные сгорели).
  4. Два раза родиться, один умирает. Кто это? (Курица).
  5. Двое пошли – 3 гвоздя нашли, следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут? (Могут ничего не найти!).

Вопросы для второй команды:

  1. У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер? (Одна).
  2. В корзине 3 яблока. Как поделить их между тремя мальчиками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одному яблоко вместе с корзиной).
  3. Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидели по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, сколько ног было на мельнице? (Две, у кошек - лапы).
  4. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождений у него всего было 25. Как это могло быть? (Старик родился 29 февраля).
  5. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток? (Три).

У Корнея Чуковского есть стихотворение-загадка [5]:

Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом –
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.
Что это такое?
(Человек сидел на стуле, имеющем три ножки, пришла собака и утащила куриную ногу. Повар бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу).

Такие занимательные упражнения очень нравятся незрячим школьникам. Использование элементов занимательности на уроках математики в условиях коррекционных школ III вида активизирует познавательную деятельность слепых детей, развивает логичность мышления, представление, воображение слепых детей, дает возможность несколько ускорить интеллектуальное развитие слепого ребенка.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. — М., 1995. — С. 32.
  2. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя.-2-е изд., переработанное и дополненное.- М.,: Просвещение, 1983.
  3. Пелерман Я.И. Занимательная арифметика. Загадки и диковинки в мире чисел. Изд. 20-е стереотипное. – М., “Наука”, 1979.
  4. Смирнова В.Ф., Чиркова А.Н. Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье). –М.:Новая школа, 1993.
  5. Чуковский К. Избранное. — М., 1968.