Разработка урока по русскому языку в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Разделы: Русский язык


Цель урока: повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний по дополнению, формирование умения определять способы выражения дополнений, определение прямых и косвенных дополнений.

Задачи:

  • образовательная: научить видеть отличительные свойства второстепенных членов предложения от главных; научить определять каким членами предложения является та или иная словоформа; обратить внимание на трудные случаи выражения дополнения (отличать именительный падеж от Винительного, инфинитив дополнение от инфинитива сказуемого);
  • воспитательная: формирование коммуникативных навыков у учащихся; формирование нравственных позиций учащихся;
  • развивающая: развитие культуры речи, самостоятельности мышления, исследовательских умений.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма: работа в группах, парах, индивидуальная, самостоятельная работа с применением ИКТ.

Методы: частично-поисковые.

Место урока в системе: 1.

Оборудование и средства:

  • видеопроектор;
  • презентации.

Оформление доски:

  • Тема урока.
  • Предложение для синтаксического разбора.

Этапы урока:

  1. Организационный момент. Работа над ошибками.
  2. Новая тема.
  3. Закрепление материала.
  4. Домашнее задание.

Ход урока

I) Работа над ошибками.

На пошлом уроке была проверочная работа на знание главных членов предложения, умение определять типы сказуемых, умение находить их в предложении и ставить тире между ними, где это необходимо. Рассмотрим самые характерные ошибки. Ученик, который не допустил ошибок, вызывается к доске сделать синтаксический разбор. Предложение заранее написано на доске:
И сегодня над широкой белой скатертью полей я простился с запоздалой вереницею гусей.

На другой части доски записаны предложения из текста предыдущей проверочной работы, вызвавшие затруднения в постановке знаков препинания.

Далее идёт работа по презентации «Тире между подлежащим и сказуемым».

Дома доделаем работу над ошибками, а теперь смотрим на доску, где ученик, не допустивший ошибок в проверочной работе, сделал полный синтаксический разбор предложения, находя не только главные, но и второстепенные члены предложения.

Ученик выразительно читает предложение и делает синтаксический разбор:


(Повестовательное, невосклицательное, простое, распространенное, потому что есть второстепенные члены).

Называет словосочетания, указывая способы подчинительной связи:

Все ли согласны с разбором, что вызывает сомнение?

II) Фронтальный опрос:
- Итак, на прошлых уроках мы изучали главные члены предложения. Как вы думаете, чему противопоставляются они в предложении?
(Главные члены противопоставляются второстепенным членам).

- Почему?
(Главные члены входят в грамматическую основу предложения).

-А какую роль играют второстепенные члены предложения?
(Они распространяют предложение, делают его подробнее, насыщеннее).

- Для чего мы их изучаем?
(Мы изучаем их для того, чтобы делать нашу речь красочнее, интереснее, разнообразнее).

III) Изучение новой темы:
1) А сейчас откроем тетради и запишем число, классная работа, тему урока. Цели нашего урока:

  1. Вспомнить виды второстепенных членов, их значения, к какому члену предложения относятся, основные способы выражения.
  2. Обобщить известные сведения о дополнении. Научиться определять:
  • способы выражения дополнений;
  • дополнения прямые и косвенные.

2) Словарная работа.

Прежде чем перейти к новой теме параграфа №16 (откроем учебник на странице 75; Русский язык, 8 класс, С.Г. Бархударов и др. «Просвещение», 2004) обратим внимание на словарные слова, которые нам будут нужны для работы. В тетради запишем их:

(Догадываются, что последние три – синонимы). Один ученик получает задание на дом: посмотреть в словаре лексическое значение слова «резолюция».

3) Повторение.

- Итак, какие второстепенные члены предложения вы знаете?
(Все второстепенные члены предложения по своим грамматическим значениям делятся на дополнения, определения и обстоятельства).

- К какому члену предложения относится дополнение?
(Дополнение относится к сказуемому- глаголу или дополнению, выраженному существительным). Доказываем на примере предложения:

- К какому члену предложения относится обстоятельство?
(Обстоятельства относятся к сказуемым- глаголам).

- К какому члену предложения относится оопределение?
(Определения относятся к дополнениям, выраженным существительными или к подлежащим, выраженным существительными).

- Какими частями речи бывают чаще всего выражены второстепенные члены предложения?
(Обстоятельства – наречиями, определения – прилагательными и причастиями, дополнения – существительными).

Вывод: мы вспомнили всё, что знали о второстепенных членах. Теперь мы обратимся к дополнению. Им мы займёмся подробно.

4) Изучение теории: чтение по учебнику стр. 75.

Фронтальный опрос:
- Какими частями речи выражаются дополнения? От каких членов предложения обычно зависят?
(Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и зависят от сказуемых или других членов предложения).

5) Закрепление материала: работа по презентации «Дополнение».

Обсуждение и запись в тетрадь  первых двух примеров словосочетаний с прямым дополнением. После этого оставляем две строки чистыми. Далее примеры косвенных дополнений. Узнаём новые сведения со страницы76 учебника (две минуты). Примеры презентации.

- Только ли в винительном падеже без предлога может стоять прямое дополнение?
(Прямое дополнение может стоять не только в винительном падеже без предлога, но и в родительном падеже, если обозначает часть предмета или стоит при переходном глаголе с отрицанием).

Ребята записывают свои предложения, составленные со словосочетаниями прямых дополнений со стр.76.

6) Выводы.

- Что нового вы узнали о дополнениях?
(Ребята говорят, что узнали о двух видах дополнений. Прямые дополнения выражены существительными в винительном падеже без предлога, а также существительными в родительном падеже, если обозначают часть предмета или стоят при переходном глаголе с НЕ. Косвенные дополнения выражены существительными в косвенных падежах).

7) Закрепление.

Выполнение упражнения №163. Первое предложение  заранее записано на доске с обратной стороны. Его рассматриваем устно: разбираем и работаем над орфограммами.

 Далее пишем в тетрадях.

(Учащиеся называют и объясняют правописание выделенных орфограмм. Понесла - нёс, вперёд - впереди, пехота - пеший. Ура - здесь междометие в роли существительного).

- Всегда ли прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога?
(Нет,  не всегда. Прямые дополнения могут быть выраженыи существительными в родительном падеже, если они обозначают часть от целого, а также если они стоят при переходном глаголе с НЕ).

Выполнение упражнения №167. Задание по рядам. Самостоятельная работа по образцу, ученики обозначают тип дополнения. Затем читают вслух.

-Ребята, ещё раз посмотрите на схему. Все ли примеры прямых дополнений мы рассмотрели?
(Нет, не рассмотрели ещё примеры, когда прямое дополнение в форме родительного падежа стоит при переходном глаголе с НЕ).

Этой части правила посвящено упражнение №168. Работа у доски.

8) Выводы: учащиеся сообщают, что нового они узнали о дополнениях.

9) Трудные случаи определения форм падежей имён существительных.

- Иногда бывают затруднения в определении форм имён существительных, если форма винительного падежа дополнения, выраженного существительным, совпадает с формой именительного падежа подлежащего.

Объяснение учителя:
- Запишем следующее предложение:

- Порядок слов прямой, подлежащее стоит на первом месте. А теперь изменим порядок слов на обратный.

Вывод: прежде, чем определить, где в предложении дополнение, нужно вдуматься в значение предложения, видеть порядок слов, чтобы не спутать формы винительного падежа дополнения с формой именительного падежа.

10) Самостоятельная работа: далее весь класс, кроме ребят первой группы, делают самостоятельные пробные предложения №1 и №3 из упражнения №168.

Запись в тетрадях:

Учащиеся делают вывод, что в первом предложении прямой порядок слов, а в третьем – обратный, это и играет смыслоразличительную роль.

Пока класс делал эту работу, ребята 1-й группы продумывают задание повышенной трудности к упражнению №164 и во 2-м предложении находят дополнение. Учитель контролирует и помогает  правильно задать вопрос к дополнению в случае затруднения.

11) Взаимопроверка: учитель диктует словосочетания. Задание: определить типы дополнений. После того, как работа проделана, учащиеся меняются тетрадями. Ребята проверяют работы, сравнивая с презентацией.

12) Оценивание работы с комментариями.

13) Домашнее задание (дифференцированное):

1 группа - №164 2), №165 1), 2)№ 166 5,6.
2 группа - №168 8), №167 4), №168 4), №170 1,2.
3 группа - №163 4),5), № 167 4) №168  3.
Выучит теоретические сведения о дополнении со страниц 75-76 учебника.