Проект "Войдем в мир книги вместе"

Разделы: Организация школьной библиотеки


Обрати же свое сердце к книгам:
О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги, если бы я мог показать тебе их красоты!

(Кхроди.Из наставления древнеегипетского чиновника сыну)

Дети не читают. Такое утверждение сегодня можно услышать со стороны учителей, родителей, библиотекарей. Где мы потеряли юного книголюба? Прежде всего, в семье! Семья, культурные отношения внутри нее во многом определяют путь ребенка как читателя. У детей, чьи родители любят читать, скорее развивается вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не читают. В одиночку проблему не решить. Необходимо объединить усилия школы, семьи, библиотеки для ее решения. Поэтому и был разработан проект семейного чтения "Войдем в мир книги вместе".

Цели проекта: объединение усилий школьной библиотеки, семьи, педагогического коллектива в формировании у ребенка потребности в чтении; возрождение традиций семейного чтения, бережного отношения к семье, книге, слову.

Задачи:

  • пробудить заинтересованность родителей в повышении качества чтения детей;
  • показать необходимость духовного взаимодействия детей и их родителей в процессе совместного чтения;
  • оказать методическую помощь родителям в руководстве чтением детей;
  • повысить компетентность родителей в области детской литературы; информировать их о тенденциях развития современной детской литературы;
  • привлечь в библиотеку новых читателей;
  • создать инициативную группу родителей-единомышленников.

Методы и формы реализации проекта:

  1. Анкетирование родителей и учащихся.
  2. Отбор и изучение литературы с целью выявления произведений, наиболее интересных для совместного обсуждения с родителями и детьми.
  3. Информационно-выставочная работа: разработка и оформление книжных выставок; буклетов; накопительных папок; рекомендательных списков.
  4. Выступления на родительских собраниях с беседами, обзорами, рекомендациями.
  5. Организация массовых программ и творческих работ для всей семьи.
  6. Организация работы совместно с классными руководителями, психологической службой, учителями-предметниками.
  7. Наполнение проекта. 2008 год.

1. Анкетирование.

  • Анкета для родителей "Какие мы читатели?"
  • Анкета для учащихся "Чтение в моей жизни и в моей семье".

2. Выставочная работа.

Оформление книжной выставки "Читаем всей семьей":

  • апрель-май / выставка-хронограф "Любимые книги разных поколений"
  • сентябрь-октябрь / выставка-диалог "Проблемы детского чтения".

Оформление книжной выставки "Дорогие сердцу книги".

3. Информационная работа.

Выпуск буклетов:

  • "Растим читателей: советы библиотеки";
  • "Как услышать голос хорошей книги: советы библиотеки по выбору книг для детского чтения".
  • "Мудрые мысли народной педагогики: семья и семейное воспитание в пословицах и поговорках".

Составление рекомендательных списков:

  • "Чтение без принуждения: список литературы для взрослых о проблемах детского чтения и путях их решения"
  • "Почитаем вместе: рекомендательный список для детей и родителей, желающих читать вместе".

Выступления на родительских собраниях библиотекарей, психолога, классных руководителей с беседами, обзорами, рекомендациями. Примерная тематика бесед:

  • "Как читают наши дети";
  • "Как собрать домашнюю библиотеку";
  • "Как выбрать книгу для ребенка";
  • "Уроки семейной любви: известные люди о своем детстве и воспитании в семье";
  • "Чтение как вид общения и совместной деятельности с ребенком";
  • "Читатель-ученик; его возрастные особенности";
  • "Новинки детской литературы".

4. Массовые мероприятия.

  • "Книги, которые читали родители в моем возрасте": урок чтения для учащихся 5-6 классов;
  • Тур гениев "Отцы и дети": семейная викторина для учащихся 7-8 классов и их родителей;
  • "Мои первые книжки": конкурс рисунков учащихся начальной школы;
  • "Дорогие сердцу книги": конкурс творческих работ о значимых книгах в семьях учащихся;
  • "Вместе весело читать": чтение вслух для воспитанников детского дома станицы Архангельской Тихорецкого района;
  • "Открытый урок чтения" с участием родителей;
  • Встречи с кубанскими писателями;
  • Экскурсии в Краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко.

Для успешной реализации проекта необходим постоянный мониторинг, который позволил бы увидеть объективную картину чтения в семьях наших учащихся. Было проведено первичное анкетирование. В опросе приняли участие родители учащихся 1-х, 3-х и 6-х классов. Опрошено 86 родителей. На вопрос "Хотите ли вы, чтобы ваши дети любили читать?" "да" ответили почти все. Лишь один папа ответил, что ему "все равно". Мы задали родителям вопрос: "Почему нужно читать?" Большинство родителей смотрят на чтение с прагматичной точки зрения: они считают, что читать их детям нужно в первую очередь для общего интеллектуального развития, получения информации и формирования конкретных умений и навыков. Затем идет чтение как способ формирования личности, эмоционального развития. Печально, но чтение для удовольствия - только на четвертом месте. Не в этом ли кроется причина того, что дети не любят и не хотят читать? Детям никто не объяснил, что читать можно просто для души.

На вопрос "Читаете ли вы своему ребенку?" в первом классе "Да" ответили 81% опрошенных, 13% читали до 7 лет, 6% - до 6 лет. Обратите внимание, что в третьем классе количество родителей, читающих своим детям, уменьшилось в два раза. В 6-м классе из 18 ответивших на вопросы анкеты находят время на совместное чтение только в одной семье. Большинство родителей прекратили читать ребенку, едва он пошел в школу, а есть и такие из общего числа опрошенных, кто оставил ребенка наедине с книгой (или скорее без нее) в возрасте 4-5 лет. Психологи утверждают, что ребенок даже 7-8 лет неспособен воспринимать смысл прочитанного без эмоционального соучастия взрослого. Об этом замечательно написал в своем эссе "Как роман" французский писатель и педагог Даниэль Пеннак: "Мы, приучив малыша слушать наше чтение, очень рано оставляем его один на один с книгой, в которой он еще с трудом складывает буквы. И все волшебство пропадает. Книга из друга превращается во врага".

"Обсуждаете ли прочитанное?" - в 1-м кл. утвердительный ответ дали 77%, в 3-м - 70%, в 6-м - 61%. Прекрасный результат, но, честно говоря, не верится, что это так. Потому что на вопрос "Что читают Ваши дети?" подавляющее число пап и мам дали самые общие ответы: журналы (какие?), энциклопедии, комиксы. И все же хочется надеяться, что ответы родителей соответствуют действительности и беседы о прочитанном носят не только формальный, контролирующий характер, а помогают ребенку правильно воспринять прочитанное, лучше понять позицию автора.

Анкетирование показало, что многие родители затрудняются с ответом на вопрос "Какие книги, по Вашему мнению, необходимо прочитать Вашему ребенку?" Парадоксально, но почти никто из опрошенных не вспомнил здесь любимые книги своего детства, хотя, отвечая ниже на вопрос "Какие художественные книги, прочитанные в детстве, Вы помните до сих пор?", многие называли произведения Гайдара, Купера, Дюма: Между тем на вопрос о круге чтения нынешних школьников трудно ответить даже специалисту. Если с литературой для начальной школы дело обстоит более-менее благополучно - там есть Н. Носов, В. Драгунский, Э. Успенский, А. Усачев, - то в выборе литературы для подростков возникают определенные трудности. Тинейджеры в большинстве своем не желают читать те книги, которые были по сердцу подросткам 80-х и тем более 60-х. Время требует новой литературы, новых книг. Издательства наперебой предлагают свою продукцию. Среди яркого, пестрого многообразия книжных развалов нелегко расслышать тихий голос хорошей книги. Как же сориентироваться в этом бурном книжном потоке? Ведь так важно, чтобы в пору взросления к человеку пришли хорошие книги. "Каждый из нас есть то, что он читает", - утверждал русский философ Иван Ильин. Наша задача, как специалистов в области детского чтения, - помочь родителю сориентироваться в мире книг.

Но зачастую, прежде чем ориентировать, необходимо убедить мам и пап в актуальности проблемы детского чтения, показать значимость семейных вечеров с книгой, пробудить желание духовного взаимодействия с детьми в процессе чтения. Для решения этих задач мы используем различные формы работы. Начать решили с выступлений на родительских собраниях. В январе мы встречались с родителями учащихся 1-х, 3-х, 6-х классов, представили наш проект семейного чтения, ознакомили их с результатами анкетирования. Мнения были разные, но большинство родителей нас поддержало. Такие встречи должны стать регулярными. Вот какие примерные темы для бесед с родителями мы запланировали: "Как читают наши дети", "Как собрать домашнюю библиотеку", "Как выбрать книгу для ребенка", "Уроки семейной любви: известные люди о своем детстве, воспитании в семье", обзоры книг современных писателей. Как показывает опыт, в работе с родителями удобно использовать малые печатные формы - буклеты, листовки, рекомендательные списки. Все вместе призвано повысить компетентность родителей в области детской литературы. Запланирован и осуществляется выпуск буклетов "Растим читателей: советы библиотеки", "Как услышать голос хорошей книги", "Семья. Семейное воспитание: золотая россыпь мудрых мыслей". Библиотекой гимназии подготовлен список литературы для взрослых о проблемах детского чтения и путях их решения "Чтение без принуждения". К окончанию учебного года мы составляем рекомендательный список для детей и родителей, желающих читать вместе "Почитаем вместе" (начальная школа).

Большое значение имеет совместная творческая интеллектуальная деятельность. Мы запланировали в рамках проекта провести несколько мероприятий, в которых участвовать будут дети вместе с родителями. Например, урок чтения для учащихся 5-6 классов "Книги, которые читали родители в моем возрасте", семейная викторина "Тур гениев "Отцы и дети", "Открытый урок чтения" с участием родителей, конкурс творческих работ "Дорогие сердцу книги". Формы и степень участия родителей в этих мероприятиях различны. Только представьте себе, как объединит разные поколения совместное участие в семейной викторине, какое воспитательное значение будет иметь подобное мероприятие. Ребенка больше впечатлит не назидание старшего: "читай", а пример родителя, его "твердое плечо", эрудиция, проявленная в общем деле, а где-то возвысит в собственных глазах сознание: "я лучше". Дети должны почувствовать заинтересованность родителей, духовное единение разных поколений семьи.

Подготовка к уроку чтения "Книги, которые читали родители в моем возрасте" предполагает "домашнее задание", которое ребенок может выполнить только при участии старших. Необходимо найти и прочесть ту книгу, которая нравилась маме или папе, "когда они были такими, как я", а родителям - вспомнить, какие эпизоды больше всего понравились, увлекли их самих, отыскать вместе с ребенком в книге эти места и сделать закладки. В центре урока - обсуждение того, что нравилось в прочитанном старшим, а что - младшим. Идею такого мероприятия мы нашли в статье Н. Ванюшевой "Растим читателей" (//Литература. 2007.   № 20. С. 25-27).

Малышам предлагаем проявить свои творческие способности в конкурсе рисунков "Мои первые книжки". Юным читателям предстоит выяснить у мам, какие первые книги они им читали, и проиллюстрировать их. Участникам конкурса творческих работ "Дорогие сердцу книги" мы предлагаем узнать у старших членов семьи о книгах, имеющих в истории семьи особое значение (например, книга познакомила родителей, повлияла на выбор профессии, передавалась из поколения в поколение), написать сочинение. Позже из этих книг и лучших сочинений в библиотеке была оформлена выставка с тем же названием.

Сейчас в библиотеке действует книжная выставка "Читаем всей семьей". Это выставка-хронограф, которая объединяет любимые книги разных поколений. При ее подготовке мы использовали материалы анкет. В сентябре-октябре под тем же заголовком мы планируем оформить выставку-диалог "Проблемы детского чтения".

Мы рассчитываем, что в ходе воплощения проекта у школьной библиотеки появятся новые союзники и единомышленники из числа родителей, увеличится число читателей, а школьная жизнь станет ярче и интересней.

Реализация проекта возможна только при поддержке всего педагогического коллектива. Большую помощь в создании этого проекта нам оказали администрация гимназии, учителя начальных классов, учителя-предметники, психолог.

А самое главное в этом проекте - это то, что ребенок почувствует теплое плечо мамы, добрую руку папы и поймет, что он любим, и объединила семью книга.

Презентация.