Поход Святослава на Кубань

Разделы: История и обществознание


Тип урока: введение нового материала.

Форма урока: традиционный урок с элементами ролевой игры.

Цель: изучение истории походов Святослава на Кубань.

Задачи:

  • воспитательная: воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за славное прошлое предков, чувства сопричастности  с великим прошлым своей Родины.
  • образовательная:
    • знать: причины, основные события, результаты походов князя Святослава.
    • уметь: работать  с картой, иллюстративным материалом, монологическим повествованием.

Оборудование:

  • Картина группы учеников 6 «В» класса «Великий киевский князь Святослав Игоревич».
  • Карта «Древнерусское государство. Походы Святослава».
  • Основа таблицы  «Проникновение восточных славян на Северный Кавказ».
  • Таблица опорных слов по теме «Значимые черты личности исторического персонажа».
  • Выставка рисунков учащихся 6 «В» класса «Князь Святослав Игоревич».
  • Записи на доске (дата, тема, цель, план урока).

План урока:

I. Орг. момент урока, мотивация.

II. Изучение нового материала:
а) рассказ старого воина о князе Святославе;
б) рассказ  учащихся о походах князя Святослава, заполнение   контурной карты «Маршруты походов князя Святослапва».

III. Закрепление знаний: заполнение таблицы «Проникновение восточных славян на Северный Кавказ».

IV. Контроль: ответы учащихся на вопросы учителя.

V. Анализ урока, релаксация.

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие и объяснение учителем темы и цели урока.

Ребята, сегодняшний наш урок является очередным в цикле изучения страниц истории борьбы русских князей за создание единого государства. Он посвящен князю Святославу Игоревичу. Об этой исторической личности мы уже говорили на уроках истории. На уроке Кубановедения поговорим о том, что сделал князь для нашей малой родины.

Вам представляется прекрасная возможность мысленно перенестись в Древнюю Русь, стать участниками событий, героических страниц истории нашей страны, ощутите сопричастность славному прошлому России.

Вы должны знать: причины, основные события, результаты походов князя Святослава.

Уметь: анализировать и воспроизводить информацию, получаемую в процессе работы с картой, монологическим повествованием, иллюстрациями.

Эпиграфом к нашему занятию я взяла строки Натальи Кончаловской.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине.

II. Введение  нового материала.

Учитель. Для того, чтобы вы узнали наиболее важную информацию по теме, я пригласила старого воина, соратника князя Святослава, который поведает вам о днях былой славы, а вы,  по ходу его рассказа отметьте наиболее яркие  черты личности князя, на  листах с опорными словами, которые лежат у вас на партах (работа проходит в парах).

Старый воин:

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной страны.

Добрый Божий день вам, отроки и отроковицы, добры молодцы, да красные девицы. А поведаю я вам быль-правду о славном княжом муже Святославе Игоревиче. О походах его дальних, о делах славных, да о службе верной, что служил Руси великой. Вы, други мои любезные, доставьте радость старику, задавайте вопросы разные, аще, еще что вспомяну. Вам – польза, а мне – отрада.

Вопрос. Расскажи нам, воин славный, что был за муж князь Святослав.

Старый воин: А почну я вам рассказывать о сем великом муже со следующего. Видом он был таков: среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородою и с густыми длинными висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной стороне ее висел локон волос, означающий знатность рода. Шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и суровым. В одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином, посреди их вставленных. Возмужав, собрал он воев многих и храбрых. Ходя легко, как барс, вел он многие походы, так же вели себя и многие его вои. В походах не возил за собой обозов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину жарил ее на углях и ел. Спал, постелив подклад седло в головах. Первым врезался в гущу боя, и последним уходил с поля. Перед началом похода он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на Вас».

Учитель. Итак, ребята, определите черты личности Святослава. (Ученики  перечисляют наиболее важные черты героя.) Можно согласиться с тем, что это был красивый мужчина. На классном часе вы получили опережающее задание нарисовать князя Святослава по описанию, давайте посмотрим, что у вас получилось, и хотя каждый из вас видит облик князя по-своему, все черты личности, указанные вами прослеживаются в рисунках. (Учитель обращается к рисункам ребят, коротко их комментирует).

Вопрос старого воина. Расскажите теперь вы, други любезные, что знаете о славных военных походах князя Святослава.

Учитель. Ребята, слушая сообщения одноклассников, отметьте на контурной карте походы князя Святослава.  Один из вас в качестве консультанта сделает это на большой карте, с которой вы сверитесь по окончании работы.

1 ученик. Потомки назвали князя Святослава «Александром Македонским Восточной Европы». В 964 году он направился в поход на Восток. Главной целью его было сокрушение старинного врага – Хазарии. Святослав давно хотел расширить границы своего государства. Первый удар Святослав обрушил на Волжскую Булгарию. Армия булгар была разбита, город Булгар был взят, а население разогнано. Затем русская рать спустилась вниз по Волге и подошла к границам Хазарского каганата. Огнем и мечом прошла русская рать по всей хазарской земле, а столица Итиль была захвачена. Путь Святослава лежал в хазарские владения на Северном Кавказе, крупным торговым центрам региона. Оттуда он двинулся к Дону, разбив по пути союзные хазарам племена ясов и касогов. На берегу Дона взяли крепость Саркел.

2 ученик. Хазарский каганат был разгромлен. Впоследствии Саркел и Тмутаракань вошли в состав  Русского государства. Тмутараканское княжество стало самым южным княжением Руси, там была устроена военно-торговая фактория. В лето 967-ое пошел Святослав на Дунай и на болгар, и бились те и другие, и одолел Святослав болгар, и взял 80 городов по Дунаю, и сел княжить там, в Переяславце, дань, взимая с греков. В 970 – 971 гг. воевал с Византией, в результате чего закрепился в Причерноморье.

Старый воин. Ай, да потешили, усладили слух старика. Молодцы, вы, славные потомки Святослава

Учитель. Ребята, сверьте свои отметки на контурных картах с отметками на большой карте, исправьте ошибки, если они есть. Поставьте оценки согласно следующим критериям: исправлений нет – «5», 1-2 исправления – «4».  Если исправлений больше, учтите ошибки и впредь старайтесь не допускать. Поднимите руки, кто получил «5», кто получил «4». Молодцы!

III. Закрепление знаний.

Ну, что же вы прекрасно справились с этой работой, а теперь заполним таблицу «Проникновение восточных славян на Северный Кавказ». Один ученик работает у доски, остальные – на листах на печатной основе.

Причины и цели

Результаты

  1. Ослабление Хазарского каганата
  2. Расширение владений киевских князей
  3. Приобщение к торговле с народами Прикаспия и Причерноморья
  1. Разгром Хазарского каганата
  2. Покорение Северокавказских племен
  3. Основание военно-торговой фактории в Тмутаракани

Учитель. Расскажите:
1) о причинах и целях;
2) о результатах походов Святослава.

а) друг другу рассказывают, оценивают.
б) 1-2 ученика всем.

Учитель. Ну, вот все, мы закончили изучение  темы данного занятия. Теперь нам следует проверить, то, что вы узнали.

IV. Контроль

Учитель. Ответьте на вопросы.

  • Каковы цели восточных походов князя Святослава
  • Перечислите основные события походов князя Святослава
  • Каковы результаты и последствия восточных походов князя Святослава

Старый воин.

Мы отчизне верно служим,
Ты – один из сыновей.
Так расти, чтоб ты был нужен,
Дорог Родине своей.
Ждет тебя за труд награда.
Цель прекрасная вдали,
Но оглядываться надо
На пути что мы прошли.
Ничего нет лучше, краше
Милой Родины твоей!
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым,
Слава нашей стороне!
Слава русской старине.

V. Анализ урока, релаксация

Учитель.  А теперь обратимся к цели урока. Вы должны знать причины, основные события и результаты походов князя Святослава. О целях, причинах,  событиях и результатах вы говорили, пользуясь таблицей, картой, вопросами. Работали хорошо. С учетом самооценки за контурную карту, оцениваю вашу работу так…

И еще один момент. Пожалуйста, покажите свое отношение к уроку. Если он удался, возьмите карточки, где князь Святослав схематично изображен с поднятым вверх мечом. А если урок вам не очень понравился, пусть меч героя будет опущен.
Сдайте карточки: первый помощник считает «+»; второй –  «-». Оглашаем результаты.

Домашнее задание: написать письмо потомков князю. Покажите, что:

  1. Россия не забыла его подвиг
  2. Наша Родина сильна и имеет авторитет в мире благодаря и его усилиям в том числе.

Приложение. Иллюстрации к уроку.