Читательская конференция "Поговорим о баснях И.А. Крылова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщение знаний детей о творчестве И.А.Крылова.
  • Развитие интереса к творчеству баснописца.
  • Привитие моральных принципов поведения.

Оборудование:

  • Выставка книг басен И.А.Крылова
  • Аудиозапись басен И.А.Крылова
  • Видеозапись мультфильма по мотивам басни "Стрекоза и Муравей"
  • Телевизор
  • DVD-проигрыватель
  • Магнитофон
  • 2 настольные лампы
  • Набор жетонов
  • Портрет И.А.Крылова
  • Плакат с кроссвордом
  • Детские рисунки по мотивам басен И.А.Крылова
  • Маски зверей для инсценировки басен
  • Черный ящик
  • Читательские дневники
  • Карточки с выписанными из басен строками, в которых заключена мораль (2 экземпляра)
  • Набор шоколада "Басни Крылова"
  • Иллюстрации русских художников к басням И.А.Крылова

Предварительная подготовка:

Детям дается задание:

1)прочитать произведения и в читательские дневники выписать мораль каждой басни:

  • Стрекоза и Муравей
  • Мартышка и очки
  • Зеркало и обезьяна
  • Волк на псарне
  • Волк и ягненок
  • Слон и Моська
  • Чиж и Голубь
  • Ворона и Лисица
  • Лебедь, Щука и Рак
  • Квартет;
  1. нарисовать иллюстрацию к понравившейся басне;
  2. инсценировать басню И.А.Крылова.

Ход читательской конференции

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня у нас с вами праздник. Спросите: "Почему?". Потому что мы встречаемся с очень интересными книгами. А встреча с книгами - это всегда праздник. Сегодня у нас читательская конференция. Мы уже знакомились с этим словом. Скажите, как вы его понимаете? Что такое конференция?

(Конференция - это большое собрание, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп: 1) международная, 2) научная, 3) читательская \ из толкового словаря С.Ожегова.)

- Так как мы с вами читатели, то и конференция у нас будет читательская.

- В Петербурге в Летнем саду стоит памятник - сидит человек с грустным, умным лицом, смотрит в даль, а на постаменте вокруг него - лисы, обезьяны, ослы, львы и другие животные: Ну конечно же, это Иван Андреевич Крылов и герои его басен!

3. Сообщения о биографии автора.

Выступают заранее подготовленные дети.

Ученик 1:

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был бедным армейским офицером. Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Семья постоянно переезжала с места на место. В 1775 году отец Крылова, оставив военную службу, жил в городе Твери и стал мелким государственным служащим. Малолетний Крылов обучался французскому языку и другим наукам вместе с детьми тверского губернатора, который пускал Ваню в дом из милости. На десятом году жизни Крылов остался без отца и, чтобы поддержать семейство ему пришлось много работать.

Ученик 2:

В 36 лет Иван Андреевич Крылов начал писать басни, принесшие ему громкую славу. Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно их исправить. Крылов учит мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка. Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.

4. Актуализация знаний.

- Басни дедушки Крылова. Кто же их не знает? Про Ворону и Лисицу, про Стрекозу и Муравья, про Волка на псарне. А что такое басня, знаете?

Ответы детей. (Басни - это короткие, чаще всего стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, деревья, вещи, а подразумеваются под ними люди, говорится о жизни.)

5. Литературное состязание.

- А теперь, на сколько вы хорошо знаете басни, мы проверим в ходе литературного состязания. Участвуют две команды: команда учеников 3 класса и команда учеников 4 класса. В каждой команде свой капитан (представление капитанов). Капитан оповещает о готовности команды к ответу с помощью нажатия кнопки лампы на вашем столе. Команда, первая правильно ответившая на вопрос, получает два жетона. По количеству жетонов определяем победителя.

Вопросы к литературному состязанию.

  1. "Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; да только все не в прок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок". В какой басне звучат эти слова? (Ворона и лисица).
  2. У кого к зиме под кустом "был готов и стол, и дом"? (У Муравья.)
  3. Перечислите героев басни, которые задумали сыграть квартет. (Проказница Мартышка, Осел, Козёл, да косолапый Мишка)
  4. Внимание - "Черный ящик". Одна из героинь басен И.А.Крылова лишилась этого предмета из-за своей глупости. Что это за предмет? (Сыр)
  5. За кем по улицам "толпа зевак" ходила? (За слоном)
  6. Кто попал ночью на псарню, думая попасть в овчарню? (Волк).
  7. Внимание - "Черный ящик". В нем находится предмет, который героиня одной из басен "с полдюжины себе достала". (Очки)
  8. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга "не боясь греха"? (Кукушка и Петух).
  9. Послушайте фрагмент записи одной из басен И.А.Крылова и угадайте, что это за басня? (Прослушивание фрагмента аудиозаписи басни "Волк на псарне")
  10. Отгадайте кроссворд "Басни И.А.Крылова".

  1. Кто так говорил: "До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час, так, что голову вскружило. (Стрекоза)
  2. Кто смеялся "вперед чужой беде"? (Голубь)
  3. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале? (Обезьяна)
  4. Она осталась без обеда благодаря своей глупости? (Ворона)
  5. Кто "без драки" хотел попасть "в большие забияки"? (Моська)
  6. Один из героев, которые везти с поклажей воз взялись? (Рак)
  7. Кого по улицам водили, как будто на показ? (Слон)

Подведение итогов литературного состязания.

6. Работа с портретом И.А.Крылова.

- Посмотрите на портрет И.А.Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (ответы детей)

Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо быть очень много работать? Только к одной басне "Кукушка и Петух", в которой всего 21 строка, черновых набросков около 200 строк.

7. Конкретизация знаний .

- В баснях всегда есть мораль. А вы знаете, что такое мораль? (ответы детей).

Мораль - это поучение, совет. В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки. Сейчас мы проверим, как вы умеете соотносить басню и мораль, которую она содержит.

На доске экран с названиями басен, а на стола перед вами лежат карточки со строками из этих басен, в которых заключена мораль. Вы должны выбрать из экрана любую басню, а потом прочитать строки, в которых заключена мораль данной басни. Давать ответы каждая команда будет по очереди. При выборе ответа вы можете пользоваться читательскими дневниками.

Первыми начинает та команда, которая победила в литературном состязании.

Квартет Лебедь, Щука и Рак Ворона и Лисица
Зеркало и Обезьяна Кукушка и Петух Чиж и Голубь
Волк и Ягненок Мартышка и очки Слон и Моська

Карточки, содержащие мораль басен:

1.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
А выйдет из него не дело, только мука.

2.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна,
Да только все не впрок.
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

3.

"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться".

4.

"Чтоб музыкантом стать, так надобно терпенье
И уши, ваших понежней,..
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".
5.Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит,
А ежели невежа познатней,
То он её ещё и гонит.

6.

Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.

7. Вперёд, чужой беде не смейся, голубок!.

8. У сильного всегда бессильный виноват.

9.

За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он кукушку.

8. Воплощение басен И.А.Крылова в искусстве.

8.1. Инсценирование басен И.А.Крылова

- Басни не только читают, они нашли отражение и в искусстве. Сейчас мы посмотрим инсценировку басен И.А.Крылова в исполнении ребят.

(Выступление классов с инсценировкой басен: 3 класс - "Ворона и Лисица", 4 класс - "Зеркало и Обезьяна")

После просмотра выступлений проводится обсуждение:

- Ребята, какая инсценировка вам больше понравилась?

- Удалось ли артистам передать характер героев?

- Выступление кого из артистов вам больше понравилось, почему?

8.2. Просмотр видеозаписи мультфильма по мотивам басни "Стрекоза и Муравей".

- Мы увидели басни на сцене, а сейчас предлагаем вам посмотреть басню И.А.Крылова на экране. Вашему вниманию предлагается мультфильм, снятый по мотивам басни "Стрекоза и Муравей".

Просмотр мультфильма.

Обсуждение.

8.3. Басни И.А.Крылова в изобразительном искусстве.

- Басни И.А.Крылова нашли своё отражений и в изобразительном искусстве. Вашему вниманию предоставляются репродукции художников к басням "Слон и Моська", "Волк на псарне", "Волк и ягненок" и др.

-На уроках рисования ребята в своих рисунках тоже отразили сюжеты из басен Крылова. Давайте рассмотрим и их.

Просмотр выставки рисунков учащихся.

Обсуждение.

- Какой из рисунков больше понравился?

- Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?

9. Подведение итогов.

- Ребята, заинтересовало вас творчество И.А.Крылова?

Посмотрите на выставку книг И.А.Крылова. Мы сегодня говорили только о малой доле его творчества. Если у вас возникло желание, вы можете после окончания конференции взять любую книгу с выставки и прочитать её.

Вы сегодня активно участвовали в нашей конференции, в качестве вознаграждения мы угощаем всех участников шоколадом "Басни Крылова".

Используемая литература.

  1. Библиографический словарь русских писателей.
  2. И.А.Крылов. Басни.