Систематизация и коррекция знаний об основных классах неорганических соединений и типах химических реакций

Разделы: Химия


Цель урока: закрепить знания о связи состава, свойств веществ и их классификации.

Задачи урока:

  • Выявить уровень подготовленности учащихся, типичные затруднения, устранить пробелы;
  • Закрепить знания о классификации неорганических соединений, их свойствах, генетической связи, типах реакций;
  • Развить умения учащихся применять знания при решении практических задач, совершенствовать практические умения и навыки.

До урока на доске записать задания:

Задание 1.

Ca, BaCl2, HNO3, NaOH, H2S, Al2O3, Cu(OH)2, NaBr, MgO, SO3, Ва(OH)2, P2O5, H2SO4, CuI2, Cr(NO3)3, H3PO4, Fe2O3, Ca(OH)2, Zn3(PO4)2, H2SO4, H2SiO3, К2СO3, HBr

Задание 2.

Тип реакции

Исходные вещества

  1. соединения
  2. разложения
  3. замещения
  4. обмена

А) Na + HCl =
Б) NaOH + H2SO4 =
В) SO2 + H2O =
Г) Fe(OH)3 =
Д) Na2O + SO3 =
Е) Zn + H2SO4 =
Ж) CaCO3 =
З) H3PO4 + CaO =

Задание 3.

А) H2SO4 + … = Na2SO4 + …
Как сделать реакцию видимой?
Б) KI + … = PbI2 + …
В) AlCl3 + … = Al(OH)3 + …


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мобилизует внимание учащихся, объявляет тему и задачи урока.

Записывают в тетрадь дату и тему урока

Предлагает для устного выполнения задание 1.

На доске записаны формулы веществ.

- Назовите формулы оксидов. Как они называются? Какие из них являются оксидами металлов? Какие – оксидами неметаллов?
- Есть ли в этом списке формулы оснований? Дайте им названия.
- Назовите кислородсодержащие кислоты. Назовите бескислородные кислоты. Какие из них являются одноосновными?
- Выберите из списка формулы солей и дайте им названия.

Если возникают трудности при определении классов соединений, тогда повторяем определения: что такое оксиды, основания, кислоты, кислородсодержащие кислоты, бескислородные, одноосновные, соли?

Отвечают на вопросы.

Переходим ко второму заданию. Из правого столбика подберите примеры уравнений реакций соответствующих данному типу и закончите их.

- Есть ли среди этих уравнений – уравнение реакции нейтрализации? Что это за реакция?

Выписывают в тетрадь уравнения реакций соответствующих типов и заканчивают их. Отдельные учащиеся по очереди выполняют задание на доске.

Отвечают на вопросы.

На демонстрационном столе находятся реактивы: лакмус, оксид меди(II), оксид алюминия, медь, железо, растворы серной кислоты, азотной кислоты, гидроксида натрия, гидроксида калия, хлорида алюминия, сульфата меди(II), ацетата свинца, сульфата цинка, хлорида бария, карбоната калия, йодида калия, нитрата натрия.

Третье задание: подберите реактивы, с помощью которых можно осуществить превращения. Укажите признаки реакций, запишите уравнения, назовите вещества, определите тип реакции.

Подбирают реактивы. После обсуждения выбранных реактивов, один ученик выполняет демонстрационный эксперимент, указывает признаки реакции, записывает уравнение, определяет тип реакции. Затем другой ученик – следующий опыт…

Четвертое задание: из предложенных реактивов выберите вещества, составляющие генетический ряд меди. Составьте этот ряд.

- Какого вещества не хватает? Почему? Как его получить?


Запишите уравнения этих превращений.

Используя последнее уравнение, давайте проведем расчет: какая масса серной кислоты требуется для реакции со 100 г гидроксида меди.

Составляют ряд: Cu – CuO – ? – CuSO4

Отвечают на вопросы. На доске ученик записывает уравнение получения гидроксида меди, получает его и дописывает ряд:
Cu – CuO – Cu(NO3)2 – Cu(OH)2 – CuSO4

Записывают уравнения превращений

Решают задачу.

Подводит итоги, оценивает работу учащихся, напоминает о практической работе, намеченной на следующий урок.