Цикл экологических занятий-сказок

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие № 1

Тема: Глина.

Оборудование: картинка “Родничок”, глина, блокнотик для словотворчества, дощечки, стеки, вода.

Экологическая сказка-занятие:

Наступила долгожданная весна. На солнце активно тают уже почерневшие сугробы, веселее на все голоса заливаются птицы. Как раз в это удивительное время на свет появился Родничок. Он еще совсем маленький и беспомощный.

Все ему интересно. На месте никак не усидит, все куда-то спешит и спешит. И вот эта самая спешка привела его к глиняной куче.

- Что такое глина, ребята?

- Где ее мог найти Родничок?

Вот она (дети рассматривают глину).

- Какая глина? (мягкая, коричневатая, пластичная, липучая, керамическая, терракотовая).

Слушаем дальше. Вдруг откуда не возьмись, налетел ураган на Родничок, закружил, завертел его в глиняную кучу швырнул раз, да другой и исчез. Выглянуло яркое солнце, да так жарко стало пригревать Родничок, что он и не заметил, как очутился в необычном глиняном цветке.

- Откуда он появился, как вы думаете?

Конечно же, это ураган вместе с нашим Родничком постарались. Давайте попробуем, как это получилось. Вода у нас есть, а вместо урагана нам помогут наши ручки (далее идет лепка из глины).

Сколько же удивительных вещей можно сделать из обычной глины. А теперь я вам предлагаю придумать окончание нашей истории с использованием уже сделанных вами героев.

Занятие № 2

Тема: Глина и живая природа.

Оборудование: картинка “Родничок”, глина, природный материал, лист формата А3, гуашь, кисти, баночки, блокнотик для словотворчества.

Экологическая сказка-занятие:

Однажды гуляя по лесу, повстречал Родничок рыжую попрыгунью белку. Белка беспокойно прыгала с ветки на ветку и громко повторяя, как же быть, как же быть. Дерево, на котором жила та самая белка было высохшим и скрученным, как будто какая-то неведомая сила съедала его изнутри.

- Как вы думаете, что случилось с этим деревом?

Белка поведала Родничку печальную историю о том, как местные мальчишки ножиками изранили могучий ствол дерева.

- Как залечить рану дерева?

Родничок встрепенулся, быстро к глиняной куче метнулся, захватил небольшой ее комочек и что есть силу бросил его на рану дерева. О чудо, дерево глубоко вздохнуло и на глазах начало распрямляться и набирать, утраченную силу.

- Давайте изготовим экологический плакат для таких мальчишек, которые не знают как опасно ранить деревья и сочиним к нему стихотворение, призывающее всех людей на планете беречь живую природу.

Изготовление плаката и словотворчество детей.

Занятие № 3

Тема: Пластиковые стаканчики.

Оборудование: картинка “Родничок”, пластиковые стаканчики, глина, природный материал, предметы, сделанные из пластиковых стаканчиков, блокнотик для словотворчества.

Экологическая сказка-занятие:

На прошлой нашей встрече Родничок познакомился с глиной. У него появилось много новых глиняных друзей. Однако он не остановился на достигнутом и отправился дальше. И что же увидел наш Родничок едва, покинув глиняную кучу. О боже, какой восхитительный речной берег, усыпанный весь красивыми камушками, мелкими ракушками. И наш Родничок зажурчал между острыми краями речной гальки.

Перебирался так Родничок между камушками и неожиданно столкнулся с волной, холодной и бурной. Речная волна была рассержена и печальна. Родничок попытался вновь подружится с ней, но она продолжала свое волнение то вперед, то назад, смывая прибрежный песок и мелкую гальку в глубину реки.

- Как вы думаете, ребята, чем так раздосадована речная волна?

Весь берег реки усыпан пластиковыми стаканчиками.

- Откуда они оказались там?

- Как можно и нужно было поступить с пустыми пластиковыми стаканчиками?

- С какими словами рифмуется слово стаканчик? (воланчик, попугайчик, мальчик, зайчик, пальчик)

У Родничка возникла интересная идея: разместить на берегу таблички с девизами, которые будут напоминать всем людям о том, что нельзя мусорить на берегу реки.

- Давайте поможем Родничку. Например, стаканчик не бросай – реку не засоряй и т.д.

- А что же делать с пластиковыми стаканчиками?

У Родничка возникла еще одна интересная идея: дать вторую жизнь этим самым пластиковым стаканчикам.

- Как вы думаете, что из них можно сделать?

- Из пластиковых стаканчиков можно сделать и воланчик, и попугайчика, и зайчика и много- много других вещей. Вот посмотрите.

- А куда применить сделанные вещи? (подарить, украсить елку, использовать как подставку для карандашей и т.д.)

- Давайте попробуем сделать, например, подставку для карандашей. Нам понадобится еще и наш старый друг – глина (изготовление подставки)

Мы собрали все пластиковые стаканчики и наши дороги стали намного чище.

Вздохнула речная волна с большим облегчением и успокоилась, а наш Родничок отправился дальше. Что ждет его впереди мы узнаем в следующий раз.

Занятие № 4

Тема: Коробка из-под сока.

Оборудование: картинка “Родничок”, коробочки из-под сока и поделки из них, бросовый и природный материал, клей, кисти, кленка, блокнотики для словотворчества.

Экологическая сказка-занятие:

Родничок продолжает свое путешествие, а мы вместе с ним. Но для этого нам вовсе не понадобится покупать билеты на поезд. Или спешить на пароходе к далеким островам. Ведь много интересного можно встретить у порога своего дома, любое дерево, газон, лужа, сугроб таят в себе множество загадок, открытий.

Итак, что же еще интересное сегодня откроем мы с Родничком для себя? Послушайте сказку. Задумал однажды Родничок сделать что-нибудь хорошее: утолить жажду усталого путника или напоить засохшее растение, оросить пыльную траву или напоить вывалившегося из гнезда птенчика. Все это важные дела для Родничка. Все бы хорошо, но очень уж волновало его, что из-за брошенных коробок из-под сока многим не видна живительная влага Родничка.

- Как попали коробки из-под сока к источнику Родничка?

- Какую опасность в лесу создает мусор типа коробок из-под сока?

Закрытая коробками из-под сока струйка Родничка никак не могла дотянуться до березки, погибающей от жажды. Листья в середине лете ее уже начали желтеть и потихоньку облетать. Всполошился весь лесной народ. Как же помочь Родничку окрепнуть и с новой силой продолжать свое дело и березке обрести живительную влагу. Решили звери и птицы убрать коробки, но освободив Родничок, взбунтовались муравьи, так как переложенные коробки загородили им проход. Перетащили злосчастные коробки от муравейника на тропинку, как тут же возмутились жуки и гусеницы.

- Ребята, куда же можно убрать эти коробочки из-под сока?

- Перечислите слова созвучные слову убрать. (Снять, взять, не бросать, уничтожать, украшать).

- Посмотрите, какие удивительные и полезные вещи можно сделать из коробочек из-под сока: кормушки для птиц и белок, домики, машины, шкатулки и т.д.

Изготовление поделок из коробок из-под сока.

Теперь мусор никому в лесу не мешал. Березка насладилась холодной прохладой Родничка, зазеленела, раскудрявилась. Муравьи продолжали трудиться, жукам и гусеницам ничего не преграждало путь. Жизнь в лесу наладилась и пошла своим чередом.

- Давайте попробуем сочинить сказку, историю, стихотворение о любом жителе и соседе Родничка, использовав обязательно, сделанный вами предмет из коробки из-под сока.

Словотворчество и запись его в блокнотик.

Родничок с нами не прощается и в следующий раз он нам расскажет интересную историю про ту самую березу, которую он подслушал совершенно случайно.

Занятие № 5

Тема: Березовый листок

Оборудование: засушенные осенние березовые листочки, муляжи лесных опят и других грибов, альбомные листы, клей, кисточка, блокнотик для словотворчества

Экологическая сказка-занятие:

Жил да был вместе со своими братьями и сестрами березовый листок: резной и изумрудный.

- Вот он, какой посмотрите (дети рассматривают осенние березовые листочки).

- Какими словами можно охарактеризовать березовый листок? (резной, изумрудный, осенний, ароматный, гладкий, легкий, порхающий).

Жил не тужил, но очень уж хотелось ему мир посмотреть. Узнать какие бывают еще листочки на свете, как они живут.

- А какие вы, ребята, знаете еще деревья?

- Мечтать не вредно, - говорил желтоватый листок с могучего дуба, - намного труднее прикоснуться с ней.

- А я все равно отправлюсь в кругосветное путешествие, - уверенно заявил березовый листок.

И вы представьте мечта нашего друга начала осуществляться. Дело было так. Решил свежий ветерок поиграть с листочками: то растормошит березе листву, то зашелестит тяжелыми листьями старого могучего дуба, то пробежится по колючим иглам недалеко стоящей сосенки. Разыгрался, расшалился, да так, что веселую игру подхватили лесные птицы и залились звонкой трелью. Шумное веселье потревожило дедушку свежего ветерка. Дедушка сильный ветер дунул, что было силы и в этот самый момент, березовый листок не удержался и неожиданно для себя стал парить в открытом и теперь уже незнакомом ему воздушном пространстве.

- Кажется, я посмотрю мир, много узнаю. Прощайте, братья и сестры! До встречи! – только и успел произнести, улетая, наш герой.

Приключения только начинаются. Отправимся и мы вместе вслед за березовым листком.

Первое и не очень мягкое приземление было на огромный муравейник. Березовый листочек даже не успел опомниться, как его схватили и поволокли куда-то.

- Ой, что происходит? – забеспокоился наш путешественник.

- Мы, муравьи, любим, трудиться, нам некогда лениться. Дождь собирается, а ты развалился прямо на входе в наш муравейник: ни туда, ни сюда, - заявили муравьишки.

- Поберегись! – хором закричали труженики. И березовый листок уже на траве.

- Почему муравьи оказались такими недовольными? Какую пользу для леса они приносят?

- Разорят муравейники в лесу запрещается, так как в этом уникальном сооружении обитают муравьи – маленькие санитары леса.

Да, неплохо началось путешествие для нашего героя. Но отчаиваться не стоит никогда. Оказавшись, таким образом, возле муравейника березовый листок заметил немного поодаль большое семейство, которое спорило о чем-то слишком громко.

- Еще немного света и проливного дождичка и я дотянусь вон до того сучка.

- Да где тебе! Даже не пытайся!

- О чем разговор, больше чем я никто не вырастет!

Можно уже догадаться, что березовый листок повстречался с семьей лесных опят.

- Вот они какие (рассматривание муляжей).

- Какими словами можно их охарактеризовать? (маленькие, скользкие, мелкие, разноцветные).

- Назовите созвучные слова к слову опята. (ребята, зверята, мышата, бобрята, поросята)

- Друзья, неужели так важно вырасти и стать большим? Я всю жизнь мечтал только о путешествии?! – вмешался березнячок.

- Да если бы…., - не успели договорить опята. Острый ножик грибника прервал их неугомонный спор.

А березовый листок прилип к сапогу человека и отправился дальше. Много повидал еще грибов он, путешествуя так. Стало смеркаться. Человек снял сапоги и оставил их на крыльце. И вдруг березнячок ощутил, как кто-то его щекочет, обнюхивает, даже лижет иногда. Березовый листок и не подозревал, что это было привычкой для собаки человека. Изучив неопознанный объект, щенок утащил листочек в свою будку. Так прошла ночь.

На утро собака уже забыла своего нового друга. Поэтому даже не заметила, как своим пушистым хвостом практически вымела листок из конуры. Наш друг полетел дальше, плавно приземлившись на старый пень.

- А ты, почему такой зеленый и не на дереве? Осенью опадают только желтые, красные листья, но не как не сочно зеленые, - заметила маленькая елочка.

- Так значит, мои братья и сестры осенью могут все отправиться, как и я путешествовать?- спросил березовый листок.

- Видишь там, в березовой роще лежит пестрый ковер из осенних листьев,- продолжала елочка, скоро они все будут путешественниками.

- Неужели уже наступила осень, а я даже и не обратил внимания, хотя видел грибника, муравьев, которые прятались в муравейник и к чему-то упорно готовились, - грустно заметил березовый листок.

- Да не такой он уж и сочно зеленый, вон взгляните, щечки-то пожелтели, - затрещала сорока.

Но березовый листок ее не слышал. Он отправился в полет вместе с холодным осенним ветром. Капли дождя так и ударяли по листочку. Где закончится его путешествие, не знает никто. Однако можно сказать наверняка, что весной березовый листок появится на той самой березе, и будет вновь мечтать о неизвестном ему мире. И только желтоватый листок дуба будет свидетелем той истории.

- Как же можно использовать осенние березовые листья?

-Давайте попробуем сделать осеннюю картину, которую вы подарите близкому человеку просто так для хорошего настроения.

Аппликация из осенних березовых листьев.

Сочинение и запись в блокнотик осенних стихов.

Занятие № 6, 7, 8, 9

Тема: Аппликация из бросового и природного материала

Оборудование: картинка “Родничок”, бросовый и природный материал, листы белого картона, клей, клеенка, кисточка.

Экологическая сказка-занятие:

Родничок путешествовал всю зеленую весну, жаркое лето и золотую осень, скоро будет зима и всем людям на планете необходимо будет вспоминать все правила поведения на природе, в городе. Родничок нас научил многим интересным вещам: как дать вторую жить ненужным вещам, мусору и при этом не портить экологию нашей планеты. Мы сочинили много интересных историй, сказок, стихов и рассказов и сегодня мы сделаем книжку своими руками с использованием, так называемого мусора.

Свободная аппликация по оформлению титульной страницы книжек и иллюстрирование самих страниц книжки, рисование экологических плакатов, листовок.