Семья — наш дом, защита и опора

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить школьников с понятиями "родословная", "генеалогия", убедить в необходимости изучать историю своей семьи.
  2. Показать историю происхождения и значение фамилии для каждого человека, учить работать со словарем.
  3. Выяснить, что дети знают о своих папах, мамах (автобиографические сведения, их профессии, интересы), познакомить с историей появления отчества у человека.
  4. Выяснить, что дети знают о своих дедушках и бабушках, о профессиях своих предков, их занятиях.
  5. Убедить детей в необходимости выполнять семейные поручения.

Воспитательные и развивающие цели:

  1. Воспитывать и прививать уважение к традициям своей семьи.
  2. Воспитывать положительную мотивацию к самообслуживанию.
  3. Воспитывать интерес к различным профессиям, к людям труда; формировать потребность трудиться.
  4. Развивать речь и мышление; пробудить интерес к своим предкам, способствовать укреплению духовных ценностей.
  5. Развивать эстетический вкус. Чувство прекрасного; воспитывать трудолюбие, способствовать сближению членов семьи.

Оборудование:

Плакаты с пословицами; плакаты "Моя родословная"; рисунки детей; сочинения детей, родителей; куклы для спектакля.

"Своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи".

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.
(Себастьян Брандт)

Дети:

1.

Мы из 3-го класса с тобой,
Вместе в школу идём мы гурьбой,
Вместе пишем, читаем, считаем.
Вместе мы о полётах мечтаем.

2. Я бы лётчиком стал, я бы в небо взлетел.

3. Я бы доктором был и к больному спешил.

4. Я б учителем стала хорошим, двойки ставить считала б негоже.

5. Я бы стал программистом, как папа.

6. Я бы экономистом, как мама.

7.

Вырасти должны мы грамотными и здоровыми
И для нашей родины на подвиг готовыми.

8.

Но не только школа нам в этом поможет
Разве нам семью заменить кто сможет?
Мы хотим, чтоб на земле дети все дружили
И родители всегда дружбой дорожили.

9.

Чтоб любили, понимали, в жизни помогали
Чтобы даже малышей личность уважали.
Чтоб проблемы все в семье вместе мы решали
Чтобы только нас любили и не обижали.

Учитель:

Новый 2008 год указом Президента Р.Ф. Владимира Путина объявлен Годом семьи. 15 мая - наша страна отмечает государственный праздник - день семьи.

У каждого из вас есть семья: мама, папа, бабушка, дедушка, прабабушки, прадедушки: А много ли вы о них знаете? Назовите их имена. Знаете ли вы, когда у них дни рождения? (ответы детей)

- Как вы их поздравляете?

- Какой подарок для них самый лучший? (ответы детей)

- Интересно, ребята, какими увлечениями увлекаются в вашей семье?

- Чем занимается ваша семья вечером, в выходные дни? (ответы детей)

- Какие твои обязанности по дому? (ответы детей)

(Зачитываются мини-сочинения о своей семье детей и об отношении родителей к учёбе своего ребёнка)

Моя семья

Я живу с мамой, папой и братиком. Маму зовут Екатерина Алексеевна. Папу - Андрей Афанасьевич, а братика Илья. Папа военный, а мама воспитывает меня и братика. Я люблю помогать маме убирать в квартире. Очень часто мама оставляет меня с братом, когда идёт в магазин. Я очень люблю свою семью, потому что мне интересно с ними разговаривать и играть. (Южакова Юлия 8 лет).

"Родитель для своего ребёнка - это прежде всего друг и товарищ, готовый прийти на помощь во всём ".

"Родитель - это взрослый, поддерживающий успехи своего ребёнка, с огромным пониманием относящийся к его неудачам (умение объяснить причину неудачи, не ущемляя достоинства ребёнка), с любовью протянет руку помощи и поддержки".

"Родитель ученика - это родитель, позволяющий ребёнку самореализовать свои способности, не заставляя, а мягко направляя его энергию и желания в нужное русло".

- Отмечаются ли в ваших семьях праздники? (ответы)

- Какие? (ответы детей)

- Кроме государственных и семейных праздников во многих семьях отмечаются памятные дни.

- Что такое памятные дни? Знает кто-нибудь из вас?

- Какие книги вы читаете дома?

- Читаете ли вы вместе с родителями?

- Какие передачи вы смотрите? (ответы детей)

- Ребята, вы все знаете, где работают ваши родители, а кем работали ваши бабушки и дедушки? (ответы детей)

Мы с вами совершали путешествие по страницам истории семьи: восстановили, насколько возможно, свою родословную. Вы поняли, что своей жизнью вы обязаны многим поколениям своей семьи. Вы в этой жизни не одиноки и должны дорожить всеми своими родственниками. Нужно бережно относиться к близким тебе людям, не забывать их, во всём помогать. Спешите делать добро.

-Ребята, вы составили с мамами и папами родословную семьи. Посмотрите на доску, здесь вывешены лучшие работы на самую глубокую родословную (по количеству поколений) и на самую богатую родословную (по количеству родственников).

Дети, посмотрите на эти два рисунка.

- Как вы думаете, какая это семья? (дружная)

- А эта?

- Чем они заняты?

- Кому в этой семье грустно, почему?

- Кто-нибудь узнал на картине свою семью?

- В какой семье хотели жить вы, почему?

Дети:

Год семьи - прекрасный год,
Что он каждому несёт?

Девочка:

С мамой вместе мы с утра
Уберём всё в доме.

Мальчик:

С папой сделаем турник
Нас ведь теперь двое.

Девочка:

Бабушка поможет мне
Довязать носочки.
Сочинение поможет
Дописать до точки.

Мальчик:

С дедушкой поедем мы
Все весной на дачу.
Я домой не попрошусь,
Даже не заплачу.

- Сколько дел успеем сделать,

- Сколько книжек прочитать

- Если будем мы дружить

- И друг друга уважать.

Всё начинается с семьи:

- И ты

- И он

- И я

- И мы

Семья - наш дом, опора и защита.

Слушать маму, папу нужно.
Выполнять, что говорят,
Потому что все капризы
Только портят нас, ребят.
Мы Капризку вам покажем
О Капризках вам расскажем:

(Дети показывают кукольный спектакль "Капризка")

КАПРИЗКА

Матрешка (Выходит и останавливается в центре, капризничает, закрывает лицо руками).

Не хочу я руки мыть!
Не хочу я кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать!

(Барбос и Мурзик в стороне, смотрят на матрешку и тихо переговариваются между собой.)

Барбос: Что случилось с нашей матрешкой? Она плачет, кричит, ничего не хочет делать!

Мурзик: Поговорим, утешим! (Подходят).

Барбос: Матрешка, пойдем погуляем! Смотри, какая хорошая погода!

Матрешкала: А я хочу плохую! Пусть идет дождь! (Плачет)

Мурзик: Тогда ты промокнешь.

Матрешка: Хочу промокнуть! (Плачет)

Барбос: Может быть ты хочешь есть? А принесу тебе:

Матрешка (перебивает): Ничего я не хочу. Ни котлеты, ни конфеты. Ни чаю, ни молока, ни какао .(Плачет)

Мурзик: И мороженого не хочешь? Сливочного: шоколадного: клубничного: брусничного?

Матрешка: Ни мороженого, ни пирожного! (Плачет)

Барбос: Может быть, тебе холодно? Принести тебе платок?

Матрешка: Мне не холодно и не жарко! И мне ничего не надо. (Плачет)

Мурзик : А почему же ты плачешь и кричишь?

Матрешка:

Почему я все кричу?
Вам какое дело?
Ничего я не хочу,
Все мне надоело! (Плачет)

Барбос: Может быть ты больна? Скажи : а-а-а!

Матрешка: Бээ-э!

Мурзик: Дыши!

Матрешка: Сами дышите!

Барбос: Сейчас мы вас выслушаем. (прижимаются ухом к Матрешке с разных сторон)

Мурзик: Ага!

Барбос: Ого!

Матрешка: Что "ага" и что "ого"?

Барбос: Определенно!

Мурзик: Это самое!

Матрешка: Что вы говорите?

(Барбос и Мурзик отходят от Матрешки и шепчутся)

Барбос: Хорошо ! Так и быть, скажем тебе по секрету.

Мурзик: Только никому не говори.

Матрешка: Никому не скажу. Но что?

Барбос: Ты проглотила Капризку!

Мурзик: Он летал тут и залетел тебе в рот, когда ты плакала.

Матрешка: (Смотрит на Барбоса и Мурзика) Я проглотила Капризку? А какой он?

Барбос: Он сердитый, Не умытый, Страшный зверь!

Мурзик: Бука, злюка , Любит скуку. Он в тебя залез теперь!

Барбос: (Указывает на живот, потом на спину Матрешки)

Тут он! Тут он!
Рядом , близко!
И зовется он - Капризка.

Мурзик Он залез в тебя, и ты стала сама Капризкой!

Матрешка: Не хочу быть Капризкой!

Барбос: Тогда скажи весело и громко: "Я не хочу быть Капризкой и не буду больше капризничать: Капризка, уходи вон!"

Матрешка: Не хочу быть Капризкой! Капризка , уходи вон!

Барбос и Мурзик: Вылетел! Вон, вон, полетел Капризка! Гоните его!

(Бегут и машут лапами)

Матрешка: А куда же он полетел теперь?

Барбос: Искать ребят, которые стоят с открытыми ртами, плачут и капризничают. Залетит он к ним в рот, и они станут Капризками!

Матрешка: Я больше не буду плакать и открывать рот.

Все: Лучше съешьте вы ириску или сладких сухарей, а Капризку, а Капризку Прочь гоните поскорей.

Как Капризка не ведите вы себя.
Взрослых слушайте - они ваши друзья.
Маму, папу. бабушку и дедушку мы уважаем,
Братьев и сестёр не обижаем.
Станешь лучше ты учиться,
И не станешь ты лениться.
Мы вам сказку показали,
Про Капризку рассказали.
А теперь мы вам споём,
А плясать мы не начнём.

(Дети исполняют частушки о школе, семье, дружбе)

- Ребята, как вы понимаете смысл этих пословиц:

  • "Когда семья вся вместе - так и душа на месте"
  • "Семья - 7 я"

Итог:

Данная работа представляет собой внеклассное мероприятие в начальных классах, посвящённое Году семьи.