Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения", 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

  1. Обучающие задачи:
    • закрепить полученные знания о СПП;
    • тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
    • обучать школьников лингвистическому анализу текста.
  2. Развивающие задачи:
    • формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
    • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
    • развивать навыки исследовательской деятельности.
  3. Воспитательные задачи:
    • воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
    • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
    • воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера).
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал – буклеты, презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»

План урока:

  1. Оргмомент
  2. Постановка темы и цели урока
  3. Видеофильм
  4. Повторение изученного:
    а) теоретическое;
    б) практическое (работа с буклетом)
    1. Цифровой диктант
    2. Заполнение «слепой» схемы
    3. Соединение предложений
  5. Решение кроссворда
  6. Исследовательская работа по группам
  7. Комплексный анализ текста
  8. Домашнее задание (дифференцированное)
  9. Рефлексия
  10. Подведение итогов урока
  11. Исполнение песни под гитару

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя: Дорогой друг! Ты уже познакомился с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков. А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого. Потому что, ребята, завтра, 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 70 лет.

3. Видеофильм о В. Высоцком – 3 минуты

Р. Рождественский писал: «Так кем же он все-таки был? Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером? Поэтом? Певцом? Я не знаю. Знаю только, что он был личностью. Явлением».

4. Повторение изученного:

Презентация - Приложение №1.

а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.(слайд)

б) Практическое: Работа с буклетом. (Приложение №2)

Задание 1. Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

  1. Союзы что, если, где подчинительные?
  2. Определение не отвечает на вопрос чей?
  3. Предложение – это синтаксическая единица?
  4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
  5. Союз однако – подчинительный?
  6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
  7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
  8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
  9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: «101 100 101».

Задание 2. Заполните "слепую" схему.

определительные

?

обстоятельственные

?

падежные вопросы

?

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Задание 3.

Соедините стрелками придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных.
Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:.
Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.
Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.
В песне “ Я не люблю” чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.

5. Решение кроссворда.

Слайд

Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? Для этого мы с вами отгадаем кроссворд. (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд).

Примеры предложений:

  • Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
  • Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.
  • В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.
  • Петухи дерутся, так что перья летят.
  • Там, где растут розы, растут и шипы.
  • Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.
  • Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.
  • Мне грустно, потому что я тебя люблю.
  • Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.
  • Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!
  • Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

6. Исследовательская работа по группам.

  • Класс делится на 5 групп.
  • Каждая группа анализирует текст на карточке.
  • Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
  • (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).

Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой).

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

7. Комплексный анализ текста.

Текст на карточках у каждого учащегося.
(1)Так кем же он все-таки был?
(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.
(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.
(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так…

(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!
Р. Рождественский.
Слайд.

Задания:

  • Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.
  • Составьте схему 8 предложения.
  • Объясните значение слова бард.
  • Выпишите частицы из предложения №12.
  • Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.
  • Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.

8. Домашнее задание.

  • Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».
  • Решение кроссворда ( см. буклет)

9. Рефлексия.

«Давайте пошушукаемся».

Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Запишите ваши отзывы на карточке:

  • Я сегодня узнал(а), научился(ась)
  • Что понравилось на уроке?
  • Что не понравилось ?

10. Итог урока.

  • В чём же своеобразие СПП?
  • Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

11. Песня о друге. (В. Высоцкий) под гитару.

В конце урока ученики отвечают на вопрос: " Какова главная мысль " Песни о друге»?

Дополнительные задания к уроку:

Задание №1
Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте горизонтальные схемы.

  1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)
  2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)
  3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)
  4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играют свирели. (В. Высоцкий, 1970г)
  5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)
  6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»
  7. Мне не стало хватать его только сейчас, _____________ он не вернулся из боя. (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»)

Ответы: ( Чтобы; как; откуда; где; если; кто; когда)

Задание №2

  1. Предложение, в котором одна часть подчинена другой по смыслу, а средством связи частей предложения являются подчинительные союзы.
  2. Это придаточное относится к существительному и прикрепляется союзными словами который, куда, где (отвечая на вопрос какой?).
  3. Это придаточное относится к членам главного предложения, которые имеют значение речи, мысли, чувства.
  4. Отвечают на вопросы где? когда? по какой причине? при каком условии
  5. Придаточные, которые отвечают на вопросы где? куда?
  6. Эти придаточные присоединяются союзными словами едва, когда, с тех пор как...
  7. Придаточные, которые отвечают на вопрос в какой степени?
  8. Придаточные, которые присоединяются союзами словно, будто, точно.
  9. Отвечают на вопрос с какой целью?
  10. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
  11. Присоединяются союзом так что.
  12. Присоединяются союзами потому что, оттого что, благодаря тому что... (отвечают на вопросы почему?)

Какие еще виды придаточных вы знаете? На какие вопросы они отвечают?

Литература:

  1. М. М. Разумовская Учебник «Русский язык -9»
  2. Владимир Высоцкий «Я был душой дурного общества», М., «Эксмо», 2006.
  3. А. Б. Малюшкин Тестовые задания по русскому языку, 9 класс, пособие для учителя, М., «Сфера», 1998.
  4. И. В. Шустина Кроссворды для школьников. Русский язык. Ярославль. «Академия развития», 1997.