Мастерская "Давление твердых тел", 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Урок изучения нового материала.

Цель мастерской:

  • Образовательная: познакомить учащихся с новой физической величиной - давлением; показать значение давления в природе, быту и технике; изучить способы изменения давления.
  • Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, любознательность, умение ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.
  • Воспитательная: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.

Методы, приемы, способы:

  • Обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия;
  • Анализ собственного опыта;
  • Эксперимент.

Оборудование:

  • наглядный материал - Презентация с рисунками по теме;
  • сказка Г.Х.Андерсена "Принцесса на горошине"(Приложение 1);
  • кусок пластилина, монета, карандаш;
  • напольные весы;
  • на каждой парте:
    • лоток с сыпучим веществом, груз, столик, инструкция для проведения опыта (Приложение 2).
    • разлинованный лист-заготовка <Рисунок>, инструкция для определения площади и давления тела (Приложение 3).
Этап Учитель Ученики
Индуктор (создание эмоционального настроя) В возрасте почемучек дети задают много вопросов. Моя дочь не исключение.

Однажды я читала ей сказку Г.Х.Андерсена "Принцесса на горошине"

(слайд 1, приложение 1.)

Вопрос:

- Правда ли таким способом можно выявить девицу благородного происхождения? Вы как думаете?

Затем пришло время приготовлений к школе. (слайд 2) И мы с ней отправились в магазин школьных принадлежностей. Подошла очередь портфеля. И тут:.

- А почему не мишкой, он красивее?

Сейчас моя дочь учится в 7 классе и точно знает ответы на эти детские вопросы.

Почему? Пришло время изучать новый предмет - физика.

Дети слушают известную сказку, задумываются над ответами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучают содержание слайда.

Социализация Физика - наука экспериментальная. Эксперимент может быть мысленный и опытный (лабораторный), индивидуальный и фронтальный, демонстрационный.

Начнем с первого. МЫСЛЕННЫЙ эксперимент. (см. слайд 3)

Представим, себя в зимнем лесу. (слайд 3). Глубокие сугробы, белый искристый снег, вокруг тишина, МАЛЬЧИК В СУГРОБЕ. Проанализируйте ситуацию. (слайд 3!)

ЧТО изменится, если теперь рядом с ребенком встанет взрослый человек.

Мальчик в зимнем лесу на лыжах.

- ЧТО можете сказать в этой ситуации?

(слайд 3!)

Итак - результат действия сил зависит от F и s . (слайд 3!)

А сейчас демонстрационный эксперимент: на столе круглый кусок пластилина, карандаш.

- ЧТО произойдет, если острие карандаша опустить на комок пластилина?

ПРОВЕРИМ.

- ЧТО произойдет, если на опыт повторить, но на пластилин положить монету?

ПРОВЕРЯЕМ.

 

 

Участвуют в проведении мысленного эксперимента.

Анализируют ситуацию.

(Человек действует на снег с силой, которая называется вес тела и

зависит она от массы тела)

Мыслительная деятельность продолжается.

(Деформация снега увеличится, т.к. масса взрослого человека больше)

Мальчик меньше проваливается в снег, хотя его масса не изменилась. Скорее всего изменения связаны с тем, что площадь опоры стала больше)

Визуальная деятельность, обсуждение увиденного.

(карандаш провалится в комок пластилина)

Продолжение опыта.

(карандаш не смог проникнуть в кусок пластилин)

Разрыв - Перейдем к опытному обоснованию ситуации. Попробуем проверить полученные выводы на опыте.

Внимательно прочитайте инструкцию, выполните то, что требуется и постарайтесь ответить на предложенные вопросы.

Самостоятельная работа в парах по 2 человека по проверке результатов обсуждения мысленного и демонстрационного эксперимента. Проведение эксперимента на местах по предложенной инструкции (приложение 2).

Работа в тетради.

  Теперь все это перенесем на наш предмет и тему "Давление" - новая физическая величина. Давление - р - какая сила приходится на единицу поверхности.

(Записать на доске: ДАВЛЕНИЕ. )

Измеряется в Па - паскалях. - (на доске: , [Па] - Паскаль)

Интересно, какое давление оказывает человек, стоя вниз головой на руках?

Мои помощники и подробная инструкция помогут вам рассчитать давление, когда вы стоите на одной руке вверх ногами.

Для этого вам потребуется лист бумаги в клетку, фломастер, напольные весы и доверие моим помощникам. (слайд 4)

ДЛЯ ДВУХ РУК? Подумайте. (слайд 4)

- Перед вами примеры давлений, часто встречающихся в жизни.

Сравните ваше давление с табличными. (слайд 5)

Записи в тетради.

 

 

 

 

Самостоятельная работа в группах по определению собственного давления, стоя на одной руке вниз головой. (приложение 3).

 

 

Сравнение собственного давления с давлением трактора. Они примерно одинаковые.

  - КАКИЕ СПОСОБЫ ИЗМЕНЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВЫ УЗНАЛИ?

Доска:

Говорят, что успели выяснить по мере проведения опытов.

Делают записи в тетради.

Рефлексия

Самоанализ

- Давление широко применяется в природе, технике, быту. (слайд 6 - лопата)

- Какая обувь наиболее подходит для походов? Кроссовки - вряд ли, подошва слишком мягкая, и если наступишь на камень: Для чего представленная обувь? (слайд 6 - обувь )

- Иглы, клювы, когти, зубы, клыки, жала (ЗАЧЕМ???) - неплохо природа вооружила живой мир для создания большого давления небольшим усилием!

(слайд 6 - животные )

- Определите способы применения давления с точки зрения уменьшения или увеличения. (слайд 6 )

- ГОВОРЯТ, что сказка ложь да в ней намек. Вернемся к началу занятия.

- МОГЛА ЛИ СКАЗОЧНАЯ ПРИНЦЕССА ОЩУТИТЬ ГОРОШИНУ?

- Какой портфель вы не купите ребенку для посещения школы? (слайд 7)

СПАСИБО ЗА ОБЩЕНИЕ И СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ.

Используя примеры из жизни, находят проявление новой физической величины - ДАВЛЕНИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, которые возникли вначале занятия.

Выбирают правильный портфель.