Художественно-педагогическая деятельность учителя музыки на уроках и внеурочной деятельности "В гармонии с самим собой и миром"

Разделы: Музыка


"Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека".

Каждый день, начиная урок, вспоминаю слова Сухомлинского. Сколько десятков лет они как "кредо" не одной сотни педагогов музыки? Что значит воспитать ту самую гармонично развитую личность? Личность, умеющую жить в гармонии с миром, умеющую находить гармонию в себе? Личность яркую, творческую и, главное духовно богатую?

Для развития такой личности необходимо пересмотреть, проанализировать содержание музыкального образования, модернизировать его в рамках личностно ориентированного подхода, направить в русло развивающего. Поэтому суть своих творческих поисков как учителя, наставника, вдохновителя детей вижу в том, чтобы создать условия для развития гармонично - креативной личности. Отсюда вывожу ведущую идею художественно - педагогической деятельности: " В гармонии с самим собой и миром". Через изучение себя ребенок сможет изучать мир.

Воплощение этой идеи, в свою очередь, требует создания несколько иных педагогических условий, не укладывающихся в традиционные формы общения на уроках как "учитель - ученик". Познание самого себя ребенком выводится через восприятие учителем ученика как личности, которую нужно бережно сохранить, взрастить, дать толчок к стремлению, поискам прекрасного, возвышенного, духовного. Это взаимодействие учителя с учениками, которое имеет особую эмоционально - содержательную окраску.

В процессе размышления над тем, как организовать такую технологию личностного образования, нами была получена панорама системы музыкального образования.

Приложение 1.

Панорама представлена схематично. Раскладывая на составные части, я показываю процесс создания целостного восприятия мира и самого себя через целостное восприятие музыкального искусства.

Остановлюсь на каждом виде деятельности подробней.

Навигатором, т.е. определителем ориентиров и сфер данной художественной деятельности, являются уроки музыки с двумя основными видами музыкально - практической деятельности - слушание музыки и исполнительская деятельность, а так же внеклассная работа - хоровые классы, концертные хоры и сольное пение. Это дает возможность и время для развития более глубокого, прочувствованного восприятия музыки, позволяющим, в свою очередь, понять каждым ребенком себя, жизнь, искусство как воплощение жизни. Все виды деятельности на уроке направляются на личностное становление ребенка, а не на то, что бы наполнить его знаниями, умениями, навыками. Главное - сформировать в нем мотив к самосовершенствованию.

Остановлюсь на каждом виде деятельности, представленной в панораме подробней.

Слушание музыки.

Основой всех музыкальных произведений, являются чувства, эмоции, настроение, поэтому главным героем на уроке становится сам ребенок - ЧЕЛОВЕК со своим миром чувств, переживаний. Учитывая, что психологическими механизмами восприятия музыки являются эмоциональная отзывчивость, развитый музыкальный слух, память, музыкальное мышление, а так же сформированность способности к творчеству, вывожу основные функции этого вида деятельности:

чувствуем, ощущаем оцениваем музыку общаемся преобразуемся познаем мир и себя

Приложение 2.

Как настроить детей на слушание музыки так, что бы они смогли максимально глубоко прочувствовать, как бы прожить ее? Я выбрала для себя несколько приемов, позволяющих быстро включить детей в творческий процесс, например, коммуникативная атака:

У. - Однажды известный русский композитор, педагог Дмитрий Борисович Кабалевский сказал так: (плакат с высказыванием) "Превыше всего, превыше искусства художник должен любить жизнь. Ибо жизнь - источник его вдохновения, основа содержания его творчества, ключ к подлинному искусству". Как вы думаете, что означают они? ( В процессе обсуждения подвести к осознанию того, что жизнь - основа содержания искусства). Попробуем в этом убедиться. Представим, что мы с вами в настоящем концертном зале. Представим как мы сядем, чтоб было удобно слушать музыку:

Звучит музыка Клода Дебюсси "Облака".

У. - Какое ощущение появилось у вас, ребята? ( Дети называют ощущение вечности, покоя, зачарованности, волшебства, заколдованности, сказочности. Ощущение тумана, промозглости вокруг. Чувство неуверенности, бесформенности, расплывчатости. Все вокруг холодного цвета : белый, бледно- голубой, светло - серый. В воображении может

возникнуть образ северного сияния.)

У. - Как здорово вы почувствовали, даже ощутили физически музыку. Сколько родилось ассоциаций и у каждого оказалась своя, неповторимая, как сама наша жизнь. И все вы, конечно правы. Но о чем же пытался рассказать нам композитор своей музыкой?

У. - Вслушаемся внимательней. (Повторное слушание).

У. - Это близкое или далекое? Это высокое или низкое? Далекое, высокое, холодное, бесформенное: Что же это? (Облака) Верно, но благодаря чему мы смогли почувствовать это? ( Дети отмечают средства выразительности: высокий регистр, холодные тембры гобоя и кларнета; движение, текучесть скрипок; размеренный темп).

У. - А теперь обратите внимание на картину. (Изображена одинокая береза, сгибающаяся под сильным ветром, по небу быстро бегут облака) Созвучно ли ее настроение настроению музыки?

Д. - Нет, в ней слишком много зеленого цвета и облака движутся слишком быстро и настроение ее слишком одиноко, да и пейзаж кажется русским, а в этой музыке нет русских интонаций.

У. - А где вам более комфортно находиться в музыке или картине?

Д. - В музыке спокойней, удобней, тише, приятней, там хочется жить. А в картине неуютно, одиноко.

У.- Что же получается? Мы все такие разные, наши мысли и поступки так несхожи, но все мы чувствуем одно и тоже - желание жить там, где приятно, там, где не одиноко. А это значит умение найти свое место в жизни. Ведь там, где только что захотелось жить все как в жизни - движение, стремление. А еще в жизни важно уметь понять и почувствовать другого человека. Например, как мы сейчас почувствовали по интонации, что звучала музыка не русского композитора. Это французский композитор Клод Дебюсси смог передать состояние любования, зачарованности так, что мы с вами тоже смогли прожить его.

У. - Обратим же вновь свое внимание на слова Кабалевского. Может в них есть еще что-то очень важное, что мы упустили?

Дети отмечают, что больше всего на свете художник должен любить жизнь - вот что главное в этих словах. Любить и ценить жизнь такую разную, которая дает возможность нам быть такими разными. В этом ее красота. А искусство помогает нам ее почувствовать.

У. - А что же мы, ученики? Как мы можем помочь сохранить эту красоту?

Д. - Стать добрее, внимательней друг к другу, к родителям, ведь это они дали нам жизнь и наша любовь - это благодарность им. Благодарное отношение к школе, к людям, которые дают не только знания, но и учат бережному отношению к природе, ко всему, что нас окружает.

Вот так проводя мысль детей через все этапы (функции) прочувствованного и продуманного восприятия музыки, активизируем внутренний духовный мир учащихся, их чувства, мысли.

Дать возможность детям глубже понять и ощутить жизнь помогают "выходы" за пределы предмета музыки в историю, поэзию, живопись, в природу, в мир человека. Поэтому на уроках необходимо опираться на знания, полученные детьми по смежным предметам. Углубляю эти знания с помощью музыкальных ощущений, заложенных в музыке и передаваемых посредством ее. Ведь для того, чтобы понять, почувствовать жизнь людей предыдущих эпох не всегда нужно знать все исторические факты из жизни того времени. Порой достаточно просто вслушаться в музыкальное произведение. В свою очередь получаю возможность глубже настроить детей на восприятие произведения, прочтение его содержания, передаче духовного опыта поколений.

Оценить уровень творческой развитости каждого ребенка позволяют творческие работы, некоторые из них выполнены в соответствии с методикой "Музыкально-жизненные ассоциации" и дают возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени соответствия их музыкально-жизненному содержанию, выявляют эмоциональную отзывчивость на услышанную музыку. Например "Мой музыкальный портрет", "Я и музыка", "Я рисую музыку". Всевозможные кроссворды, составленные на полюбившуюся тему, небольшие сочинения на тему "Если бы я был учителем музыки, то рассказал бы о:", "Я - человек Возрождения", "Музыкальная афиша".

Как уже говорилось, все виды художественной деятельности на уроке объединены, поэтому в процессе разучивая с детьми музыкального произведения, а это уже исполнительская деятельность, продолжаю углублять восприятие музыки.

Приложение 3.

Порой создаю такие ситуации, когда детям приходится самим думать о том как петь, ставить себя в роль композитора или через "прочтение интонации" воплощать образ произведения.

Например, в "Добром утре" Кабалевского "читаем мысль" композитора. В первой фразе все просто как рассказ, как повествование:

Сегодня, друзья, как вчера

Начинается день наш с утра.

У. - Какое средство выразительности поможет передать это ощущение? (Ответы детей)

На всех языках говорят
Говорят миллионы ребят:

У. - Что говорят?

Д. - Доброе утро.

У. - Вот только открыли глаза и кому же говорим? Кого рады видеть больше всего на свете?

Д. - Маме. Тепло, с любовью, с улыбкой и нежно, почти шепотом.

У. - Какая тембровая окраска звука поможет нам передать наши чувства?

Размышления детей.

У.- А второй раз кому желаем доброго утра?

Д. - Всем, кто есть в доме. Поэтому надо спеть ярче, чуть громче.

У. - И вот совсем проснулись:

С этих слов начинает свой день детвора.

Вот маме, всем близким пожелали доброго утра. А зачем же композитор еще три раза использует эту фразу?

Доброе утро, доброе утро.

Д о б р о е   у т р о .

Д. - Это мы приветствуем весь мир, всех людей, животных и птиц, передаем свое тепло, любовь, свет. Сначала не громко, а потом все ярче и ярче.

Для того чтобы подвести детей к осознанию, постижению эмоционально-нравственного смысла произведения приходится использовать весь свой артистический, педагогический арсенал: качественный показ как нужно спеть, мимику, взгляд, жест, словесное пояснение тех ощущений, которые заложены в произведении. Это позволяет мне вывести детей на уровень эмоционального, духовного общения.

Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать себя участником жизни, мною разработано календарно-тематическое распределение песенного репертуара.

Произведения подбираются с учетом красных дней календаря, народных и христианских праздников. Дети поют рождественские песни, играют масленичные песни, поют современные духовные песни. Разучивание песен о маме, детстве доводится до уровня артистичного исполнения на праздниках в классах. Подготовка к выступлению на общешкольном фестивале "Песни Победы" начинается задолго до самого начала фестиваля, т.к. требует определенного мастерства и исполнительской культуры детей.

Такая система работы дает возможность совершенствовать у детей способность воспринимать музыку как искусство, рожденное жизнью и неразрывно связанное с ней.

Надо отметить, что наполненность классов и ограниченное время уроков - всего 40 минут в неделю, не позволяют полностью реализовать идею гармоничного развития каждого ребенка. Поэтому свою деятельность продолжаю во внеклассной работе.

Приложение 4.

Это в первую очередь хоровые занятия.

Здесь посредством знакомства с разноплановыми произведениями от песен современных детских композиторов до песен бардов, джазовых композиций, произведений, исполняемых на разных языках, участия в постановке музыкальных спектаклей, дети получают неоценимый опыт работы в коллективе, что способствует более глубокому восприятию музыки. А в процессе развития у детей слуха и голоса, формирования объема певческих умений и навыков, проявляются партнерство, взаимоподдержка.

Дети, занимающиеся в концертном коллективе, имеют возможность самореализации на сцене, возможность презентовать себя как личность незаурядную, как артиста хора. Могут оценить уровень работы своего коллектива и себя на конкурсах и концертах, получают неоценимый опыт работы в коллективе, навыки исполнения многоголосной музыки.

То же самое можно сказать и о детях, занимающихся сольным пением. Они реализуют себя как одаренную личность, которая может самостоятельно выбрать собственный стиль исполнения песни, органично подобрать способ подачи ее замысла зрителям. Эти дети уже получают профориентацию.

Подводя итог панорамы своей музыкально-педагогической деятельности, хочу отметить, что хотя в силу небольшого количества времени не всегда удается подходить индивидуально к каждому ребенку. Но музыка, это один из немногих школьных предметов, который помогает найти свое место в жизни, сохранить искренность, доверие друг к другу, открытость миру, жизни. А такой стиль работы помогает ребенку обратить внимание внутрь себя, в глубину своих размышлений, создает все условия для того, чтобы каждый ребенок развивался творчески в гармонии с самим собой и миром.