Открытый урок по теме "Что стало бы с литературой, если бы не было музыки”

Разделы: Литература, Музыка


Цель урока:

  1. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
  2. Формирование положительных черт характера ребёнка на примерах любви к природе.
  3. Освоение интонационно-образной природы музыки.

Задачи:

  1. Воспитание интереса к музыкальному искусству.
  2. Воспитание художественного вкуса, способности оценить окружающий мир по законам красоты.
  3. Учить детей чувствовать поэтичность и живописность художественных образов природы.
  4. Развитие творческой инициативы и самостоятельности детей.
  5. Развитие активного восприятия музыки в разных видах деятельности (слушание, пение, игра на музыкальных инструментах).
  6. Познакомить с творчеством Х. К. Андерсена, композиторами А. Алябьевым, Ф. Листом.
  7. Раскрыть смысл слов: интонация, импровизация, виртуоз.

Тема урока: Музыка в сказке Х. К. Андерсена “Соловей”.

Тип урока: урок углубления в тему.

Форма урока: комбинированный.

Жанр урока: урок-диалог.

Техническое обеспечение урока: проигрыватель, магнитофон, нотная доска, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов.

Музыкальный материал:

  1. “Соловей” - А. Алябьева.
  2. “Соловей” - обработка для фортепиано Ф. Листа.
  3. Русская народная песня “Ты воспой в саду, соловейка”.
  4. Слушание механической игрушки – музыкальной шкатулки.

Драматургический план – схема урока:

  1. Вводный этап: определение задачи урока.
  2. Развивающий этап: слушание басни “Похвала знатока”. Ответы на вопросы. Слушание сказки “Соловей” Х. К. Андерсена. Ответы на вопросы. Что в них общего?
  3. Кульминационный этап: слушание “Соловья” А. Алябьева и обработки “Соловья” Ф. Листа. Раскрыть смысл слов “импровизация”, “виртуоз”.
  4. Заключительный этап: исполнение русской народной песни “Ты воспой, соловейка” (с музыкальными инструментами в импровизационной манере).

На доске: название темы, названия произведений, ключевые слова.

Предварительная работа: изучение детьми по ролям басни “Похвала знатока”.

Эпиграф: Всё, что звучит в природе и есть музыка” И. Гердер.

Ход урока

I. Организационный момент:

  1. Приветствие
  2. Показ темы на доске
  3. Постановка задачи: прослушать два произведения “Похвала знатока” Г. Малера и “Соловей” Х. К. Андерсена и определить что в них общего.

II. Проверка домашнего задания: чтение детьми по ролям стихотворения “Похвала знатока”.

<Приложение 1. “Текст стихотворения “Похвала знатока””>

Учитель (У): Что музыкального было в стихотворении?

Дети (Д): Пение соловья и кукушки.

У: На эти стихи у немецкого композитора Густава Малера есть песня.

III. Слушание выступления к песни.

У: Чья интонация была вначале: соловья или кукушки?

Д: Вначале была интонация соловья, т.к. музыкальная фраза была длинной, потом кукушки, т.к. было всего два звука. Интонация изображала, как кукует кукушка.

У: Скажите, а пение живого соловья – это музыка?

Д: Музыка.

IV. Слушание пения живого соловья, показ картинки маленькой серенькой птички, рассказ о соловье:

Соловей давно и по праву считается живым символом России. Самые лучшие певцы – это курские соловьи, которые весьма дорого ценились знатоками. В 18 веке возникла городская мода на содержание певчих птиц в неволе для “песенного услаждения”. Их отлавливали в окрестностях города, владельцы трактиров скупали их за большие деньги (до двух тысяч рублей) и давали слушать любителям музыки. Трактирщики брали почасовую плату в пять рублей за слушание пения соловья. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щёлканье, клёкот, посвист и множество других вариаций. И. С. Тургенев писал: “Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои особенные трели”.

У: Посмотрите на нотную запись. Трель – это быстрое чередование двух соседних нот. Она обозначается буквами tr с волнистой линией после них. <Рисунок 1>

А если человеческому голосу поручить спеть за соловья, то какому?

Д: Самому высокому – сопрано.

У: Сейчас вы услышите певицу, которая пела в Большом театре колоратурным сопрано романс Александра Алябьева “Соловей”

V. Слушание романса “Соловей”.

У: Как певица пыталась подражать соловью?

Д: Она передавала трели, сочиняла украшения – форшлаги.

У: Валерия Барсова как исполнитель, мастерски владеющий техникой вокала, в каждую фразу романса добавляла что-то своё, импровизируя.

Импровизация – это процесс сочинения музыки во время её исполнения.

Мы слушали курского соловья, теперь послушаем датского соловья.

VI. Чтение сказки “Соловей” Х. К. Андерсена.

У: Что звучало в сказке?

Д: Пение соловья, механизм игрушки искусственного соловья, мычание коров, кваканье лягушек, звучание колокольчиков, фарфора во дворце императора.

У: В чем, по-вашему, волшебная сила пения живого соловья?

Д: В том, что он своим пением победил смерть.

У: Характер императора изменился?

Д: Да, был злой – стал добрый.

Вывод: соловей должен жить на свободе и приносить людям радость своим пением.

У: А когда ещё не было музыкальных инструментов, как музыка появлялась, откуда бралась?

Д: Из природы (журчание ручья, шелест листьев, дуновение ветерка, пение птиц…)

У: Звучание механического соловья может заменить живого?

Д: нет, оно однообразно.

VII. Слушание механического игрушечного соловья.

У: Музыка менялась в каждой фразе или повторялась?

Д: Она всё время повторялась.

У: В 18 веке было модно в богатых домах хвастаться разными музыкальными “штучками” - сувенирами.

Откроешь коробочку, а там играет музыка “хрустальными” звуками. На смену музыкальной табакерке пришли часы и музыкальные шкатулки. Мелодии у них были красивые, но с неживым оттенком. Ведь играл механизм, сделанный из железа, а не голос певца.

Почему соловей стал героем стиха и сказки?

Д: И в стихотворении и в сказке звучит пение соловья.

У: Раньше в 18 веке в аристократических салонах было модно сесть за фортепиано и сымпровизировать на любимую тему. Такие композиторы как Бах, Моцарт, Паганини постоянно на своих концертах импровизировали, делая переложения популярных произведений.

В. Барсова блестяще исполнила “Соловей” Алябьева голосом, Ф. Лист сделал виртуозно переложение “Соловья” на фортепиано. А мы с вами сможем исполнить народную песню “Ты воспой в саду, соловейка” с элементами импровизации?

Д: Да.

У: Пусть каждый возьмёт музыкальный инструмент и внесёт в исполнение песни что-то своё (сольное пение, элемент танца, ритм инструмента). Мальчики могут петь нижний голос, девочки – верхний.

VIII. Дети исполняют русскую народную песню “Ты воспой в саду, соловейка”.

<Приложение 2. “Слова песни “Ты воспой в саду, соловейка””>

Работа над песней:

  1. Дыхание.
  2. Пение по фразам – a capella.
  3. Игра на музыкальных инструментах.

У: Попробуем исполнить песню ещё раз. Что такое импровизация?

Д: Импровизация – это сочинение музыки без нот во время исполнения.

Вывод:

У: Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

Д: Она была бы скучной и неинтересной.

Вывод: В стихотворении и сказке музыка является главным действующим лицом, а без неё они потеряли бы жизненную силу.

Оценка работы учащихся на уроке.