Преподавание в начальной школе . Глагол как часть речи, 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока:

  • формировать представление о том, что глаголы называют не только действие предметов, но и различное состояние предметов (н-р, грустят) и изменение признака (н-р, черствеет, светлеет);
  • развивать умение по основному грамматическому признаку (вопросу) отличать глагол от других частей речи;
  • развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, воспитывать чувство коллективизма.

ХОД УРОКА

  1. Лингвистический футбол (дети задают друг другу вопросы на изученные правила)
  2. Организационный момент (запись числа)
  3. Словарная работа

- прочитайте слова, написанные на доске:

вторн_к, ч_тверг, р_суют, к_пуста, к_ртофель, т_пор, м_л_ток, _гурец

1 ребёнок вставляет буквы; работа в группах

- что объединяет эти слова?

- на какую орфограмму эти слова?

- распределите слова на возможные группы по какому-либо признаку

4. Минутка чистописания

-назовите буквы в слове рисуют, которые обозначают парный, глухой, твёрдый, согласный звук.

- какие это буквы?

ТтСс тТсС

- определите порядок букв в этом ряду

- написать в указанной последовательности

Что вы можете рассказать о слове рисуют?

Давайте составим предложение с этим словом и найдём главные члены предложения.

5. Работа по теме

5.1. Повторение знаний о глаголе

- кто знает, каким словом называли слово говорить в старину

(Вместо слово “говорить” употребляли слово “глаголить”)

- название, какой части речи созвучно со словом глаголить?

Отгадайте загадку:

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про…..глагол

- давайте посмотрим на доску и расскажем:

Что вы знаете? Что узнаем еще?

- часть речи

- обозначает действие предмета

- отв. на вопросы:

что делать?
что сделать?
что будет делать?
что делают?
что делал?

- сказуемое

-А в конце урока ответите на вопрос: что узнаем ещё?

1 ученик

“ГЛАГОЛ” – это самая живая часть речи. По частоте употребления глагол занимает второе место после имени существительного.

В стане “ГЛАГОЛ” слова очень разговорчивы. Они любят рассказывать о том, что делают в этой области имена существительные.

2 ученик

Стоит их спросить: что делать? что делают? что будут делать? – имена существительные тут как тут. Но надо помнить один секрет: вопрос глаголам нужно задавать со словом что делать? Иначе ответа не получишь. Вот какие деловые эти слова – глаголы.

5.2. Работа с учебником

Стр.130 №3 (устно). Беседа по аналитическому плану.

-как отличить глагол от имени существительного, называющего действие?

Физминутка

Сущ.– смотрите в окно

Прилаг.   – хлопок

Предлог    – смотрите на дверь

Глагол    – присесть

Бежать, красивый, весна, журчат, около, весенний, пробег, бежать, радость, радостный, порадуются, до, шутка, шутить, смешной.

Стр.132 № 6 – 1 ученик объясняет у доски.

5.3 Работа в группах

От существительных образуйте глаголы

1 и 2 группа

Злость - ……

Печаль -……

Восхищение -…… (см. словарь Ожегова)

3 и 4 группа

Шутка -……

Стыд -…….

Покорность -…..(см. словарь Ожегова)

Проверка

- что называют эти глаголы?

Чтение вывода стр.132

Появляется табличка

Называют различное состояние предметов

Стр.132 №7

Работа по учебнику

1 ученик объясняет у доски

Продолжается работа в группах

Пёстрый луг - луг ……

Ржавый гвоздь – гвоздь ……

Зелёная трава - трава…….

Проверка. Вывод стр.133

Появляется табличка

Называют изменение признака предмета

- давайте посмотрим, что нового узнали на уроке?

6. Закрепление новой темы

Стр.134 №11 (самостоятельно)

Проверка, выставление оценок

7. Дом. задание

Написать слова – глаголы, обозначающие действия, которые вы совершали в течение дня.