Беседа-концерт "Струнные музыкальные инструменты"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


Струнные музыкальные инструменты.

Скрипка – струнный смычковый инструмент. Звук высокий, ясный.

Является одним из основных музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Балалайка – русский народный (щипковый) инструмент. Широко используется в оркестре народных инструментов, организатором которого в 1888г. был В.В.Андреев, блестящий мастер игры на балалайке, композитор, дирижёр.

Гитара – струнный щипковый инструмент. Издавна она была известна в Испании. В России стала известна 235 лет назад. Бывает шести струнная (испанская) и семи струнная (русская). Под неё пою песни, романсы.

Электрогитара является главным инструментом в эстрадном оркестре или ансамбле. Звук у неё более резкий и пронзительный, чем у обыкновенной гитары.

Задачи. 1.Обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов; учить различать их тембровую окраску. 2.Формировать способность находить общее и различное у струнных инструментов. 3.Познакомить с определениями: “классическая, народная, эстрадная музыка”, “симфонический, народный, эстрадный оркестр”.

Художественная литература.

Загадки о музыкальных инструментах пословицы, поговорки.

Музыкальный репертуар.

И.С. Бах “ Менуэт ”, “ Скамеечка ” мексиканская н. п. в обработке В.Калинина,

Г. Гладков “ Песенка друзей ”, Э. Григ “Норвежский танец”, Е.Дербенко “Дорога на Карачев”, р. н. п. в Обр. А. Илюхина и М. Красева “Полноте, ребята”, “Прялица”.

Материалы.

Музыкальные инструменты: гитара, скрипка, балалайка, ширма, музыкальный  центр, аудио – кассеты.

Ход занятия

(Мероприятие проходит в зале, дети входят и садятся на стулья.)

М.р. Сегодня мы с вами услышим и увидим музыкальные инструменты, которые внешне похожи друг на друга. Какие же это инструменты попробуйте отгадать сами:

*Смычок на ней пиликает, как воробей чирикает (скрипка)
*Заиграли 3 струны на четыре стороны (балалайка)
*Она у папы шестиструнная
Её настройка – дело трудное
И чтобы папу не расстраивать,
Её нам лучше не настраивать (гитара)

М.р. Ребята, а каким одним словом можно назвать эти музыкальные инструменты? Какие они?

Д. Струнные.

М.р. Правильно. А на какие подгруппы можно разделить их?

Д. Струнные щипковые и смычковые.

М.р. Все они струнные, но исполняют на них разную музыку: на одном – классическую, на другом – народную, на третьем – эстрадную. Сейчас будет   играть музыкальный инструмент, а какой, вы ответите сами. А как узнаем, какой инструмент звучал, если его не видим?

Д. По звуку.

Звучит скрипка.

Д. Скрипка.

М.р. Конечно это скрипка. А какой у неё звук?

Д. У скрипки звук высокий, ясный, светлый.

М.р. Правильно, недаром за необычный звук её называют Королевой оркестра. Посмотрите, ребята, внимательно, какой это замечательный инструмент. (Дети рассматривают). А как называется вот эта палочка, которой водят по скрипке?

Д. Смычок.

М.р. А из чего он сделан?

Д. Из конского волоса.

М.р. Благодаря этому смычку у скрипки протяжный, певучий звук. Недаром про неё говорят что она “поёт” человеческим голосом. Поэтому в оркестре она главная. Скрипка – один из основных музыкальных инструментов в оркестре. Людей, которые играют на скрипке, называют скрипачами. В симфоническом оркестре их много.

Звук струнных инструментов зависит от дерева, из которого они изготовлены, формы инструмента и даже лака, которым они покрыты. Такой, какая скрипка сейчас, сделали около 400 лет тому назад добрые скрипичные мастера из итальянского города Кремона. Их имена: Амати, Гварнери, Страдивари. Давайте поближе рассмотрим этот инструмент.

(М.р. показывает инструмент и рассказывает из каких деталей он сделан. Звучит стихотворение Натальи Манушкиной – “Скрипка”).

Не торопливо, не спеша
Скрипичный мастер скрипку ладит.
Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,
Поправит деку, завиток,
Покроет лаком осторожно.
Теперь он сделал всё, что мог
Теперь играть на скрипке можно!
Пой, королева, смейся, плач,
Твой голос и стан твой строен.
Какой счастливчик твой скрипач
Пусть будет он тебя достоин!

А сейчас давайте ещё раз послушаем этот прекрасный, певучий инструмент.

Э. Григ “Норвежский танец”.

М.р. Мы не раз ещё будем встречаться со скрипкой, а сейчас поговорим о другом инструменте.

Звучит балалайка.

М.р. Как вы догадались, речь сейчас пойдёт о…

Д. Балалайке.

М.р. Правильно, балалайка – это русский народный инструмент. Организатором первого в России оркестра народных инструментов был Василий Васильевич Андреев, блестящий мастер игры на балалайке, композитор, дирижёр. Именно он выделил балалайку из многих народных музыкальных инструментов и сконструировал её. И сегодня это инструмент, который состоит из 3х струн и кузова – резонатора. По богатству оттенков звука, по разнообразию штрихов, балалайка превосходит многие инструменты: тут и тремоло как на домбре, щипки пальцами правой и левой руки, что идёт, пожалуй, от арфы и бряцание, как на гуслях и многое другое. А сейчас в исполнении юных музыкантов на балалайки и фортепиано прозвучит пьеса Е. Дербенко “Дорога на Карачев”.

Е.Дербенко “Дорога на Карачев”

Многие пословицы и поговорки, как бы оттеняют характер этого инструмента, увязывают с ним характер и поведение того или иного человека. Давайте послушаем их в исполнении ребят.

* Вывернулся Мартын с балалайкой.
* Наш брат Исайка – без струн балалайка.
* На словах, что на гуслях, на деле, что на балалайке.

М.р. Ребята, а кто мне скажет, как играют на балалайке?

Д. Щипком (щиплет струны).

М.р. Внимательно посмотрите на балалайку и скажите, чем она похожа на скрипку?

Д. Есть струны.

М.р. А чем отличаются?

Д. У балалайки – 3 струны, это щипковый инструмент. У скрипки – 4 струны, смычок, и корпус у инструмента другой.

М.р. Верно, научится играть на балалайке легче, чем на скрипке.

Посмотрите: для игры на скрипке мне нужен смычок, а на грифе есть специальные чёрточки. Они предназначены для точного воспроизведения звуков. На скрипке музыкант воспроизводит звуки по слуху, а это намного сложнее. Давайте ещё раз послушаем этот задорный, с серебристым тембром инструмент.

Р.н.п. обр. А. Илюхина, М. Красева “Полноте, ребята”.

М.р. На балалайке любили играть на народных гуляниях. Люди пели весёлые песни, частушки, припевки. Каждый демонстрировал своё певческое мастерство. Мы с вами тоже знаем частушки. Вы их не забыли?

“Частушки”

М.р. Во время праздничных гуляний собиралось много народных музыкантов. Играли на балалайках, ложках, свистульках, трещотках, даже на стиральных досках и пилах. Веселью не было конца. Так звучит оркестр русских народных инструментов. Выходите, спляшите русскую.

(Дети пляшут, используя движения, характерные для русских народных плясок. Девочкам по желанию раздают цветные платочки).

Р.н.п. “Прялица”.

М.р. А теперь немного отдохните и угадайте, какой ещё инструмент мы услышим и увидим.

Звучит гитара. “Менуэт” И.С. Бах.

(Ответы детей).

М.р. Правильно, это гитара. Наверное, кто–то из ваших родственников или знакомых играет на гитаре? Гитара издавна была известна в Испании, которая как многие предполагают, была её родиной. В России гитара стала известна 235 лет назад. Позднее, когда гитара попала в руки цыган, она приобрела популярность. Под звуки гитары пели серенады, на гитаре аккомпанировали танцам. Гитара звучала и как сольный инструмент. Сейчас существуют шести и семи струнные гитары. Сегодня под гитару поют песни, романсы. Многие композиторы писали произведения для гитар

Сейчас в исполнении ансамбля гитаристов прозвучит мексиканская народная песня “Скамеечка”, в обработке В. Калинина.

Мексиканская народная песня “Скамеечка”, в обработке В. Калинина.

М.р. Вам понравилось, звучание нескольких гитар?

Д. Да, они звучали танцевально, мягко, певуче.

М.р. Очень часто по телевизору вы слушаете эстрадных певцов, эстрадные ансамбли. Электрогитара – является главным инструментом в эстрадном оркестре или ансамбле. Послушайте, как звучит электрогитара.

Звучит электрогитара (в записи).

М.р. Кто-нибудь услышал разницу в звучании?

Д. У электрогитары звук более резкий, пронзительный, а у обычной гитары звук мягкий, певучий.

М.р. Правильно. Сегодня под гитару поют романсы, песни. И сейчас для  вас прозвучит хорошо вам известная “Песенка друзей” из мультфильма: “Бременские музыканты”. А кто знает слова, не стесняйтесь, подпевайте. (Дети по желанию исполняют песню).

“Песенка друзей” Г. Гладков.

М.р. Вот и подошла наша беседа к концу. Давайте поблагодарим наших замечательных музыкантов, которые пришли к нам сегодня и помогли в проведении концерта. В гостях у нас сегодня были педагоги и учащиеся из школы искусств и музыкальной школы. Ребята, если у вас есть желание научиться игре на каком-либо инструменте приходите в любую из школ, и вас обязательно научат.

Всем спасибо за вниманье,
За задор и звонкий смех
Говорю всем: “До свиданья!
До счастливых новых встреч!”