Использование дидактических игр на уроках химии

Разделы: Химия


1 задание

Установите соответствие для каждого понятия. Заполните таблицу, вписав буквы. При правильной расстановке букв у вас получится название кислоты.

 Понятия

 Ответы

1.
2.
3.
4.

Кислоты
Соли
Основания
Оксиды

 

а) Эти сложные вещества в природе встречаются в твердом, жидком и газообразном
состоянии.
о) Это соединение образуется в результате реакции нейтрализации, но не вода.
у) В этом соединении лакмус окрашивается в красный цвет.
ь) Фенолфталеин в этом соединении окрашивается в малиновый цвет.
л) Хлорид натрия NaCL – хорошо растворимая в воде …
г) Это соединение бывает: одноосновным, двухосновным, трехосновным.
я) Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород называются …
н) В состав этого соединения входит гидроксильная группа.

(Угольная)

2 задание. «Потерянные слова»

Эти предложения были написаны таинственными чернилами, со временем – некоторые слова исчезли, а теперь их надо восстановить.

При взаимодействии простого вещества с кислородом образуются …. . Число атомов …… в молекуле кислоты, определяет основность кислоты. При растворении кислоты нужно вливать ….. в …… . Нерастворимые основания разлагаются при нагревании на оксид металла и …. . Растворимые в воде основания называются ….. . Реакцией ….. называется взаимодействие кислот с основаниями. В присутствии щелочей индикаторы окрашены: фенолфталеин в ….. , лакмус в …….. и метиловый оранжевый в ……. цвета. Соли. не содержащие атомов водорода в своем составе, называются ….. , а содержащие - ….. .

3 задание. Кроссворд

Если вы правильно определите девять понятий, то откроете ключевое слово.

1. Это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка
2. Это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов.
3. Это сложное вещество, состоящее из двух химических элементов, один из которых кислород в степени окисления -2.
4. Это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
5. Окраска этого индикатора в щелочной среде – синяя.
6. Назовите кислоту формула, которой HNO3.
7. Определяется числом атомов в кислоте.
8. Растворимые в воде основания.
9. Формула этой кислоты H2SO4.
10. Вещества, которые под действием растворов кислот и щелочей изменяют свой цвет.

4 задание

Прочитав данные предложения, найдите в них названия основных классов неорганических веществ.

  • Маленький ребенок сидит за столом и рисует.
  • Поселок Бурсоль расположен недалеко от города.

5 задание

Это задание выполняется в группе, каждый учащийся решает одну задачу на нахождении массовой доли кислорода в данном веществе. Правильный ответ расположен таким образом, что последовательно складывая буквы можно прочитать слово «лакмус».

формулы

H2SO4

CaCO3

CO2

NaOH

HNO3

SO2

массовые доли,%

(О) = 40%

и

а

а

м

а

о

(О) = 72,2%

а

н

к

и

з

к

(О) = 50%

н

м

д

е

о

с

(О) =65,3%

л

р

л

е

и

р

(О) = 76,1%

м

е

м

р

у

с

(О) = 48%

ж

а

т

м

к

й

6 задание. Деловая игра: «Эксперимент»

 Предлагаю учащимся стать работниками химической лаборатории и провести эксперимент.

1) В трех пронумерованных пробирках содержатся растворы: соляной кислоты, гидроксида натрия, хлорида натрия. Определите, в какой пробирке находится каждый из растворов, используя индикатор.

2) Осуществите практически цепочку превращений:

 CuCl2 Cu(OH)2 CuO

Для того чтобы учесть все этапы работы, вам необходимо оформить отчет в виде таблицы.           


опыта

Название опыта

Уравнения реакций

Наблюдения

Выводы

 

 

 

 

 

7 задание. Угадай вещество

Игра проводится между группами учащихся. Одна группа загадывает вещество, другая задавая вопросы, пытается его угадать. Вопросы нужно задавать так, чтобы на них можно ответить либо да или нет.

 Пример: (гидроксид натрия).

1. Это твердое вещество при обычных условиях? Ответ: Да, это вещество твердое.

2. Вещество хорошо растворимо в воде? Ответ: Да, вещество хорошо растворимо в воде.

3. Вещество обладает кислотными свойствами? Ответ: Нет, вещество не обладает кислотными свойствами.

4. Вещество взаимодействует с основаниями? Ответ: Нет, вещество не взаимодействует с основаниями.

5. Это вещество изменяет окраску лакмуса в синий цвет? Ответ: Да, вещество изменяет окраску лакмуса в синий цвет.

6. Это вещество участвует одним из реагентов в реакции нейтрализации? Ответ: Да, вещество участвует одним из реагентов в реакции нейтрализации.

7. Это вещество растворимое в воде основание? Ответ: Да, вещество растворимое в воде основание.

8 задание

Отгадайте зашифрованное в ребусе название класса неорганических соединений.

9 задание

Среди разнообразных форм контроля знаний и умений учащихся, которые используют учителя в своей практике определенное место занимают тесты.

1. Выберите формулу кислоты:

а) CuO
б) H2SO4
в) Ca(OH)2
г) KCl

2. Выберите формулу основания:

а) Mg(NO3)2
б) Al2O3
в) HNO3
г) KOH

3. Выберите формулу оксида:

а) MgO
б) AlPO4
в) H2SiO3
г) ZnCl2

4. Выберите формулу соли:

а) CO2
б) CH4
в) BaS
г) FeO

5. Индикатор фенолфталеин в щелочной среде:

а) бесцветный
б) синий
в) малиновый
г) красный

6. Выбери название солей:

а) оксид серы (II)
б) бромоводородная кислота
в) карбонат натрия
г) гидроксид натрия

7. Выбери название оснований:

а) гидроксид магния (II)
б) хлорид калия
в) оксид углерода (IV)
г) фосфорная кислота

8. Выбери название кислот:

а) гидроксид меди (II)
б) оксид углерода (IV)
в) сульфат меди (II)
г) азотная кислота

9. Выбери название оксидов:

а) оксид азота (II)
б) фосфат алюминия (III)
в) азотная кислота
г) гидроксид алюминия (III)

10. Выбери соль серной кислоты:

а) сульфид меди (II)
б) сульфит меди (II)
в) сульфат меди (II)
г) силикат меди (II)

11. Найди формулу серной кислоты:

а) H2S
б) H2SO4
в) H2SO3
г) H2SiO3

12. Выбери формулу гидроксида натрия, записанную правильно:

а) Na2OH
б) NaOH
в) Na(OH)2
г) Na(OH)3

13. В каких схемах правильно записаны формулы продуктов химической реакции:

а) CaO + CO2 = CaCO3
б) CaO + SO3 = CaSO3
в) CaO + HCl = CaCl2 + H2
г) CO2 + NaOH = Na2CO3 + H2O

14. Из рядов веществ – выберите последовательность : кислотный оксид-кислота-соль.

а) CaO, H2SO4, NaCl
б) SO3, HCl, CuSO4
в) BaO, HCl, K2SO4
г) FeO, NaOH, KCl

15. Оксид – это сложное вещество, в состав которого обязательно входит:

а) бром
б) кислород
в) азот
г) водород

16. Валентность атомов меди в оксиде Си2О равна:

а) I
б) II
в) III
г) IV

17. Валентность кислотного остатка серной кислоты равна:

а) I
б) II
в) III
г) IV

18. Фосфатом можно назвать вещества, формула которого:

а) PH3
б) AlPO4
в) Na2SO4
г) P2O5

19. Окраска синего лакмуса изменится в пробирке с:

а) водой
б) бензином
в) раствором поваренной соли
г) азотной кислотой

20. Кислородсодержащая кислота – это:

а) HCl
б) HBr
в) HF
г) H2SO4

21. Силикаты – это соли:

а) соляной кислоты
б) азотной кислоты
в) кремневой кислоты
г) фосфорной кислоты

Если вы все правильно определили, то число ответов с буквой а) равно валентности азота в формуле оксида азота N2O5; число ответов с буквой б) равно валентности хлора в формуле оксида хлора Cl2O7; число ответов с буквой в) равно валентности фосфора в формуле оксида фосфора P2O5; число ответов с буквой г) равно валентности углерода в формуле оксида углерода CO2 .