Расписание занятий как организационный документ, определяющий режим работы ОУ

Разделы: Администрирование школы


В образовательном учреждении связующим звеном всей урочной и внеурочной деятельности педагогического коллектива, фундаментом для развития творчества в совместной работе “учитель + ученик” является

расписание занятий – один из основных организационных документов, определяющий работу ОУ

Режим работы по пятидневной или шестидневной неделе определяется ОУ самостоятельно [1]. В практической работе образовательных учреждений используется федеральный базисный учебный план, разработанный на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, в котором устанавливается соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения (Приложение 1):

федеральный компонент – не менее 75 % от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
региональный компонент – не менее 10 %;
компонент ОУ – не менее 10 %.

При имеющейся в современных условиях возможности инновационной деятельности, создания авторских программ, изменения набора предметов и введения новых дисциплин, включаемых в учебный план образовательного учреждения, а также изменения количества часов на изучение традиционных курсов за счет часов регионального и школьного компонентов примерного базисного учебного плана возникает опасность перегрузки учащихся. В связи с этим возникает проблема поиска научно обоснованных путей и средств

повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, проблема оптимизации учебных занятий.

Практическое осуществление этого принципа находится в зависимости от целого ряда дидактических, методических, психолого-педагогических, санитарно-гигиенических, медицинских и прочих условий. Важным элементом организации работы образовательного учреждения является научный подход к составлению расписания занятий. Рационально составленное расписание способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности обучающихся и педагогов, оптимальному использованию учебных помещений образовательного учреждения.

Таким образом, расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно-воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу администрации ОУ, ученического и педагогического коллектива, всего учреждения в целом. Оно устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, учебного года. На его основе организуется внеклассная и внешкольная работа, дежурство администрации и учителей, работа библиотеки и проведение классных и общешкольных родительских собраний, деятельность ученических организаций и связь с общественностью, работа кружков и секций дополнительного образования.

Для создания оптимальных условий деятельности педагогического и ученического коллективов и эффективности работы образовательного учреждения необходимо учитывать требования к санитарно-гигиеническому режиму образовательного процесса и составлению расписания.

Требования к режиму образовательного процесса

В соответствии со ст.28 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам:

  • гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки:

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах

При 6-дневной неделе

При 5-дневной неделе

1

-

20

2 – 4

25

22

5

31

28

6

32

29

7

34

31

8 – 9

35

32

10 - 11

36

33

  • часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки;
  • продолжительность урока не должна превышать 45 минут;
  • прием в ОУ осуществляется при достижении к 1 сентября возраста ребенка не менее 6 лет 6 месяцев;
  • учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов;
  • в общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение первых, пятых, выпускных классов должно быть организовано в первую смену;
  • в классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек;
  • в начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике;
  • расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий;
  • факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков;
  • между началом факультативных занятий и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью 45 минут;
  • в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся;
  • для обучающихся в 5-9-х классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков технологии, физкультуры целевого назначения;
  • сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5–9-х классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или чередованием предметов;
  • в 10–11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам;
  • для предупреждения и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день;
  • при составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения – предметы естественно-математического и гуманитарного циклов;
  • расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся;
  • расписание составлено неправильно, когда наибольшее число баллов приходится на крайние дни недели или когда оно одинаково во все дни недели.

Основные требования к составлению расписания уроков

Расписание занятий должно обеспечить выполнение следующих требований:

  • необходимо создать наилучшие условия для обеспечения эффективного труда учащихся: обеспечить учет санитарно-гигиенических норм, динамики дневной и недельной работоспособности учащихся, сложности учебных предметов для восприятия обучаемыми;
  • необходимо обеспечить высокий уровень эффективности труда учителя:
    • обеспечить учет требований к расписанию, отраженных во внутришкольном коллективном договоре,
    • создать оптимальные условия для учебно-воспитательной работы учителя в качестве учителя-предметника и в качестве классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя группы продленного дня, учителя-предметника и педагога дополнительного образования;
  • необходимо учесть требования нормативных документов, регулирующих работу ОУ: исполнять требования нормативных документов как вышестоящих организаций, так и внутришкольных;
  • необходимо создать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной работы и условий для развития дополнительного образования: обеспечить целостную взаимосвязь урочной системы ОУ с внеурочной (совещания, классные часы, мероприятия, факультативы, спецкурсы, индивидуально-групповые консультации, профориентационная работа, кружки, секции, работа психологической и логопедической служб, медицинское обслуживание);
  • необходимо учесть материально-технические возможности:
    • предоставить равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах, спортивных залах, танцевальном зале, для пользования библиотекой,
    • создать условия для эффективного использования технических средств и игровых комнат.

При составлении расписания в образовательном учреждении учитываются и интересы учащихся, и социальный заказ родителей, и интересы учителей, и интересы младшего обслуживающего персонала. Разрешение проблем в ходе работы над составлением расписания нацеливать на целесообразность организации учебно-воспитательного процесса.

Цель расписания уроков – триедина: это

    • создание наиболее оптимальных условий обучения, воспитания и развития обучающихся;
    • создание комфортных условий деятельности обучающихся и учителей;
    • организация нормального эффективного режима функционирования образовательного учреждения.

Учет работоспособности учащихся и ее динамики  процессе учебной деятельности

Работоспособность учащихся не остается неизменной в течение дня или недели. Заместителю директора по УВР – составителю расписания необходимо знать о дневной и недельной кривой изменения работоспособности учащихся и учитывать эти знания при составлении расписания уроков.

По данным врачей представлена следующая таблица (Приложение 2):

Наиболее благоприятные и неблагоприятные дни недели

Классы

Благоприятные дни

Неблагоприятные дни

1 – 4

Вторник, среда, четверг

Понедельник, пятница, суббота

5

Понедельник, вторник

Среда – суббота

6

Вторник, четверг, пятница, суббота

Понедельник, среда

7 – 8

Вторник, среда, четверг, суббота

Понедельник, пятница

9 – 11

Среда, четверг, пятница

Понедельник, вторник, суббота

Общеизвестный факт, что работоспособность второй половины дня и недели больше подвержена колебаниям и ниже, чем в первой половине.

Предметы по степени “трудности” (“трудность” – довольно условное и относительное понятие) в педагогической практике принято делить на 4 группы:

1 группа – русский язык, родной язык (в национальной школе), математика, химия, физика, иностранный язык;
2 группа – природоведение, биология, география, астрономия;
3 группа – литература, история, экономическая культура, черчение;
4 группа – технология, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, ОБЖ.

“Трудными” предметами являются и те, с которыми учащиеся встречаются впервые: химия (8кл.), физика (7кл.), иностранный язык (5кл.) и т.д.

На утомляемость учащихся влияют и следующее “семейство” факторов:

    • объем информации;
    • степень новизны изучаемого материала;
    • мастерство учителя;
    • методическая структура урока;
    • психологический климат класса и взаимоотношения с учителем;
    • интерес к предмету;
    • материально-техническое оснащение урока.

На степень утомляемости с позиции медицинских работников влияет и учет продуктивных и непродуктивных уроков (– рост работоспособности от начала к концу урока, – падение работоспособности к концу урока):

Наиболее продуктивные и непродуктивные уроки в течение дня

Классы

Продуктивные уроки

Непродуктивные уроки

1 – 2

1 , 2 , 4 ? 3

3 – 5

1 , 2 , 3 4

6 – 7

1 , 2 , 3 , 5 4 ­ , 6

8

1 , 2 , 3 , 5 4 ­ , 6

9

1 , 2 , 3 , 5 4 ­ , 6

10

1 , 2 , 3 , 5 , 6 4

11

1 , 2 , 3 , 4 ­ , 5 , 6  

Основные этапы работы над составлением расписания уроков

1 этап (подготовительный, аналитический):

  • анкетирование учителей по вопросам нагрузки на новый учебный год (февраль, март);
  • анкетирование родителей и учащихся по вопросам организации учебно-воспитательного процесса (январь – март);
  • сбор необходимых документов и материалов.

Методика составления расписания уроков и оптимальная организация учебно-воспитательного процесса должны находить свое отражение в диагностике выстраивания работы ОУ, в учете пожеланий всех участников образовательного процесса. Этому способствует анкетирование учащихся, родителей, педагогических работников.

Кроме аналитических данных, необходимы рабочие материалы для практической части составления расписания уроков.

Перечень материалов, необходимых для составления расписания:

  • учебный план ОУ, согласованный с вышестоящими инстанциями;
  • сведения о количестве классов и наполняемости классов (согласно ОШ);
  • сведения о делении классов на подгруппы, паспорт класса;
  • сведения о классных руководителях и закрепление классов за учебными кабинетами;
  • сведения о количестве учебных кабинетов, их вместимости, закрепление за учителями;
  • распределение классов и параллелей по сменам с учетом возможностей размещения классов по учебным кабинетам;
  • расписание звонков;
  • информация от директора ОУ об обязательных методических днях администрации, об организации преподавательской деятельности администрации;
  • анкеты учителей с пожеланиями по организации их деятельности, сдваивании уроков;
  • сведения об обязательных днях для организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9–11- х классов на основании договоров ОУ с вузами, ссузами;
  • сведения о совместителях;
  • сводная информация по нагрузке учителей.

2 этап (практический):

  • заготовки форм необходимых таблиц,
  • одновременное заполнение таблиц детского и взрослого расписаний и их постоянная корректировка во время заполнения,
  • выверка учебной нагрузки по учителям и по классам,
  • расстановка кабинетов и заполнение таблицы занятости кабинетов;

3 этап (оценочный):

  • проверка рационального использования сил педагогов, ограничение количества “окон” до минимума,
  • проверка обязательных методических дней учителей и администрации, количества часов дневной нагрузки (не должно превышать 8 уроков),
  • гигиеническая оценка расписания;

4 этап (информационный):

  • сообщение расписания всем участникам образовательного процесса,
  • получение и переработка информации по корректировке расписания уроков,
  • регулярная своевременная информация об изменениях в расписании уроков.

Оценочная шкала расписания уроков

В качестве гигиенической оценки расписания уроков можно использовать ранговую шкалу трудности:

Предмет

Количество баллов

Математика

11

Иностранный язык, информатика

10

Физика, химия

9

История, обществознание

8

Русский язык, литература, мировая художественная культура

7

Естествознание, география, биология, природоведение, экономическая культура, граждановедение

6

Физическая культура

5

Трудовое обучение, основы безопасности жизнедеятельности, этика

4

Валеология, коммуникативная культура, занятия с психологом или логопедом

4

Черчение

3

Изобразительное искусство

2

Музыка

1

Школьное расписание оценивается положительно, если выполнены основные требования:

  • неравномерность распределения учебной нагрузки в течение недели;
  • один или два “пика” (не более двух) распределения недельной нагрузки, исключая понедельник и субботу;
  • один день с наименьшей учебной нагрузкой, минимальная нагрузка в конце недели (в субботу).

Замена уроков –

ежедневное изменение режима учебной деятельности с учетом:

  • нахождения учителей на больничном, на курсах повышения квалификации, на семинарах, конкурсах и т.д.
  • проведения областных, городских, внутришкольных мероприятий, конкурсов, семинаров.

Замена уроков качественна, если она:

  • рациональна,
  • своевременна,
  • доступна и учителям, и обучающимся.

Перечень, необходимых материалов:

  • расписание звонков;
  • расписание уроков по учителям;
  • расписание уроков по сменам и параллелям;
  • таблица занятости учебных кабинетов и спортивных залов;
  • таблица свободных учебных кабинетов;
  • таблица замены (Приложение 3);
  • стенд по организации режима работы для размещения оперативной информации;
  • список учителей, отсутствующих в данный учебный день.

[1] Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196.