Проблема Дома и рода в повести В.Распутина "Последний срок" (внеклассное чтение, 9–10-е классы)

Разделы: Литература


Цели.
Образовательная: решение проблемы Дома, рода; помочь пониманию духовности личности старухи Анны, истоков этого русского национального характера на основе целостного восприятия текста и выяснения философского отношения писателя к жизни, выбору жизненных приоритетов.
Развивающая: совершенствовать такие коммуникативные умения и навыки, как организация монологической речи, ведение диалога; продолжить работу по совершенствованию навыка выразительного чтения.
Воспитательная: привлечь внимание учащихся к внутреннему, духовному укладу героев; пробуждать у учащихся желание эмоционально и интеллектуально отзываться на те духовные ценности, которые выработала национальная культура.

Оборудование:

  • Портрет В.Распутина.
  • Грамзапись песни «Родительский дом».
  • Магнитофонная запись (В.Распутин о прототипе образа Анны на встрече с телезрителями в Останкино).
  • Словарь к уроку: альтруизм, нравственность, одухотворенный, праведный.

Эпиграф:

Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.

Из песни «Родительский дом».

Вступительное слово учителя.

Дом, домашний очаг...

О многом говорят эти слова. Дом – это спокойствие, душевное тепло, женская любовь и верность, детство, мать, дети, это привязанность к тому месту на земле, где родился.

Об этом повесть нашего современника, писателя В. Распутина, «Последний срок». И о том, что связано с ним в душе человека, и о том, что традиции деревенского Дома разрушаются.

Учитель называет цели урока.

Сюжет повести прост.

Кратко передайте содержание повести.

По телеграмме Михаила съезжаются к постели умирающей старухи Анны ее дети: Варвара, Илья, Люся.

Неизвестно, по какой причине не приезжает любимая дочь Таньчора.

Они съехались проводить мать в последний путь, сказать своей родимой последнее «прости».

Так должно было бы быть, на деле же все выглядит иначе, не так, как хотелось бы собравшейся умирать матери.

Звучат слова песни «Родительский дом»:

До земли поклонись своей матери,
И отцу до земли поклонись.
Мы с тобою в долгу неоплаченном,
Свято помни об этом всю жизнь.

Учитель. Как вы понимаете смысл названия повести – «Последний срок»?

– В самом названии слышится что-то тревожное.

Приехавшие дети даруют матери нежданно-негаданно последний срок: радость такова, что мать как бы раздумала умирать.

Выразительное чтение (начало 9 главы от слов: «Старуха понимала, что Таньчора может приехать только сегодня, что это последний срок. До слов «никуда не денется»).

– Старухе Анне дан «последний срок» перед смертью – оглянуться, раскаяться, попросить прощения и уйти из этой жизни «чистой»: «... радостно и светло предстать перед судом Бога: вот я, раба Божья Анна, черного с собой не несу».

– Эта повесть о том, как «последним сроком», жизнью и смертью матери проверяются они, ее дети.

Учитель. В.Распутин признавался: «В традициях русской литературы доверять именно женским образом выражение основных авторских мыслей. Так было в прошлом веке, так и в нынешнем продолжается. Связано это вообще с ролью женщины в нашей жизни. Женщина – содержательница и хранительница семейного очага, мать и воспитательница детей».

Жизнь Анны – в воспоминаниях, ретроспективно (в обращении к прошлому) – проходит перед читателем. Распутин показывает истинную Анну (евр – благодать, милостивая).

Особую смысловую нагрузку в прозе В. Распутина несут имена персонажей. Писатель дает персонажам неслучайные – христианские имена и «разумность» имени литературного героя мотивируется прежде всего интересом автора к духовной сущности личности.

К уроку внеклассного чтения учащиеся готовили монологи – ответы на вопрос:

– Какие черты русского национального характера нашли воплощение в Анне?

(При подготовке к уроку обращались к литературоведческим статьям. Список прилагается).

Задание. Записать в тетрадь основные тезисы выступлений.

Старуха Анна – это Дом, его суть, его душа, его очаг. Всю жизнь она прожила в заботе о Доме, о согласии и ладе в семье.

«Я помру, а вам ещо жить да жить. И видеться будете, в гости друг к дружке приезжать. Не чужие подимте, от одного отца – матери. Только почаще в гости-то ездите, не забывайте брат сестру, сестра брата. И сюда тоже наведывайтесь, здесь весь наш род...»

Подберите синонимы к слову лад (оно означает мир, любовь, счастье, милость, ласку, сердечность, душевность, согласие).

Старуха Анна любила детей, свою семью, мало заботясь о себе, жила так, как живет большинство матерей. Особую художественную роль в повести играют воспоминания (воспоминания матери о детях: об их письмах, приездах, детстве). Многое узнаем о детях, но больше всего о самой Анне.

Каждое движение души, каждая деталь говорит о любви и заботе, об умении прощать. (Глава 9 от слов «И вот ее Таньчора как уехала, так и сгинула. В последние время старуха готова была винить в этом не дочь, а себя...» до слов «... черного с собой не несу» – пересказ близко к тексту).

Размышляя об умирающей матери, Михаил говорит, что она «загораживала» их в жизни, но можно сказать, что соединяла.

Учитель. Можно ли считать семью старухи Анны дружной семьей? Почему?

– Семью Старухи Анны мы застаем на грани окончательного разобщения. Дети не навещают мать. «Когда картошки или еще чего – нибудь надо», приезжает только Варвара, а остальных – «будто и на свете нету».

– Собираются у смертного одра не все.

– «Контакт» братьям помогает восстановить только бутылка.

– Между сестрами нет никакого духовного родства, бесконечные выяснения, кто больше любит мать, кто более чуток. Семьи, как духовного сообщества, нет давно. Единственно, что ее еще кто-то скрепляет, - это мать, и не собрать их больше вместе, разве что Варвара приедет в деревню к брату – «за картошкой».

Учитель. В.Распутина «тревожит разобщенность положения, когда выбившиеся, что называется, в люди забывают о более скромной родне. Нам мало приходится стоять друг за друга, как брат за сестру, сестра за брата. А ведь это помощь, стояние друг за друга должны продолжаться всю жизнь».

Семья – это таинство, особый мир – все время прослеживается эта мысль у писателя. Чувство сыновности и чувство родственности: люди должны ощущать себя единой семьей, единой кровью. Грустно, когда ослабляются, а порой рвутся родственные связи. Это может ослабить и одну из сил сцепления общества.

«Без памяти народа своего, рода своего, семьи жить и работать нельзя. А иначе мы настолько разъединимся, почувствуем себя одинокими, что это может погубить нас». В. Распутин.

Чувство родственности, чувство сыновности требуют постоянного движения, работы. Их нужно пробуждать и возбуждать в себе, ведь всякое неработающее чувство исчезает, атрофируется (теряет жизнеспособность).

Учащиеся продолжают характеризовать старуху Анну.

– Анна – великая труженица.

«А старуха жила нехитро: рожала, работала, ненадолго падала перед новым днем в постель...» (глава 10).

«А что, спрашивается, видела она в своей жизни? Только одно и знала: ребятишки,...» (глава 10).

– Старуха Анна живет в согласии с природой, жизнью дня. Красота солнечного света откликается в ее душе радостью, само чувство жизни приходит к ней через звуки, краски природы. Жизнь природы и способность человека откликнуться на эту жизнь в природе служит у писателя мерой внутренней значительности для героев.

Пересказ (гл. 10 от слов «Только что прошел дождь...» до слов «и умирало вместе с ней».

– Прикованная к постели, ожидающая своего смертного часа, в отпущенные ей в последние минуты, она, чуткая, заботливая, тревожится о своей «подружке» Миронихе.

«Ты соберешься – сходи к Миронихе. Сходи. Не с ей ли че доспелось? Одна ить, как перст. Помрет и будет лежать...» (глава 3).

«Сходи, сходи. Она ить мне не чужая, мы всю жизнь друг от дружки никуды... У меня об ей сердце тоже болит».

– Чувство совестливости, стыдливости, щепетильности, душевной чистоплотности отличает старуху Анну.

«Старуха доживает свой век, стараясь не досаждать его семье (Михаила) своей старостью...» (глава 1).

«Опять она лежала в постели, поглядывая перед собой печальными, виноватыми глазами...» (глава 11 – начало).

«Ты, Люся, помирись с Михаилом. Помирись, не надо вам меж собой ругаться. Это я виноватая: накинулась на него...» (глава 11 – после ссоры из-за телеграммы). Анна радуется последнему своему счастью – встрече с детьми и совеститься, что держит их около себя, отрывает от важных дел, как будто есть дела более важные.

Сжатый пересказ эпизода («стыдное» воспоминание о корове Зорьке). Старуха и сегодня мучается, что дочь, увидевшая ее за этим занятием, до сих пор, возможно, не простила матери такого поступка. «Стыд, его не отмоешь. Я отродясь не воровала, а тут хуже воровства вышло».

Учитель. Прототипом старухи Анны, по признанию В. Распутина, послужила бабка писателя: «Бабушка была безграмотная деревенская старуха, по-своему очень мудрая, потому что уж что она усвоила, того она придерживалась всю жизнь твердо... В ней было какое-то чувство душевной чистоплотности, душевной убранности...»

Магнитофонная запись.

В.Распутин о прототипе старухи Анны на встрече с телезрителями в Останкино.

Что в характере Анны вы считаете главным, определяющим?

– Она верит в Бога, живет по- Божески.

– В жизни Анны много страданий (война, смерть детей, мужа), на она смиренно несет свой Крест.

(Глава 10 «А что, спрашивается, видела она в своей жизни?)

Многострадальная мать, терпеливица. Она не жаловалась на свою судьбу, нет. (Текст гл. 10 «Как можно жаловаться...».)

– Жизнь старухи Анны напоминает жизнь праведных людей.

Уточняем значение слова праведный («Словарь русского языка» С.И. Ожегова).

Учитель. А какие Заповеди Божии знаете вы?

Душевное обаяние старухи Анны в том, что она крепко связана с православным мироощущением.

Старуха Анна несет в себе сознание греха, стремление к покаянию, жажду делать добро, безграничную жертвенность, альтруизм. Неуемное созерцание пышного земного бытия, убеждение в том, что в мире есть Нечто более высокое, чем материальные, вещественные ценности.

Текст. «И никогда никому она не завидовала, как бы удачно он ни жил и с каким бы красивым лицом не ходил ... – для нее это было нисколько не лучше, чем хотеть себе в матери чужую мать или в дети чужого ребенка. Своя жизнь – своя краса».

«Справлять свою жизнь для нее было то радостью, то мучением – мучительной радостью, она не знала, где они сходились и где расходились и что из них для нее было полезней, она принимала их для себя же, для своего продолжения...»

Душа Анны не знает корысти, она лишена земной прагматической выгоды.

Именно вера и религия помогли ей выбрать правильные ориентиры в жизни. В своей жизни старуха Анна часто обращается к молитве, которая помогает ей постичь внутреннюю наполненность, тайные порыва души: «Господи, прости нам прегрешения наши...»

Анна – духовная личность и осознает свою полноту в Боге и с Богом: «Мне Бог, вишь какую радость дал: на вас перед смертью поглядеть. Я рази не понимаю».

«Бог терпел и нам велел. – Отдохнув, старуха заговорила легче, упоминание о Боге, успокоило ее».

Мироощущение старухи Анны отражается в постоянном собеседовании с Богом. У человека православного высший суд – душа, «непостыдная совесть», в какой живет Бог; отсюда и жертвенность в любви. И терпение, и смиренность.

По учению Святых Отцов церкви, только смирение может спасти человека. Смиренный человек ни на кого не гневается, терпеливо переносит испытания, не считает себя добродетельным.

В заповедях блаженства находим: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Быть нищим духом – значит ясно осознавать, что все, что у тебя есть, получено от Бога и что ты сам ничто без его благодати. Нелегко сложилась семейная жизнь Анны, но ее спасало то, что она всегда помнила, что рассудить их (ее, Анну, и мужа) может только неземная сила, которая пришла к ним в образе смерти.

(Гл. 10 от слов «В его кончине старуху больше всего поразило...» до слов «Она нашла в этом для себя тайный знак»).

Внутреннее ощущение Божественной тайны, чувства благоговения проистекают от осознания: все, что есть, дано от Бога. Все происходит по воле или попущению Божию.

«Господи, прости нам прегрешения наши» - начала она молитву, когда увидела, что он отошел. Она не сказала: его прегрешения, она сказала наши. И слезы, и скорбь ее были настоящими. Как-никак он был отцом всех ее детей – и мертвых, и убитых, и живых. Что правда, то правда: ей есть к кому уходить и есть от кого уходить».

Мы очень часто говорим о святости материнской доли, а вот старуха Анна чтит память своего мужа за то, что он был отцом ее детей. Как ни плохо они жили, но уважение к нему она питала как раз за то, что в наше время почитается весьма малозначащим.

Анна верна супружескому и материнскому долгу.

Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе;
Высший подвиг в терпенье, любви и мольбе.
А.Хомяков

Подумаем, каков смысл этих строк? (Речь идет о христианской, альтруистической, жертвенной любви.)

Учитель. Можно ли считать счастливой старуху Анну?

Что такое счастье, по Распутину?

На доске 2 высказывания.

«Самые прекрасные и в тоже время самые счастливые люди те,
кто прожил свою жизнь, заботясь о счастье других».
В.Сухомлинский.

«Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры».
Сократ

Учитель. А что думаете вы? (жизненного опыта учащимся еще недостаточно. Поэтому ожидать глубоких ответов на этот сложнейший философский вопрос не стоит, но разбудить мысль можно).

Писатель поможет разобраться в этом вопросе. (Гл.10.)

«И своя жизнь вдруг показалась ей доброй, послушной, удачной. Удачной, как ни у кого. Надо ли жаловаться, что она всю ее отдала ребятам, если для того и приходит в мир человек, чтобы мир никогда не скудел без людей и не старел без детей».

По Распутину, счастье – это минуты радости, и месяцы, и годы труда. Это сочетание труда и радости любви.

Не все мысли Анны читатели могут принять, не со всеми могут в рассуждениях Анны о жизни соглашаться. Но, несомненно, Анне открыт нравственный закон жизни: сознание долга перед самим собой, перед всем существующим, перед самою Высшею Правдою.

Это прекрасно-вечное стремление куда-то вперед и выше, но ведь надо и просто жить, от своей повседневности все равно никуда не уйдешь. «Из своей шкуры не выскочишь – не змея». Не каждому дано жить честно, изо дня в день исполняя свои обязанности и не думая, что тем самым ты кому-то делаешь великое одолжение. Человеку свойственно постоянно озираться вокруг себя и сравнивать свое с чужим, а вот старая Анна никому никогда не завидовала.

У человека одна жизнь и надо ее ценить, чтобы с тобою ни случилось в этом подчас неожиданном и непредсказуемом мире.

Не по своей воле мы приходим в этот мир, не по своей уйдем, и потому надо ценить каждый свой день и час, считая это подарком судьбы, – твою жизнь, никто, кроме тебя, не проживет. «После каждого несчастья она заново собирала себя из старых косточек...»

Учитель. Какие вопросы, тревожащие писателя, задает старуха Анна перед смертью?

Глава 10. «Интересно, куда денется ее жизнь»? «Знать хотя бы, зачем и для чего она жила»?

Деревенская, неграмотная старуха, она думает о том, что должно беспокоить всех: ради чего живем? Мы же вместе с Распутиным возьмем на себя смелость ответить на вопрос: да, ни одна человеческая жизнь, не один радостный миг не напрасны, имеют свой смысл и нужны тем, кто придет после нас.

Учитель. Откуда такая одухотворенность, такая нравственность в старухе Анне?

– Связь с землей «Она родила Михаила для себя, чтобы дожить свою жизнь на старом родительском месте, потому что не представляла, как можно жить где-то еще».

Нерастраченное чувство рода. Образ Дома в повести наполняется емким смыслом, расценивается как изначальное основание личности, формирующее ее духовность.

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека, –
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.
А.С. Пушкин

Учитель. По многочисленным публицистическим высказываниям

В. Распутина можно судить, что исток, родник духовности каждого человека – в любви к «малой» родине, в умении «хранить родову».

«Уйти с этой земли – точно так же уйти как бы из себя. Для меня это важно: есть связь с землей – значит, есть связь с собой, и ты остаешься в себе. Для меня это связь времен и поколений», – признавался Распутин.

– Это одухотворенность (см. словарь к уроку) и мудрость выстраданы нелегким опытом жизни. Внутренним источником, питающим этот ныне удивительный характер, является связь героини с живым, природным миром и умение нести ответ перед ним.

– Может быть, это от того, что и Мирониха, и старуха Анна не забывали о грехе и стыде (гл. 7 «И грех, старуня, забыли, и стыд забыли»).

Учитель. Грех и стыд стояли раньше на одной доске. Этими словами определялись те моральные категории, которые в нынешнее время получили много наименований, но не стали от этого более распространенными и крепкими. Теперь эти слова, по утверждению старых людей, преданы забвенью. В чем-то весьма существенном человек чувствует себя совершенно бесконтрольным, никто ему не указ в деле, которое раньше считалось позором среди людей, а теперь общим мнением почти полностью оправдано.

Глава 7 (разговор старухи Анны и Миронихи о современной беде – пьянстве).

Выразительное чтение по ролям.

Проанализируйте эпизод. Оцените чтение. По законам этики вначале говорим о том, что удалось передать в чтении, а затем, что не получилось.

– «Пьянство, как социальное зло, имеет прямое отношение к теме нашего разговора. Когда человек чувствует свою продолжительность в роде, он осторожнее будет обращаться с этим зельем. Из уважения к предкам, из опасения, что будет дальше с родом, потому что цепочка эта может и прерваться. Ведь род до него, может, прожив неплохую жизнь, имеет неплохую историю, а он может и погубить», – пишет В.Распутин в статье «От роду и племени».

Учитель. Почему писатель обращается к такой ситуации? Почему Распутин считает, что нам нужно знать, о чем думала, что переживала старуха Анна в последние минуты?

– Характер, душа обнажаются в эти моменты.

– Чтобы знать, как надо по-человечески поступать.

– Последний срок старухи Анны – это проверка на человечность детей Анны.

Автор вершит строгий нравственный суд над героями повести.

Учитель. В чем противостоят Анне ее дети?

Если одухотворенность Анны – это олицетворение женственного, терпеливого начала, связанного с Домом, то пустодушие детей сопряжено с отсутствием в них именно душевных качеств матери.

Сопоставьте образы. Сделайте свои выводы, выразите свое отношение к детям Анны.

Распутин рисует старуху Анну доверчивой, доброй, бескорыстной, любящей своих детей. О них у нее сердце «изболелось...» Писатель вкладывает в понятие «сердце» высокий духовный смысл: вместилище и источник любви. «Сердцем» или от «сердца» любит Бога и ближних своих.

И вновь обращение к Библии. (Апостол Павел. Послание 1-е Коринфянам, гл. 13).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится».

Распутин – писатель православной веры: «... был бы рад, если заметится, что моя проза есть мировоззрение православного человека».

Нет «сердца» - значит человек утратил связь с Богом, потерял нравственные ориентиры. Это в полной мере относится к детям Анны. И прежде всего – к Варваре, Люсе.

Ученики готовили сообщения. Слово о каждом из детей старухи Анны.

Учащиеся отмечают, что к матери – то детей собрала не любовь, но обязанность, неписаный закон, боязнь – а что люди скажут.

Их многое «роднит»: душевная глухота, бездушие, духовная ущербность, бесчувственность, бессердечность, суетность, которая делает черными последние дни матери.

Это дети с ампутированной совестью. Они все выясняют, кто больше, кто меньше чуток и прав, а нужен не разговор, а сама чуткость.

Учитель. Чем близки герои «Последнего срока» героям рассказа Платонова «Третий сын» (к внеклассному чтению дано было индивидуальное задание).

Как характеризует героев «Последнего срока» финал повести?

Быстрый отъезд детей убеждает нас, что приезд нужен был только как исполнение буквы закона. Они и сами это чувствуют, и прячутся за нарочито бодрые разговоры о материнском выздоровлении, и обещают ей приезжать.

Самое страшное – в тех наигранных словах лжи, лицемерия.

И только маленькая Нинка с детской непосредственностью комментирует событие: «Они нехорошие».

Учитель. Как надо было поступить по-человечески, по-христиански?

– Попросить прощения у матери. Это слово «прощение» произнесено только однажды (глава 2), но авторская мысль о необходимом в жизни, высшем материнском прощении проходит через всю повесть.

– Обогреть нужно было теплом своего сердца мать, проявить чуткость, сострадание к ее немощи, болезни, а не устраивать скандалы около постели умирающей старухи Анны.

– В последнюю минуту жизни дети должны быть рядом с матерью, а они бегут. Любимица Таньчора не приехала и даже не откликнулась на телеграмму. Для такого случая никакие оправдания не могут быть убедительными.

Учитель. С детства нам знакомы 10 заповедей Закона Божия. Одна из заповедей звучит: «Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продолжились дни твои на земле».

Святая заповедь.

Не рискуя сильно ошибиться, мы можем сказать, что детям Анны никто и никогда не внушал, что почитание родителей есть святой долг каждого живого человека. Никто не внушил им этого в детстве, а в более зрелом возрасте и тем более. А ведь у всех подрастают дети, им тоже никто не объяснит тех простых и изначальных истин, которые необходимо помнить всю жизнь.

Ученик читает наизусть стихотворение Е.Лебедева.

«Ты к ней спеши. Спеши. Спеши!»

... Ты к ней спеши. Спеши.
Спеши!
Непостоянно бытие.
Ладошку легкую ее
В свои ладони положи
И в них держи.
Держи!
Но ты встаешь из-за стола
И что – то лжешь ей
про дела.
В ее глазах: «Не уходи!»
Но ты уходишь. «Погоди!»
Но ты уходишь.
«Жизнь одна!»
Но ты уходишь, старина.
Нет, ты бежишь от этих глаз.
А вдруг – то был
последний раз,
И материнская рука
Из рук твоих скользнет
в века...

Учитель. У каждого из нас, взрослых, случаются минуты, когда хочется пожаловаться, попросить утешения, «снова вернуться в далекое, защищенное родителями детство». Вовремя, при жизни родителей, мы должны сказать им все доброе, что можем сказать и сделать для них. А преклонение перед материнскими жертвами, чувство долга и вины перед ними – это святые чувства.

Наш разговор подходит к концу.

С какими вопросами вам бы хотелось обратиться к писателю?

– Почему дети Анны выросли такими бездушными, неблагодарными? Кто виноват?

– Придет ли позднее прозрение к ним?

– Не слишком ли сгустил черные краски писатель в показе детей Анны!

Учитель. Какое отношение к нам имеет сегодняшний разговор?

– Поднята проблема старости, Дома, семьи. Дом, семья – это такие нравственные ценности, которые должны быть нормой человека.

– Поставлен вечный вопрос: «Как человеку человеком быть?»

– Распутин – писатель православной веры, он пытается помочь нам найти правильные ориентиры в духовном становлении.

Учитель. Да, конечно, тяжело на душе после узнавания судеб распутинских героев. Увеличивается сострадание, повышается совестливость.

«Читая Распутина, веришь каждому его слову, видишь мир зоркими глазами художника, разделяешь его мысли и оценки», –  отмечал В.Быков.

Распутин – страстный патриот, радеющий о нравственных основах нашей общественной жизни.

Домашнее задание. Рекомендуемая литература Ф.Абрамов «Пелагея» «Алька».

Ю.Трифонов «Дом на набережной».

Литература

  1. Гринберг Л. Почему люди сильны? // Нева. – 1972. – № 1.
  2. Кишенина В.Н. Чтобы мир не скудел без людей // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 33–34.
  3. Котенко Н. Путь к человеку // Наш современник – 1972. – № 1.
  4. Кузнецов Ф. За все в ответе.
  5. Лебедева С.Н. Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина // Русская словесность. – 2001. – № 4.
  6. Маймин. Теория и практика литературного анализа.
  7. Распутин В. От роду и племени // Огонек – 1986. – № 10. – С. 26–29.
  8. Распутин В. Если по совести // Литературная газета – 1988. – № 1. – С. 10.