Литературно-музыкальный вечер "Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Показать роль Лицея в становлении Пушкина как поэта.
  2. Приобщить учащихся к духовному наследию великого русского поэта.
  3. Воспитывать чувство восхищения творчеством и личностью А.С. Пушкина.

Оборудование:

  1. Портрет Пушкина-лицеиста.
  2. Портреты лицеистов;
  3. Репродукция с картины Репина И.Е. "Пушкин на лицейском акте";
  4. Изображение Царскосельского Лицея.

Чтец (звучит музыка):

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье, куда б ни повело,
Все те же м ы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
... Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О, сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш подьятых к небесам!
И первую полней, друзья” полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подьяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим...

1-й ведущий: Пушкин мальчиком по двенадцатому годку, словно чудом, очутился в Царском Селе, в резиденции императоров всероссийских под С-Петербургом.

Петербург – деловая столица России. В Петербурге – министерства, администрация, полиция, армия.

Петербург управляет. Царское Село царствует, раздает награды, звезды, кресты, ленты, чины и титулы, благоволения и немилости. Царское Село - рассадник наук и изящных искусств. В Царском Селе нет деловой суеты. Тихо на улицах Царского Села. Царское Село как будто выше жизни. Петербург - все же Россия! Царское Село уже не Россия – больше. Это какое-то роскошное колдовство. В такой сложный мир Царского Села и вступил московский мальчик Пушкин, чтобы учиться там  Лицее.

Чтец: Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее еще не начинались. Все деятельно готовились к 19 октября – дню торжественного открытия Лицея. И вот он наступил, этот день 19 октября 1811 года.

(Звучит музыка).

2-й ведущий: Лучше всех в этот день говорил молодой профессор Александр Петрович Куницын. Его речь предназначалась для этих мальчиков. Она так и называлась: "Наставление воспитанникам Царскосельского Лицея 19 октября 1811 года".

"Любовь к славе и отечеству должна быть вашим руководителем! Исполните лестную надежду, на вас возлагаемую, и время вашего воспитания не будет потеряно, вы будете иметь непосредственное влияние на благо целого общества. Здесь сообщены будут вам сведения” нужные для гражданина, необходимые для государственного человека "полезные для воина...".

Чтец: Навсегда запомнились Александру Пушкину эти минуты: притихший зал, сверкающий золотом мундиров, и пылкая речь молодого Куницына.

Вы помните: когда возник Лицей,
Как царь открыл для нас чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей...
("Была пора.." 1836 г.)

(Звучит музыка).

Чтец: В рядах стоял подвижный Саша Пушкин рядом с плечистым, крепким Ваней Пущиным. Жизнь одинаково пленительно улыбалась им в этот октябрьский день, но кончилась она столь печально – Пушкин упадет под пулей в январский снег, декабрист Пущин проведет десятки лет в Сибири.

Ученица: Тут же длинный не по летам, неуклюжий Кюхельбекер, тоже будущий декабрист, а пока что тихий и добрый мальчик Вилли.

Чтец: Вот Федя Матюшкин, нежный и застенчивый, как красная девушка: он еще не знает, что станет бывалым моряком, что один мыс в Восточно-Сибирском море будет назван его именем.

– Вот Саша Горчаков, князь, блистательный красавец, будущий канцлер Российской империи.

– Рядом с ним – полный медлительный, задумчивый, в очках, барон Антоша Дельвиг, в будущем поэт и редактор "Литературной газеты".

– Вот аккуратный, опрятный мальчик барон Модест Корф, сразу же после Лицея ступивший уверенной ногой на служебную лестницу. Он со временем будет возведен в графское достоинство, написав книгу о бурном восшествии на престол Николая.

– А вот еще темноволосый, атлетически сложенный мальчик Сильверий, граф Шевалье де Касальбаргоне. Самый решительный и предприимчивый в шалостях, он сразу же по окончании Лицея уедет на родину, примет участие в революционном восстании, потеряет свои звонкие титулы, потеряет все, что имел, - и в борьбе бок о бок с лордом Байроном за освобождение Греции сложит буйную красивую голову.

 1-й ведущий: Снег за окном тек отвесно, завесой прикрывая будущее этих тридцати мальчиков, а в зале было тепло, светло, уютно.

Чтец:

Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!
Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях , и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли!
(19 октября 1827 года)

(Звучит музыка).

2-й ведущий: 23 октября 1811 года – начало занятий в Лицее. "Пушкин охотнее всех других классов занимался в классе Куницына"... "О лекциях Куницына вспоминал всегда с восхищением и лично к нему до смерти своей сохранил неизменное уважение".

Чтец:

Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
(Вариант стихотворения, 19 октября 1825 г.)

1-й ведущий: Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия – "класс". С десяти до двенадцати опять "класс". От двенадцати до часу – прогулка. В час обед. От двух до трех чистописание или рисование. От трех до пяти другие уроки. В пять чай. До шести прогулка, потом повторение уроков – "вспомогательный класс. В половине девятого – ужин. После ужина до десяти – отдых. В десять – вечерняя молитва и сон.

2-й ведущий: Об успехах Пушкина на младшем курсе записал профессор Кайданов: "Более дарования, нежели прилежания. Успехи довольно хороши".

Чтец: Профессор де Будри высоко оценил Пушкина: "Считается между первыми во французском классе. Весьма прилежен. Одарен понятливостью и проницательностью".

1-й ведущий: Еще Пушкин был одним из самых подвижных и ловких. Он писал об этих днях:

Чтец:

В те дни как я поэме редкой
Не предпочел бы мячик меткой,
Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор...
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Когда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я...

2-й ведущий: Пушкин не сразу сошелся с товарищами. Характер у него был неровный, настроение часто менялось. Он сам вспоминал, что бывал очень разный.

Чтец:

Порой ленив, порой упрям,
Порой лукав, порою прям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив...

1-й ведущий: Ум, добродушие, веселость уживались в нем с насмешливостью, обидчивостью, вспыльчивостью... Многим лицеистам казалось, что бесшабашному, острому на язык "Французу" море по колено. И только умный, добрый Жанно Пущин, его друг сердечный, знал, как волновали, огорчали и мучили Пушкина самые незначительные размолвки с товарищами.

Ученик: В часы досуга лицеисты много времени отдавали чтению. Пушкин с раннего детства любил читать. Он был самым начитанным из всех лицеистов. Читая, забывал все на свете. Что читал он?

Чтец:

Над полкою простою
Под тонкою тафтою
Со мной они живут.
Певцы красноречивы,
Прозаики шутливы
В порядке стали тут...
На полке за Вольтером
Вергилий, Гаcс с Гомером
Все вместе предстоят.
В час утренний досуга
Я часто друг от друга
Люблю их отрывать.
Питомцы юных граций –
С Державиным потом
Чувствительный Гораций
Является вдвоем.
И ты, певец любезный,
Поэзией прелестной
Сердца привлекший в плен,
Ты здесь лентяй беспечный,
Мудрец простосердечный
Ванюша Лафонтен!
Ты здесь – и Дмитрев нежный,
Твой вымысел любя,
Нашел приют надежный
С Крыловым близ тебя...
Воспитаны Амуром
Вержье, Парни с Грекуром
Укрылись в уголок.
(Не раз они выходят
И сон от глаз отводят
Под зимний вечерок).
Здесь Озеров с Расином,
Руссо и Карамзин,
С Мольером – исполином
Фонвизин и Княжнин.
(Городок 1815 г.)

(Звучит музыка).

2-й ведущий: Наступил 1812 год. Тревога носилась в воздухе, И вот то, чего ожидали с волнением и тревогой, свершилось. Отечественная война началась. "Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве" – вспоминал И.Пущин. "Мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея".

Чтец:

А я... вдали громов, в сени твоей надежной...
Я тихо расцветал, беспечный, безмятежный!
Увы! Мне не сулил таинственный предел
Сражаться за тебя под градом вражьих стрел!
Сыны Бородина, о кульмские герои!
Я видел, как на брань летели ваши строи,
Душой восторженной за братьями спешил.
Почто ж на бранный дол я крови не пролил? –

пишет Пушкин в "На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году".

Чтец:

Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас...

Чтец: Гроза 1812 года отгремела. Небо над израненной, сожженной, но непокоренной Россией вновь было ясным".

(Звучит музыка).

1-й ведущий: Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. В 1830 году Пушкин писал: "Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени". Стихи ему давались. Чем дальше, тем явственнее чувствовал он, как послушна ему рифма, как точны сравнения, как легко и естественно удается ему в стихах выражать свои мысли и чувства.

Чтец:

В те дни – во мгле дубровных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах Лицейских переходов,
Являться Муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась – Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите, игры первых лет!
Я изменился, я поэт.
В душе моей едины звуки
Переливаются, живут,
В размеры сладкие бегут.

2-й ведущий: "Я поэт", – думал он с волнением и радостью. Это было совершенно новое, непередаваемое чувство – ощущать себя поэтом, творцом, человеком, способным создавать прекрасное. Воспитанник Лицея старался писать по-своему. Он уважал и любил своих литературных учителей – Державина, Жуковского, Батюшкова, но брал у них только то, что ему было нужно.

1-й ведущий: Сочинял он повсюду. "Не только в часы отдыха от учения в рекреационной зале, на прогулках, но нередко в классах и даже в церкви ему приходили б голову разные поэтические вымыслы, и тогда лицо его то хмурилось необыкновенно, то прояснялось от улыбки, смотря по роду дум, его занимавших",- вспоминал один из лицеистов.

2-й ведущий: На младшем курсе, в 1813–1814 годах, Пушкин сочинил около трех десятков стихов, среди них - послания поэту Батюшкову и лицеисту Ломоносову, эпиграммы на Кюхельбекера, начал поэмы "Монах" и "Бова". Апрельским вечером 1814 года сочинил длинное послание "К сестре", где рассказал о своей лицейской жизни.

Чтец:

Ты хочешь, друг бесценный,
Чтоб я, поэт младой,
Беседовал с тобой
И с лирою забвенной,
Мечтами окрыленный,
Оставил монастырь
И край уединенный.
Где непрерывный мир...
("К сестре" 1814 г.)

1-й ведущий: 4 июля 1814 года в журнале "Вестник Европы" появляется первое стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу", подписанное "Александр Н.К.Ш.П." – четырьмя согласными буквами фамилии, поставленными в обратном порядке. В этом стихотворении Пушкин намечает свой будущий путь поэта.

Чтец:

... Страшился участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
... Страшись бесславья!..
... Но что? ты хмуришься и отвечать готов;
"Пожалуй, – скажешь мне, – не трать излишних слов;
Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне, как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись, – а я таки поэт".
("К другу стихотворцу" 1814 г.)

(Звучит музыка).

2-й ведущий: В Лицее процветал культ дружбы. "Самостоянье человека - залог величия его", – скажет поздний Пушкин. Начало такого "самостоянья" воспитанники вынесли из Лицея и пронесли его через всю жизнь. В каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, соотносимость себя с другими, чувство дружбы, родства и братства. Пушкин написал много горьких стихов и сказал в них немало горьких слов о дружбе и друзьях, но никогда ни одного упрека не раздалось в адрес лицейских товарищей – совершенно особых друзей в ряду всех друзей.

Чтец: За шесть лет учебы в Лицее товарищам посвящено немало стихотворений: 1814 год "Пирующие студенты", "Князю Горчакову" ("Пускай не знаюсь с Аполлоном), 1815 год – "К Пущину", "К Дельвигу", "Послание к Юдину", 1816 год -"Друзьям", 1817 год "Князго А.М.Горчакову ("Встречаюсь я с осьмнадцатой весной"."Элегия" ("Опять я ваш , о юные друзья!"), "Дельвигу", "Разлука".

(Звучит музыка).

Чтец:

Любезный именинник,
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой;
С пришельцем обнимися –
Но доброго певца
Встречать не суетися
С парадного крыльца...
…Прими ж его лобзанья
И чистые желанья
Сердечной простотой!..
... Дай бог, чтоб я с друзьями
Встречая сотый май,
Покрытый сединами,
Сказал тебе стихами:
Вот кубок; наливай!
(К Пущину 1815 г.)

Чтец: В 1817 году уже совсем незадолго до выпуска Пушкин написал стихотворение "Прощанье":

Промчались годы заточенья;
Недолго, милые друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порога,
Зовет нас света дальний шум,
И всякий смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул –
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде
И греться ходит в караул;
Иной, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным шутом зрит себя;
Лишь я, во всем судьбе послушный,
Беспечной лени верный сын,
К частям ничтожным равнодушный,
Я тихо задремал один.

2-й ведущий: 22 декабря 1814 года к газете "Санкт-Петербургские ведомости" № 102 было приложено объявление. В нем говорилось: "Императорский Царскосельский лицей имеет честь известить, что 4 и 8 чисел будущего Января месяца, от 10 часов утра до 3 пополудни, имеет быть публичное испытание воспитанников первого приема по случаю перевода их из младшего в старший возраст".

1-й ведущий: 4 января 1815 года публичное испытание в Лицее началось. В этот день экзаменовали по закону божьему, логике, географии, истории, немецкому языку и нравственности.

Во второй день испытаний, восьмого января, предстояло отвечать по латинскому языку, математике, физике и российскому языку. Тогда же должен был читать свое стихотворение воспитанник Пушкин.

2-й ведущий: И вот, наконец, вызвали его – Александра Пушкина. Он стоит посредине зала в двух шагах от Державина, в парадном мундирчике, белых панталонах, высоких сапожках. Он сдает экзамен Гавриле Романовичу Державину на высокое звание российского поэта...

(Звучит музыка).

Чтец:

“Воспоминания в Царском Селе”
Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес;
В безмолвной тишине почили дол и рощи,
В седом тумане дальний лес;
Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы,
Чуть дышит ветерок, уснувший на листах,
И тихая луна, как лебедь величавый,
Плывет в сребристых облаках...

1-й ведущий: Он читал с необыкновенным воодушевлением.. Пущин, Дельвиг. Кюхельбекер и другие товарищи не спускали с него глаз, затаив дыхание, следили за малейшим его движением. Они узнавали и не узнавали своего Пушкина. Он был необычный, какой-то особенный, с пылающим лицом и отсутствующим взглядом затуманенных глаз. И читал он особенно.

И вот он дошел до стихов о Державине.

Чтец:

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнам и громкозвучных лир.

2-й ведущий: Пушкин вспом инал: "Я не в силах описать состояние души моей, когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий звенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли..."

Чтец: Этот успех был первым огненным дыханием гения. Присутствующие были потрясены. Они чувствовали пророческую силу стиха. После экзамена граф Разумовский, бывший тогда министром просвещения, отдавая дань молодому таланту, сказал отцу Пушкина: "Я бы желал, однако же, образовать сына вашего к прозе". "Оставьте его поэтом," - отвечал ему Державин с жаром ..."

На другой день Пушкин переписал для Державина "Воспоминания в Царском Селе".

А Державин еще долго не мог успокоиться. "Воспом инания в Царском Селе", присланные ему Пушкиным, он подшил в особую тетрадь. Приезжающим к нему не уставал рассказывать, что “скоро явится свету второй Державин; это Пушкин, который еще в Лицее перещеголял всех писателей”. Весною того же 1815 года "Воспоминания в Царском Селе" были напечатаны в московском журнале "Российский музеум". А под стихами юного поэта впервые стояла его полная подпись:
"Александр Пушкин".

Пушкин еще в Лицее, но его известность растет, а с нею и его мощь.

Чтец: Апрель 1815 года. Пушкина посетил в Лицее поэт К.Н. Батюшков. Пушкин был рад чрезвычайно.

Он любил стихи Батюшкова. Они нравились ему своей разнообразностью и жизнерадостностью, гармоничностью и стройностью. Впечатления от этого свидания отразились в послании "Батюшкову", где отвергая совет Батюшкова – воспевать только войну, героев, Пушкин пишет:

...Дано м не мало Фебом:
Охота, скудный дар.
Пою под чуждым небом,
Вдали домашних лар,
И, с дерзостным Икаром
Страшась летать недаром,
Бреду своим путем:
Будь всякий при своем.

(Звучит музыка).

Чтец: Сентябрь 1815 года. Пушкин познакомился с Василием Андреевичем Жуковским. В ту пору Жуковский был самым известным русским поэтом. Его стихи в Лицее знали и любили. Впервые увидев "Воспоминания в Царском Селе", Жуковский поразился. Он читал рукопись друзьям и, останавливаясь на лучших местах, восклицал: "Вот у нас настоящий поэт!"

Приехав в Царское Село, чтобы познакомиться с "настоящим поэтом", Жуковский ждал многого, но то, что он увидел, превзошло все его ожидания. Этот юноша был поистине чудом -необычайно талантлив, не по возрасту умен, с удивительно тонким поэтическим вкусом.

Жуковский – Вяземскому.

"Я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Милое, живое творение! Это надежда нашей словесности... Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет"

Чтец: Жуковского выбрал Пушкин своим руководителем. И, вступая на тернистый путь писателя, именно у Жуковского просил Пушкин благословения:

Благослови, поэт! В тиши Парнасской сени
Я с трепетом склонил пред музами колени,
Опасною тропой с надеждой полетел,
Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел.
Страшусь, неопытный, бесславного паденья,
Но пылкого смирить не в силах я влеченья...
И ты, природою на песни обреченный!
Не ты ль мне руку дал в завет любви священной!
Могу ль забыть я час, когда перед тобой
Безмолвный я стоял, и молнийной струей
Душа к возвышенной душе твоей летела
И, тайно сьединясь, в восторгах пламенела, –
Нет, нет! решился я – без страха в трудный путь,
Отважной верою исполнилася грудь.
("К Жуковскому")

Чтец: В 1815 году написаны стихи "Моему Аристарху", "Тень Фонвизина","Послание к Юдину", "Городок", "Батюшкову","Воспоминание" ,"Моя эпитафия","К Дельвигу","Роза","Александру", "Наполеон на Эльбе" и первое свободолюбивое стихотворение "Лицинию".

Чтец: Старший курс Лицея...

Сколько незабываемых событий! Сколько необыкновенных встреч, знакомств!

Чтец: Март 1816 года. Писатели К.М. Карамзин, П.Я. Вяземский, B.Л. Пушкин посетили Лицей во время занятий. "...Карамзин, вызвав Пушкина, сказал: "Пари как орел, но не останавливайся в полете". И он с раздутыми ноздрями – выражение его лица при сильном волнении - сел на место при общем приличном приветствовании товарищей, – вспоминал лицейский товарищ И.В. Малиновский.

В марте этого же года Пушкин заочно принят в "Арзамас" – общество передовой литературной молодежи. "Арзамасцы -истинная русская академия, составленная из молодых людей, умных и с талантом, – писал Н.М. Карамзин.

1816 год ознаменован и знакомством с блестящим русским офицером П.Я. Чаадаевым . Беседы с ним помогли юному Пушкину выработать критическое отношение к окружающему. Пушкин метко охарактеризовал Чаадаева в четверостишии:

Он высшей волею небес
Рожден в оковах службы царской;
Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес,
А здесь он - офицер гусарский.
("К портрету Чаадаева")

Чтец: В 1816 году написаны стихи "Певец", "Любовь одна - веселье жизни хладной...", "Осеннее утро", "Желание", "Друзьям","Заздравный кубок", "Пробуждение", "К Жуковскому".

(Звучит музыка).

Чтец: Еще летом 1816 года лицеисты узнали новость: выпуск состоится в будущем 1817 году, не в октябре, а в июне. Выпуск, скоро выпуск. Все были заняты только им одним. Пятнадцать экзаменов не шутка. Пятнадцатого мая 1817 года выпускные экзамены в Лицее начались. Последний экзамен состоялся 31 мая.

Экзамены окончились, а с ними и шесть лет ученья, шесть лет лицейской жизни. Впереди была жизнь неизведанная, новая.

Она влекла, она манила. Свобода радовала и не радовала. Сердце дробилось. Лицей, Лицей...

1-й ведущий: Они обменивались посланиями, записывали их в альбомы друг другу.

Чтец:

Пушкин – Пущину.
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней
Неволю м ирную, шесть лет соединенья,
Печали радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья...

Чтец:

Пушкин – Кюхельбекеру
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

2-й ведущий: Кюхельбекера, Горчакова, Ломоносова, Корсакова, Юдина, Пушкина зачислили на службу в Коллегию иностранных дел.

Пущин и Малиновский, Вальховский и Есанов, Бакунин были "пущены" в гвардию. Данзас, Мясоедов, Тырков - в армию. Матюшкин станет офицером флота.

1-й ведущий: 9 июня 1817 года был выпускной акт "... В зале были мы все с директором; профессорами, инспекторами и гувернерами. Энгельгард прочел коротенький отчет за весь шестилетний курс, после него Куницын возгласил... постановление о выпуске. Вслед за этим всех нас, по старшинству выпуска, представляли императору с объявлением чинов и наград. Характер выпускного акта был совершенно иной: как открытие Лицея было пышно и торжественно, так выпуск наш был тих и скромен, – вспоминал И.И. Пущин. – Тут пропета была нашим хором лицейская прощальная песнь на слова Дельвига".

Чтец:

...Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья! Храните
Ту ж дружбу с тою же душой!
То ж к правде пылкое стремленье
Ту ж ко трудам живую кровь –
В несчастье – гордое терпенье!
А в счастье – всем равно любовь.
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж отечества признанье
Гремит нам: "Шествуйте, сыны!"
Простимся,
Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породнила нас!

Чтец: "Нет, они не кончили Лицея. Кончались лекции, кончалось царскосельское время, пробуждения на заре, блуждания с навязчивым стихом весь день, кончалось это все, а Лицей не кончался. Не мог кончаться... Не кончался. Вот и все..." – писал в своей книге "Пушкин" Юрий Тынянов.

Чтец:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие, куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует Лицей!