Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Детям знать положено правила дорожные" для группы детей с ЗПР

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  1. Образовательные:
  • уточнение и закрепление знаний детей о значении дорожных знаков и их назначениях: “пешеходный переход”, “подземный переход”, “остановка общественного транспорта”, “осторожно, дети”, “Движение пешеходов запрещено”;
  • дать начальное представление о работе милиционера—регулировщика, о светофоре;
  • повторение правил перехода через дорогу;
  • упражнять детей в поведении на улице;
  • расширение знаний у детей о пассажирском транспорте.
  1. Воспитательные:
  • воспитание привычки соблюдать правила дорожного движения;
  • формирование у детей навыков осторожного поведения на улице;
  • воспитание у детей таких качеств, как взаимовыручка и помощь нуждающимся;
  • воспитание уважительного отношения к работникам милиции.
  1. Развивающие:
  • развитие у детей смекалки и сообразительности;
  • развитие памяти и внимания.
  1. Коррекционные:
  • обогащение и активизация словаря детей по лексической теме “Транспорт”;
  • развитие навыков построения высказываний-рассуждений.

Словарь:

  • наземный транспорт,
  • воздушный транспорт,
  • водный транспорт,
  • пешеход,
  • переход “ зебра”,
  • тротуар,
  • проезжая часть,
  • милиционер-регулировщик,
  • жезл,
  • служба ГИБДД,
  • сигналы светофора,
  • знаки регулировщика,
  • дорожные знаки.

Предварительная работа:

Проведение занятий с детьми по лексической теме “Транспорт”, по тематике правил дорожного движения и безопасности, изготовление атрибутов и костюмов, оформление уголка Дорожного Движения для проведения занятий, рисование и конструирование по тематике ПДД с детьми.

Оборудование:

Макеты дорожных знаков; костюмы почтальона Печкина, Моряка, Космонавта, Инспектора ГБДД, Светофора; магнитофон, записи звуков транспорта, медали и дипломы “Грамотный пешеход”, светоотражающие значки.

Ход занятия

Занятие начинается в группе. Раздается стук в дверь.

Воспитатель: - Кто там?

Почтальон Печкин: Принес вам посылку и письмо от Дяди Федора.

Воспитатель: Спасибо, Печкин. Воспитатель читает письмо.

 <Рисунок 1>

“Здравствуйте, дорогие мои друзья - Коля и Паша, Настя и Саша. Егор и Кристина, Андрюша, Никита, Сережа и Глеб, Маша, Руслан и Вова. Я по вам очень скучаю. Приглашаю вас всех и почтальона Печкина в гости в город Москву. В городе надо быть грамотным пешеходом, поэтому примите посылку с книгами и играми о дорожном движении. До свидания! Ваш Дядя Федор”.

Воспитатель: Ну что, Печкин, принимаем приглашение?”

Печкин: Что Вы, что Вы! Никуда я не поеду! Я из своего Простоквашино, сколько живу, никогда не уезжал! Письма из разных стран и городов исправно разношу, а этих городов никогда и не видывал. Только по телевизору! Я их боюсь, городов-то этих. Там машины едут, едут, люди бегут, бегут. И как они только не сталкиваются!

Воспитатель: А для того, что бы не произошло беды, существуют правила дорожного движения. Их обязаны знать и водители, и пешеходы.

Печкин:

Нет! Не поеду в шумный город,
Растеряюсь, пропаду.
Не зная знаков светофора,
Вдруг под машину попаду!
Кругом машины и трамваи,
То вдруг автобус на пути,
Признаться честно, я не знаю,
Где мне дорогу перейти!
Ребята, вы мне помогите,
И, если можно, расскажите,
Дорогу как переходить,
Чтоб под трамвай не угодить!

Воспитатель: Дети наши знакомы с самыми главными правилами дорожного движения. Они тебе, Печкин, расскажут, как надо вести себя на улицах города. Но сначала мы решим, на чем будем добираться до города, на каком виде транспорта.

Печкин: А это что еще такое - виды транспорта? Я пока еще ничего не вижу.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем и покажем почтальону, на каких видах транспорта можно путешествовать. Мы приглашаем тебя на экскурсию по детскому саду. Предлагаю сыграть в игру- пантомиму “Догадайся и покажи”. Правила игры: я называю транспорт, а вы нам показываете, как на нем можно передвигаться. Морской – “плывете”, воздушный - “летите”, наземный – “едете”.

Воспитатель: машина, пароход, лодка, вертолет, трамвай, пароход, автобус и т.д. А теперь послушайте и отгадайте, какому транспорту принадлежат эти звуки? (Дети слушают звуки воздушного транспорта - летит самолет, вертолет; отгадывают). Молодцы. Мы пришли в уголок воздушного транспорта.

Здесь их встречает ребенок в костюме Космонавта и рассказывает о воздушном и космическом транспорте.

Космонавт: Транспорт, который летает по воздуху, называется – воздушным. Это - воздушный шар, самолет, вертолет, ракета, космический корабль. Я – Космонавт - управляю космическим кораблем. Посмотрите, какая красивая наша планета Земля из Космоса! Какие красивые звезды!

  

  <Рисунок 2> < Рисунок 3>

Воспитатель: Спасибо, Космонавт. Приглашаем тебя вместе с нами продолжить экскурсию.

Перемещаясь по коридору, воспитатель предлагает детям вспомнить, как пешеходы ходят по тротуару, и, придерживаясь правой стороны продолжить путь в “ Уголок Водного транспорта”. Детям предстоит угадать по морским звукам (шум моря, крики чаек, гудок парохода), о каком виде транспорта пойдет разговор. Здесь их встречает Моряк.

<Рисунок 4>

Моряк: Здравствуйте, дорогие гости. Рад видеть вас на морских просторах. Как называется транспорт, который плавает по воде? Водный (лодка, катер, пароход, корабль, теплоход). Я – Моряк - служу на корабле. По морям и по волнам очень интересно путешествовать.

<Рисунок 5>

Воспитатель: Спасибо, Морячек. Нам пора дальше. Все идут в “Уголок Дорожного движения”. Ребята, попробуйте угадать, о каком транспорте мы будем говорить. Дети слушают и отгадывают наземный транспорт по звукам городского транспорта (машин, трамвая, сигналы транспорта).

Появляется ребенок в костюме Инспектора ГИБДД.

<Рисунок 6>

Инспектор: Я - Инспектор Дорожного Движения. Транспорт, который передвигается по земле - наземный. Это - поезда, легковые и грузовые машины, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед. На своей машине я объезжаю город и слежу за порядком на дорогах. Добро пожаловать в мой город.Все проходят, осматривают.

Воспитатель: Вот смотри, Печкин, здесь наши дети учатся соблюдению Правил Дорожного Движения.

Печкин: А что это такое?

Воспитатель:

По городу, по улице не ходят просто так:
Когда не знаешь правил легко попасть впросак.
Все время будь внимательным и помни наперед:
Свои имеют правила шофер и пешеход.

Ребята, давайте познакомим Печкина со знаками дорожного движения и расскажем Печкину где и как надо переходить улицу. Дети по желанию выбирают знак и рассказывают о нем.

Дети: Пешеходы должны переходить улицу только по наземному переходу (показывают знак) или по подземному (показывают знак). Это место можно узнать по полоскам - “Зебре”. Но сначала надо посмотреть внимательно на дорогу налево - машины идут оттуда. Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Посередине остановись, посмотри направо. Теперь машины идут оттуда.

Воспитатель: Бывают в городах улицы, по которым машины едут и едут. Можно стоять с утра до вечера. Но здесь есть помощник.

<Рисунок 7>

Печкин: Ой, а это что?

Дети: Светофор.

Воспитатель: Он помогает пешеходам переходить улицу, а водителям правильно двигаться по дороге.

“Чтобы вам помочь путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь зеленый, желтый, красный”.

Ребята, а вы знаете стихи про светофор?

Дети:

Если красный свет горит,
Светофор нам говорит:
- Стой на месте! Не иди!
Ты немножко подожди!
Ярко-желтый свет горит,
-Приготовься, - говорит.
Светофор предупреждает
Что он свет переключает.
Он зеленый свет включил,
Путь вперед нам разрешил.
Все машины дружно ждут:
Дети с мамами идут.

Воспитатель: Там, где нет светофора, стоит Регулировщик. Он на дороге самый главный. Поднимет свою полосатую палочку – жезл - машины остановятся, ему подчиняются все водители. Он следит за тем, как переходят улицу пешеходы.

Показ знаков Регулировщика. Если он стоит лицом или спиной к пешеходам - “Стой”, если поднял жезл- “Внимание”. А если боком повернулся к пешеходам - “Иди”.

Печкин: Ой, ребята, как много нового я узнал! Все мне и не запомнить. Лучше я на автобусе или трамвае буду ездить!

Воспитатель: Нет, Печкин! Это тоже не просто. Где ты будешь садиться в автобус? Как ты будешь правильно обходить трамвай, автобус, троллейбус на остановке?

Печкин: А как? Помогите, дети.

Ответы детей. (Садиться в транспорт можно только в месте, где есть такой знак (показ)- остановка. Чтобы продолжить путь, надо дождаться, когда транспорт отойдет от остановки.)

Печкин: Какие вы все умненькие! Все знаете! С вами я не пропаду!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, какой ты внимательный.

Чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского “Тараканище”.

“Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике,
Волки на кобыле, львы в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле…”

Воспитатель: Скажите, какие виды транспорта встретились в стихах?

Ответы Печкина и детей.

Воспитатель: Эти картинки на стенах - не простые. Это картинки-хитринки. Посмотрите внимательно, кто нарушает правила движения? Ответы детей из их личного опыта по желанию. (Не пристегнут ремень безопасности, трамвай едет с открытыми дверями, медвежонок не в детском кресле и т.д.)

Печкин: Молодцы! С вами не пропадешь!

Воспитатель: Давайте мы сыграем в игру “Это я, это я, это все мои друзья!” И ты, Печкин, поиграй с нами. Посмотрим, как ты запомнил правила поведения на улице!

  • Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?-------
  • Кто из вас идет вперед только там, где переход?-------
  • Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?----
  • Знает кто, что красный свет- это значит - хода нет?---
  • Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня вы показали хорошие знания правил дорожного движения. И Печкина научили: как нужно вести себя на улице. Правила дорожного движения очень важны. Ребята, всегда соблюдайте правила дорожного движения и тогда дорога вам не страшна. И теперь мы можем вручить вам медали и Диплом Грамотного пешехода.

Награждения детей медалями, фликерами и дипломами “Грамотный пешеход”.

<Рисунок8>