Путешествие в страну звуков и букв

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Задачи:
- закреплять знание детьми букв;
- закреплять умение делить слова на слоги, различать гласные и согласные звуки;
- развивать навык чтения;
- развивать речь, внимание, мышление

Ход занятия:

1. Организация начала занятия(стоя)

- Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну Звукобуквию к королеве Знаний. Нас ждут тайны, загадки и чудесные превращения. Но попасть туда не так просто: нужно пройти трудные испытания.
- Как вы думаете, мы справимся?
- В путь мы отправимся с веселой песенкой алфавита. (Дети поют песенку алфавита на мелодию «В траве сидел кузнечик»)
- Молодцы! Садитесь!

2. Игра «Угадай букву»

- Вот мы и у ворот королевства.
Чтобы открыть ворота, надо найти ключик. Для этого отгадаем загадки.
- Готовы?

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …   (А)

Посмотри на колесо –
И увидишь букву … (О)

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква …(Ю)

Что за буква – завитушка?
Наша давняя подружка:
Слово «зайка» начинает,
Цифру «три» напоминает.  (З)

Что за буква на дорожке?
Заячьи ушки, улиткины рожки?(У)

(По ходу дети ищут ключики с написанными на них буквами и выставляются на доску)

А   О   Ю   З   У

- Вот сколько ключиков мы отыскали!
Но только один сможет открыть ворота. Чтобы узнать, какой, найдите «лишнюю» букву.
Говорите так: «Я думаю, лишняя буква …»
- Почему вы думаете, что она лишняя?   (З – согласная, остальные гласные)
- Споем песенку гласных
(Стоя дети поют песенки: А О У Ы Э;  Я Ё Ю И Е)

- Какие звуки обозначает буква З?
Назовите твердый звук.([з])
Назовите его «сестричку» - мягкий звук.([з ,])
- Каким цветом обозначают твердые согласные звуки?(синим)
мягкие согласные звуки?(зеленым)
- Вот и открылись ворота королевства.
Нас встречает королева Знаний.

3. Игра «Волшебные бусы»

- Давайте сделаем подарок королеве.
Что же мы ей подарим? Отгадайте ребус.Б
(бусы)
- Подарим ей волшебные бусы.
Каждая бусинка – это звук.
Синяя бусинка – твердый звук [з], зеленая – мягкий звук [з ,].
- «Озвучим» эти бусы. Произносим звуки громко, четко, дружно.

4. Игра «Любимая песенка» (стоя)

- Очень понравились бусы королеве, и она приглашает вас спеть ее любимую песенку с буквой «З» (Дети хором поют песенку: ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ).
- А кто хочет спеть свою любимую песенку?
(Дети поют любимые песенки по таблице Н.А.Зайцева)

5. Физминутка

- А сейчас королеве нужны 2 помощника. Она превратит вас в букву.
1) Встаньте рядом, возьмитесь за руки.(М)
2) Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу. (Н)
3) Встаньте лицом друг к другу, положите руки на плечи друг другу.(П)
(Остальные дети «расколдовывают» - угадывают буквы)
- А теперь сами загадаем буквы.
Встаньте. Повторяйте за мной движения.
4) Ноги вместе, руки на пояс.  (Ф)
5) Ноги на ширине плеч, руки по швам.   (Л)
6) Ноги вместе, руки в стороны.   (Т)
7) Ноги на ширине плеч, руки вверх-наклонно)   (Х)

Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.

6. Игра «Чудесные превращения»

- Вы хотите стать волшебниками?
Нам нужна волшебная палочка.
Закройте глаза. Как только королева дотронется до вас волшебной палочкой, вы превратитесь в волшебников.
- Поработаем с волшебными кубиками.
- Как зовут кубик? А фамилия?

      М – МА-МО-МУ-МЭ

- Найди МЫ
- А ты на этом кубике найди Ш
- А ты найди КА
- Что получилось?   (МЫШКА)
- Можно превратить мышку в кошку?
Давайте попробуем. Вы же волшебники, у вас все получится!
- Заменим кубик МЫ на кубик МИ. Что получилось?   (МИШКА)
- Заменим Ш на С. Что получилось?   (МИСКА)
Что такое миска?
- Заменим МИ на КИ. Что получилось?   (КИСКА)
- Была «мышка», а стала «киска». Вот вы и научились волшебству, умеете превращать одно слово в другое.

7.Игра «Найди домик»

- А умеете ли вы помогать другим? Помогите зверюшкам найти свой домик. Для этого разделите слова на слоги хлопками.
- Сколько слогов в красном домике? В синем домике?
Обозначим цифрами.

(Выходят по 2 человека, им дается карточка с изображением животного. Первый ребенок делит слово на слоги, второй определяет количество слогов)
Говорить так: «За-яц. В этом слове 2 слога, значит, он живет в синем домике» (карточку вставляют в кармашек)
- Прекрасно! Помогли зверюшкам. Вы – настоящие волшебники.

8. Итог занятия

- Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
- Вы справились со всеми испытаниями. Вы знаете буквы, учитесь читать, умеете делить слова на слоги.
Королева Знаний приготовила для вас подарок – домик АЗБУКУ.