Активные методы обучения в преподавании истории (опыт работы)

Разделы: История и обществознание


Философия преподавания:

  1. «Не любить историю может человек совершенно не развитый умственно» (Н.Чернышевский).
  2. «История – свидетельница эпохи, луч правды, жизнь памяти, посланница минувшего, наставница жизни». (античные мыслители).
  3. «Каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином» (В.Ключевский).

Мое профессиональное кредо: каждый урок

  • источник радостного вдохновенного труда.
  • источник нового, неизвестного.
  • источник удивления.
  • школа самостоятельности и творчества.

Активные методы обучения.

Выбор методов определяют: мотивация, психологические особенности, учебные навыки.

Схемы использования: опорные сигналы, логические схемы (цепочки), творческие лаборатории, исторические исследования, деловые игры.

Цели применения активных методов.

  • При изучении нового материала: развитие логического мышления, познание нового через ассоциации, привлечение внимания и интереса к проблеме, использование опоры на старые знания. Активизация мышления, создание реального образа.
  • При закреплении: запоминание ключевых моментов, осознание полученных знаний и себя в них, уточнение неясностей.
  • При обобщении: повторение изученного, систематизация знаний, осмысление логических связей.
  • При закреплении: проверка степени усвоения, оценка знаний.

Принципы, характерные для активных методов: жизненность и типичность конкретных ситуаций, принятие решений в условиях неопределенности, риска, противодействия. Динамичность процесса управления. Наглядность последствий принимаемых решений. Прочная межпредметная связь. Раскрепощение творческих резервов человеческой психики. Нейтрализация чувства тревоги. Облегчение межличностного общения.

Характеристика применяемых методов. «Критическое мышление» - от обыденного знания к новому научному знанию. «Мозговой штурм», опрос по «цепочке» и по полному циклу: учащиеся оценивают сами себя, рассказывают консультанту, тот выставляет оценку; все письменно воспроизводят конспект-схему, учитель выборочно слушает ответы устно, конспект-схема, конспект-настроение, окно в прошлое.

Интегрированные (бинарные) уроки: история+ литература (Россия в 19 веке – Грибоедов «Горе от ума», Н.Гоголь «Ревизор», Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».); история + специальные предметы (Удмуртия в период Великой Отечественной войны).

Творческие лаборатории: реконструкция общества по археологическим находкам, календарные и обрядовые праздники древних славян, званый ужин в средневековом замке, счастье и несчастье помещика и крестьянина после 1861г., выпуск газеты «Один день в истории».

«Я» в истории (погружение в предмет): письмо с фронта, письмо на фронт, мое послевоенное детство.

Историческое исследование: мои родственники в разные периоды истории( гражданская война, нэп, коллективизация, Великая Отечественная война, освоение целины, перестройка).Коллективная защита рефератов: работа в минигруппах, оценка, выборы лучших, итог.

Итоги. Активные методы учат:

  1. обосновывать свою позицию, отстаивать свое решение, уважать коллектив, общаться.
  2. Знания каждого студента пополняются знаниями остальных.
  3. Заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.