Развитие диалогической речи старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из важных вопросов подготовки к школьному обучению считаю развитие диалогической речи воспитанников. Над этой проблемой я работаю на протяжении последних лет.

Полагаю, что проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, ее сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу моего внимания, когда я обращаюсь к проблеме речевого развития дошкольника.

Диалогическая речь - наиболее простая, естественная форма общения, которая к семи годам должна быть практически сформирована. Именно через диалоговое общение я стараюсь учить детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю, так как в общении со сверстником ребенку и наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстовую речь. Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития.

Анализ проведенных диагностических исследований свидетельствует: старшие дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом нашего детского сада, мы пришли к выводу, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня овладевают лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками: нет навыков рассуждения, нет аргументации. У них наблюдаются интерес к сверстникам и многочисленные попытки привлечь к себе их внимание, но диалог не получается: каждый ребенок говорит о своем, не слышит партнера, не отвечает на его высказывания.

Обучение диалогической речи обычно провожу в форме беседы. Дети усваивают вопросно-ответную форму, овладевают простыми синтаксическими моделями фраз, умением соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Такую ярко выраженную учебную мотивацию применяю только к детям с хорошо развитой произвольной регуляцией собственной деятельности. Как известно, дети, посещающие логопедический пункт, в большинстве случаев к таковым не относятся. Поэтому для решения задач развития диалогической речи я использую игровые методы, которые органично вписываются в жизнь ребенка. При этом игровая мотивация речевой деятельности является определяющей, но не единственной. В недрах игры зреет иная мотивация - учебная. Чтобы продолжить игру, необходимо чему-то научиться.

Таким образом, игровая мотивация становится обусловленной учебной, и наоборот.

С целью активного влияния на коммуникативную деятельность в группе организую режиссерские игры (например, "Мы журналисты"), которые очень нравятся детям. В качестве наиболее эффективного приема развития диалогической речи, использую моделирование. Замена абстрактных вербальных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мною были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Детям предлагаются карточки с изображенными на них картинками-символами. Вместе с ребятами мы оговариваем возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.

В процессе развития диалога важен не только речевой, но и психологический аспект. Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений, без формирования инициативной и активно ответной позиции, партнерских отношений. Такие диалогические отношения должны пронизывать как общение ребенка с взрослым, так и взаимодействия со сверстниками. Кроме того, овладение диалогом не возможно без освоения языка и средств невербальной коммуникации. Поэтому в рамках подготовки проведения игры я опираюсь на работу психолога по развитию эмоционально-волевой сферы детей (рис. 1).

Начало года

Конец года

Рис 1. Динамика развития эмоциональной сферы детей подготовительной группы за 2007-2008 уч.год

Решая задачи приоритетного художественно-эстетического направления детского сада, большое внимание уделяю дополнительному образованию своих воспитанников - руковожу "Театральным" кружком.

Музыка и театр в ДОУ - источник особой детской радости. Мои воспитанники через театральную деятельность открывает для себя красоту сказки, театра, их волшебной силы, а в сочетании этих видов деятельности раскрывает себя, свой творческий потенциал. В итоге пришла к твёрдому убеждению, что неталантливых детей нет, поэтому в постановках сказок участвуют все дети подготовительной группы. Пробую на роли разных детей, каждый ребёнок может себя попробовать практически в любой роли. Я и мои воспитанники в процессе чтения сказки наблюдаем, кому какая роль лучше удаётся, больше нравится. Когда подготовительная работа проведена и роли распределены, при дальнейшем чтении сказки уже стараюсь детей не перебивать и не поправлять, т.к. у каждого из них уже сложилось своё видение героя, и они играют так, как его представляют, используя заданный сюжет, в этой деятельности очень ценю импровизацию. Подготовка к спектаклю требует взаимодействия со всеми специалистами ДОУ: воспитателями, психологом, логопедом, хореографом, педагогом по изодеятельности.

В моей группе созданы условия для театрализованной деятельности: оформлен театральный уголок, изготовлены декорации, костюмы. Подобрала репертуар для детского творчества, игры-упражнения, музыкальные игры, этюды, составлена картотека разнообразных гимнастик (пальчиковой, дыхательной, артикуляционной). Воспитанники моей группы с удовольствием посещают кружок, радуют своими результатами (табл. 1)

Таблица 1

Показатели 2004-2005
(15 детей)
2005-2006
(13 детей)
2006-2007
(14 детей)
1 "Театральный"
1.Знание о разных видах театра, терминологии
в с н в с н в с н
51% 25% 25% 55% 23% 22% 73% 20% 7%
2.Развитие психофизических способностей (мимика, пан-томимика). 40% 38% 22% 53% 36% 20% 55% 34% 11%
3. Развитие психических процессов (восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти). 50% 31% 19% 53% 30% 17% 56% 29% 15%
4.Развитие интонационной выразительности речи. 40% 45% 15% 46% 40% 14% 51% 38% 11%
5.Развитие творческих спо-собностей (умение перевоп-лощаться, импровизировать, брать на себя роли). 40% 47% 13% 55% 45% 10% 58% 40% 2%
  ИТОГО: 44% 37% 19% 52% 35% 17% 59% 32% 9%

 

Рис 2. Динамика усвоения программы кружка "Театральный"