Литературное чтение в 3-й классе. Тема красоты в романе Л.Мальмузи "Неандертальский мальчик"

Разделы: Литература

Класс: 3


Цель:

  • расширить представление учащихся о красоте;
  • познакомить учащихся с  особенностями изображения героев в романе «Неандертальский мальчик».

Задачи урока:

1. Развивающие:

  • Развитие речи учащихся, обогащение словаря.
  • Развитие умений анализировать текст, выделять главное, сравнивать, делать обобщения.
  • Развитие интереса к предмету.
  • Развитие эстетического вкуса.
  • Развитие эмоциональной сферы личности ребенка.

2. Воспитательные:

  • Формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе.
  • Воспитание чувства прекрасного.

3. Познавательные:

  • Формирование умения понимать авторский замысел.
  • Формирование информационных умений.

    - обработка умений осмысления, преобразования, интерпритации полученной информации;
    - обработка умения работать с разными источниками информации;

  • Формирование общеучебного умения правильного, осознанного, выразительного чтения.

Оборудование:

У детей:

  • Книга Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик».
  • Бланк исследовательской работы.
  • Сочинение на тему «Моя мама - самая красивая».

У учителя:

  • Репродукции картин Шишкина «Утро в сосновом бору», Айвазовского «Девятый вал», Левитана «Золотая осень», «Март».
  • Аудио запись песни «Живет на свете красота», П. Чайковский «Вальс цветов».
  • Таблички со словами.
  • Выставка рисунков.
  • Выставка вопросов по книге.

Форма урока: групповая.

Урок сопровождается компьютерной презентацией (приложение 1).

Форма, заполняемая учащимися в ходе исследовательской работы (приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент.

Дети входят под песню «Живет на свете красота». Рассаживаются на 4 группы.

II. Актуализация знаний.

(Звучит гонг, барабан, звуки леса. Выходит ученик в роли шамана. Кадр №1).

1.

О, матерь  мира - а,
Выйди из небесного шатра - а,
Озари ночную тьму - у,
Покажи нам далекие горы…….

2.  (Два ученика читают наизусть диалог саблезубых тигров.  Кадр №2)

- Р – р – р ! Говорю тебе опасности нет!
- Ну а мне что-то это не нравится.  Гр - р- р … звук такой жуткий, прямо мурашки по спине. Ты только послушай!
- Да это детеныши ледниковых людей! Помнишь прошлый раз? Так легко было их слопать.
- Что было, то прошло. Эти, какие – то особенные: им ведом звук, пронзающий уши. И потом, их слишком много.
- Но у них нет никакого оружия… Даже огня нет!
- Р – р – р. Этот звук мне сердце рвет на части.
- Ну тебя с твоим разорванным сердцем: я есть хочу…
- Ничего, поголодать иногда не вредно.
- Что за глупая прихоть – бросать такую добычу!
- Ничего, ничего. Пошли, выспимся хорошенько.

3.

У: Холодно. Дети одни в диком ласу. Саблезубые тигры. Куда мы попали?

Д: В далекие времена, в ледниковый период. В книгу Л. Мальмузи «Неандертальский мальчик». (Кадр №3)

4.

У: (Учитель обращается к выставке вопросов по книге)

Посмотрите, сколько вопросов возникло у вас после чтения книги. Но большинство из вас интересует:

  • Кого и почему неандертальцы считают красивым?
  • Неандертальцы все-таки красивые или нет?

Вопрос о красоте – вечный вопрос всех времен. И до сих пор не дано точного определения красоты. Может быть, сегодня нам удастся это сделать? Вы хотите попробовать?

Кто знает, что такое красота?
И объяснить ее хотя – бы сможет?
В ней сложность или простота?
В ней строгость или пестрота?
Кто разобраться мне поможет?

Д: Я! (рука поднята)

5. Итак, сейчас мы с вами не просто учитель и ученики, а исследователи и мы хотим получить ответ на ряд вопросов:

  • Что называют красивым?
  • Кого и кто считает красивым?
  • Почему люди ценят красоту?

(Вопросы записываются на доске.)

У: Что нам для этого нужно сделать?

Д:

- Собрать информацию
- Эту информацию мы будем записывать в своей исследовательской работе.

У: А еще нам нужно определить, что мы будем изучать, т.е. выбрать объекты исследования.

1.

Природа

живая
неживая

2.

Произведения искусства

живопись
музыка
литература
архитектура
скульптура

3.

Человек

 

4.

Предметы быта

 

5.

Игрушки

 

III. Красота в живописи, литературе, музыке.

У: Начинаем собирать информацию. Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами.

1) Вспомните авторов и их произведения.

(Дети читают отрывки из стихотворений Пушкина, Лермонтова,  Тютчева, Сурикова, Некрасова, Есенина.)

2) Поэты словами, а композиторы музыкой стремились передать звуки природы. (Чайковский «Вальс цветов»)

  • Кто считает из вас эту музыку красивой?
  • А кому она понравилась?

3) Красота природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Подойдите к той картине, которая вам понравилась, которую вы бы могли назвать красивой. Объясните свой выбор в образовавшейся группе. Озвучьте всем мнение группы.

4) Сядьте на место и попробуйте продолжить фразу в исследовательской работе: Красивым я называю то, что_______________________________________________________________________________________

У каждого своё представление о красоте. Прочитайте вслух.

(На доске: красота восхищает изумляет очаровывает радует).

IV. Аудиозапись.

Счастливая Рука: Эх вы! Ну что за дети! И откуда вы только взялись? Чему вас в школе учат? Разве не знаете, что красиво только то, что полезно?

Умник: Нет, ребята, красиво то, что красиво.

У: кто это говорил? Какой предмет он вел в неандертальской школе? Зачем неандертальским детям магический рисунок? Кадр №4. Давайте отправимся прямо сейчас на урок рисования в неандертальскую школу, чтобы добыть какую-нибудь информацию. (Чтение эпизода по ролям стр. 153-154)

Как вы думаете: Уголёк настоящий художник? Почему?

Д: Его рисунок оригинален, точен, как живой, вызывает смех радость (т.е. положительные эмоции).

У: Все видели в процессе наблюдения за козочками одну и ту же картину. Почему же у неандертальчика появился лев, а у Уголька дедушка Пузан?

Д: Человек по-разному воспринимает окружающий мир, фантазирует.

У: Значит наше предположение подтвердилось: мы по-разному воспринимаем красоту природы.

V. Пиктограммы.

1) У: я хочу поделиться с вами новой информацией. Где и когда бы ни жил человек, он пытался понять окружающий мир и передать свои знания будущим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах древних людей. (Кадр №5) Кто-нибудь знает, как они называются?

ПИКТОГРАММА - это способ передачи информации.  Но, к сожалению, эта информация иногда искажается, не точна.

2) Вспомните пиктограмму из книги «Неандертальский мальчик».  (Кадр №6). Как прочел ее Щеголек?

  • Когда идет дождь, все медведи прячутся в берлоги. А дедушка Пузан?
  • Дедушка Пузан – медведь. Когда он пойдет в лес, пусть как следует намокнет и свалится в яму.

Что же на самом деле там было написано?

  • Березка и Умник спрятали зверя в пещере Без Дна. Почему же так произошло?

Д: разные люди по-разному воспринимают объекты, рисунки и ту информацию, которую хотел передать художник.

VI. Красота человека.

1) А красоту человека мы тоже по-разному воспринимаем или одинаково? По внешним признакам легко отличить красивого человека от некрасивого. Дома я просила вас написат\ь сочинение о маме и принести её фотографию. Кто желает прочитать? Прикрепите свои сочинения и фотографии на доску. Теперь внимательно посмотрите на фотографии мам. Выберите самое красивое лицо. Готовы! А теперь продолжите фразу. Только отвечайте честно все хором:

На свете много мам, но знаю я
Что нет красивей мамы, чем (моя)

Почему? Они же такие разные?

ВЫВОД: В человеке должно быть все красиво и внешность и душа.

2) Работа со словарем.

У: Ох, как трудно найти истину, чтобы узнать, кого красивым можно назвать. Есть еще какой-нибудь источник информации, который может нам помочь?

Д: Толковый словарь.

У: Прочтем словарную статью.  Теперь найдите эту статью в задании 3. Подчеркните ключевые слова.

(На доске запись)

КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Современники

Приятный
Стройный
Гармоничный
Внутреннее содержание
Эффектный
Прекрасный

3) Красота неандертальцев.

У: Теперь поближе познакомимся с неандертальцами. Кто это? (Табличка на доске. Кадр №7а)

Д: Это Неандертальчик у него тоже есть мама и папа, которых он любит и которые любят его.

Прочитаем о маме стр.8 (нежная, ласковая), о папе стр.8 (Кадр №7б)

Выберите ключевые слова, которые говорят о том, что он красавец.

На доске по мере ответов детей появляются слова:

КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК

Современники

Приятный
Стройный
Гармоничный
Внутреннее содержание
Эффектный
Прекрасный

Неандертальцы

Волосатый
Жирный
Горбатый
Лба нет
Руки длинные
Рот до ушей
Толстые губища
Нос сплюснутый

4) Запишите, кого еще неандертальцы считали красивым.

(Неандерталочка, Березка, Молния) Чтение учениками отрывков и выбор ключевых слов.

Молния:

хитроумный
великодушный
смелый

Березка (стр. 21):

светлые длинные волосы
бородка

Неандерталочка (стр.25):

коренастая
массивная
кривые ноги  

5) У: Запишите, кого считали некрасивым? Почему?

Д: Моржа, у него не было бороды  и волос на лице. (Чтение отрывка стр. 33-34)

У: Кто из мальчиков хотел бы дружить с Неандерталочкой и Березкой? Почему НЕТ?  А вы для них какие? (Тоже странные)

VII. Синквейн о красоте. (Кадр №8)

Варианты детских работ:

1. Красота
2. Душевная, земная
3. Радует, удивляет, вдохновляет
4. У каждого своя красота
5. Чудо

1. Красота
2. Естественная, душевная
3. Восхищает, удивляет, очаровывает
4. Красота вызывает праздник души
5. Счастье

У: Сумели мы дать точное определение красоте?
Д: Нет. Еще не все объекты исследованы.
У: Какие источники информации помогли чуть-чуть нам приоткрыть тайну красоты?
Д: Музыка, живопись, литература, словарь.
У: Где еще можно найти информацию?

  • В Интернете
  • В энциклопедиях

VIII. Домашнее задание для вас.

Задание к уроку:

1. Найдите в Интернете все о красоте и создайте электронный банк данных. Поделитесь информацией друг с другом.
2. Найдите информацию о красоте в других источниках. Подготовьте сообщение.
3. Напишите рассуждение на тему: «Почему люди ценят красоту?»
4. Найдите сказки о красоте и красивых людях.