Система пропедевтической работы при обучении изложению в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Анализ специальной литературы показывает, что на современном этапе для методики обучения русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности. Экспериментально доказана возможность усвоения младшими школьниками некоторых знаний о тексте и его признаках, а также формирования на этой основе коммуникативно-речевых умений. При проведении этой работы необходимо соблюдать следующие требования:

– включение речевой деятельности в другие виды деятельности;

– создание специальной мотивации для речи учащихся – устной и письменной;

– учащиеся должны понимать, для чего они воспроизводят (пересказывают или излагают письменно) текст, зачем им нужно этому учиться.

Главной мотивацией для учащихся должно стать желание быть понятыми окружающими людьми и понимать других, т.е. полноценно общаться.

При условии применения специальной системы пропедевтических заданий у детей более успешно происходит формирование умений построения текста: учащиеся правильно строят предложения, согласовывают слова.

Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.

В методике обучения русскому языку накоплен большой опыт по обучению школьников написанию изложений и отдельных видов сочинений (К.Д. Ушинский, В.А. Флёров, М.Р. Львов и др.). Основой для речевой практики на уроках чтения становятся тексты произведений, проанализированные с учащимися. В школьной практике на уроках чтения используются следующие виды связных устных высказываний: развёрнутые ответы на вопросы; пересказ прочитанного; устное словесное рисование; короткий отзыв о прочитанной книге: составление рассказа по картинками на основе имеющегося опыта, по опорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу; описание наблюдаемого объекта, явления и др..

Работа над предложением выступает как самостоятельный раздел на уроках развития речи и как подготовка к овладению учащимися связной речью. Фактически предложение является тем строительным материалом, из которого создаётся сложное целое – текст.

Работа с текстом выделяется как самостоятельная задача и требует использования дополнительных приёмов, которые обеспечивают смысловую целостность и языковую связность высказывания.

Последовательность и логика развития темы, ее смысловая законченность, обеспечиваются работой над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры. Виды плана, которые могут быть предложены учащимся на уроках развития речи, различны – это картинный план к каждому предложению текста, серия сюжетных картинок, отдельные части общей картины, картинно-символический и словесный планы.

Работа над структурой текста начинается уже в первом классе с использованием картинного плана. У учащихся создается представление о композиции текста (начало, основное содержание, конец).

Выбор межфразовых средств связи ведется в двух направлениях: отбор специальных слов и словоформ, обеспечивающих связь предложений в тексте, и преодоление словарно – стилистических ошибок, развитие у учащихся умения более точно выражать свои мысли. В процессе работы над текстом составляется синонимический ряд, пользуясь которым учащиеся преодолевают определенную стереотипность в употреблении слов, называющих один и тот же предмет; учатся правильно использовать видо-временные формы глагола с учетом одновременности или разновременности протекания действия. Работа над содержательной и языковой сторонами текста осуществляется одновременно. Коллективно обговаривается каждый пункт плана и так же коллективно исправляются стилистические ошибки в оформлении текста.

Структура специальных уроков развития письменной речи определяется видом заданий, но вместе с тем эти уроки имеют общие установки (по методике М.Р.Львова).

  • I этап – предварительная беседа и выявление знаний учащихся по теме. Школьники знакомятся с содержательной частью подготовительного материала (картина, опорные слова, текст и др. – в зависимости от вида работы).
  • II этап – анализ предъявленного материала.
  • III этап – составление плана или обсуждение готового плана.
  • IV этап – словарно-фразеологическая работа. Во время словарной фразеологической работы против каждого пункта плана можно записать слова и выражения, образно раскрывающие тему.
  • V этап – пересказ по некоторым пунктам плана.
  • В монографии Е.А. Гордиенко говорится о нецелесообразности составления учащимися полного устного пересказа по всем пунктам плана. Лучше отрабатывать начало рассказа, которое всегда затрудняет детей.
  • VI этап – самостоятельное написание учащимися изложения. Поскольку в начальной школе все творческие работы являются обучающими, детям разрешается пользоваться орфографическими словарями, рабочими тетрадями, в которых они на предыдущих уроках записывали слова и выражения по теме.
  • VII этап – самопроверка, саморедактирование.

Написание изложения предполагает “включение” целой системы умений учащихся, реализуемых и формирующихся в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений:

  • умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту;
  • отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;
  • определять тему высказывания;
  • соотносить заглавие и содержание текста;
  • выбирать среди данных заголовков наиболее точный;
  • определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте и в каждой его структурной единице;
  • находить некоторые средства межфразовой связи, а затем и использовать их. Известно, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Над формированием этих умений и навыков необходима специальная работа.

Мы рекомендуем использовать предложенные разнообразные подготовительные специальные упражнения с комплексом игровых ситуаций:

Формирование связной речи

  • преобразование предложений по сюжетным картинкам;
  • договаривание предложений по предметным картинкам;
  • договаривание предложений по демонстрации действий с картинками на панно;
  • преобразование деформированной фразы;
  • самостоятельное составление предложений по опорным картинкам;
  • постановка вопросов к сюжетной картинке;
  • полные ответы на вопросы по содержанию сказки, рассказа (составляя фразы из 3-5 слов);
  • объединение фраз в рассказики с наглядной опорой (в виде натуральных объектов и действий с ними);
  • составление предложений к каждой картинке из серии;
  • инсценирование отрывка из сказки, рассказа;
  • заучивание отрывков из стихов;
  • пересказ отрывка с опорой на предметные картинки;
  • словесное рисование картин к прочитанному отрывку;
  • развитие диалогической речи (ответы на вопросы);
  • пересказ по цепочке с опорой на картинки;
  • составление предложений по опорным словам;
  • составление предложений на определенную тему;
  • работа над пословицей;
  • сравнение, сопоставление небольшого текста и предложений не связанных по смыслу;
  • поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи “Беседа по теме”;
  • найти подписи из текста к иллюстрациям;
  • пересказ прослушанного рассказа путем договаривания предложений;
  • формирование умений устанавливать смысловые отношения между смежными предложениями;
  • использование распространенных повествовательных и вопросительных
    предложений;
  • выделение в тексте начала, середины и концовки;
  • воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке по плану и опорным словам;
  • придумывание к рассказу начала или конца;
  • озаглавливание текста;
  • коллективное составление плана прослушанного рассказа;
  • использование графических моделей и символов;
  • определение учащимися, какой части не хватает в тексте.

Лексико-грамматические упражнения

  • словообразование и употребление относительных прилагательных;
  • словообразование родственных слов;
  • употребление в речи синонимов;
  • подбор действий к сюжетным картинкам;
  • подбор признаков;
  • обогащение лексики родственными словами;
  • обогащение лексики антонимами;
  • образование относительных прилагательных (по материалу, способу изготовления, сезону);
  • упражнения в употреблении в речи сложноподчинённых и сложносочинённых предложений;
  • комментированное письмо;
  • редактирование текста;
  • нахождение более точного значения слова для предложения (используя “Словарь синонимов”, “Словарь антонимов”, “Толковый словарь”) и их активизация в речи;
  • исправление допущенных лексических ошибок;
  • составление предложения – толкование нового слова, его запись, составление словосочетаний с изучаемым словом;
  • составление предложений по вопросам;
  • написание свободных диктантов;
  • восстановление деформированного текста;
  • деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
  • ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения;
  • “обратное” упражнение – сокращение предложения до возможного предела;
  • упражнения, дающие представление о многозначности слова;
  • коллективная запись рассказа по частям (под руководством учителя).

Данная система упражнений способствует развитию операций деления целого текста на части: выделению начала, конца высказывания, выяснению важности каждой выделенной части, формированию лексико-грамматических средств языка, а также развитию произвольного внимания, памяти, работоспособности, позволяет выделить определенные этапы в овладении учащимися речевыми умениями.

В процессе пропедевтической работы над связной речью, учащиеся демонстрируют разные возможности. Они приобретают следующие умения: отличать связное высказывание от набора отдельных предложений; определять тему высказывания; соотносить заглавие и содержание текста; выбирать среди данных заголовков наиболее точный; определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте; использование средств межфразовой связи (синонимы, местоимения, союзы).

Главный вывод заключается в том, что успешное обучение младших школьников изложению возможно лишь при систематической кропотливой работе на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, с включением обязательных развивающих упражнений.

Рекомендации для учителей:

  1. При обучении связной речи учащихся начальных классов учителю необходимо уже в период обучения грамоте формировать умение определять тему и главную мысль текста при помощи ответов на вопросы “О чём мы узнали?”, “Что вам понравилось?”. Усвоенные таким образом понятия о тематическом и смысловом единстве текста важно закреплять в рассказывании, например, по серии сюжетных картинок, которые дети восстановят в нужной последовательности, цель подобных методических приёмов сделать пересказы осмысленными, научить детей сравнивать, рассуждать.
  2. На всех уроках учителю необходимо использовать наглядные опоры и специально организованную предметно-практическую, изобразительную деятельность учащихся. Важно отбирать для работы с детьми полифункциональные наглядные пособия, служащие опорой для формирования осознанных речевых действий.
  3. При отборе текстов важно не только учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, а также особенности функционально-смысловых типов речи.
  4. Необходимо рационально сочетать основные методы развития речи: имитационный; коммуникативный, предполагающий речевые ситуации; метод конструирования для освоения детьми механизма порождения речевого высказывания.
  5. Важным условием успешного развития связной речи учащихся на основе восприятия и построения текста является чёткая этапность и последовательность работы. Следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с созданием специальной мотивации речи.

Список литературы

  1. Горелов И. Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт,2001.– 303с.
  2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Просвещение,1958 – 370с.
  3. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка. // Начальная школа. 1990, № 11.
  4. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи. М.,1975. – 198с.
  5. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.- М.: Академия, 2002., – 464с.
  6. Русский язык в начальных классах.// Теория и практика обучения. под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994.
  7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие по развитию речи. 1998. – 272с.
  8. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся.- М.: Интор, 1998. – 11с.