Элективный курс "Грамотеи" (русский язык)

Разделы: Русский язык


Предлагаемый элективный курс ориентирован на учащихся старших классов и может быть включён либо в образовательный блок ″Курсы по выбору″, либо в систему факультативных занятий. Данный курс тесно связан с основным, обязательным программным материалом, но обладает определённой содержательной автономностью и не требует тесной связи с программой какого-либо класса.

Основная цель курса - р асширение и углубление знания по русскому языку, изучение трудных вопросов орфографии, развитие языкового чутья, орфографической зоркости, воспитание интереса к русскому языку. Данный учебный курс имеет прежде всего практическую направленность, так как предназначен для развития навыков правописания. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, помогут повысить орфографическую грамотность учащихся. При этом решаются следующие задача - обобщить в игровой занимательной форме знания по отдельным вопросам орфографии.

В курсе изучаются следующие темы: Корень слова и трудные случаи правописания корней, приставки пре- и при-, гласные после шипящих и Ц, правописание числительных, личные окончания глагола, трудные случаи правописания суффиксов (-н- и –нн- во всех частях речи), слитное, раздельное, дефисное написание.

Курс рассчитан на 8 часов. Формы его проведения различны: КВН, грамматическая сказка, путешествие, кроссворд, загадки, орфодомино, орфолото, граммконструктор, театрализованная игра.

ПЛАН РАБОТЫ

Тема занятий Виды работ
1 Тайны русского языка. Беседа учителя. Лингвистический КВН
2 Корень слова и трудные случаи правописания корней Грамматическая сказка, игры, орфодомино, орфолото, орфокроссворд, таблица
3 Беседы о приставках пре- и при- Грамматическая сказка, театрализованная игра, орфолото, упражнения с занимательными элементами, орфокроссворд, телеграмма
4 Гласные после шипящих и Ц Грамматическая сказка, игры, кроссворды, загадки, таблица, алгоритм, карточки, загадки
5 Правописание числительных Грамматическая сказка, лабораторная работа, химические опыты, задачи, кроссворд
6 Глагол Игра-путешествие, кроссворд, таблица, алгоритм
7 Трудные случаи правописания суффиксов ( -н- и –нн- во всех частях речи). грамматическая сказка, игры, граммконструктор, орфопасьянс, таблица
8 Слитно, раздельно или через дефис? Грамматическая сказка, игра-путешествие, загадки, кроссворд, таблица


ЭПИГРАФ: ″Грамоте учиться – всегда пригодится″. (Пословица)

Заседание №1

Тайны русского языка .

Цели и задачи:

  1. Способствовать воспитанию у учащихся бережного отношения к родному слову.
  2. Способствовать повышению познавательной активности учащихся .
  3. Способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

  1. ″ Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…″ (Н. В. Гоголь)
  2. ″ С русским языком можно творить чудеса.″ (К. Г. Паустовский)
  3. ″ Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.″ (К. Г. Паустовский)

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.

  1. Язык голову кормит.
  2. Язык до Киева доведёт.
  3. Без языка и колокол мёртв.
  4. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
  5. Грамоте учиться – всегда пригодится.
  6. Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.
  7. Сперва аз да буки, а потом другие науки.

Ход занятия

I . Вступительное слово

Родной язык

Мой верный друг! Мой раб коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи – как дым алтарный!
Как вызов яростный – мой крик
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил,
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил…
Валерий Брюсов

Огромна страна Русского языка , широки его просторы. Много тайн скрыто в его неизведанных глубинах. Он поражает людей простотой и величием, покоряет нежностью и лёгкостью, завораживает плавностью и музыкальностью.

″…Дивной вязью русский народ плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего и богатого. Он назвал все вещи именами и воспел все, что видел и о чем думал, и воспел свой труд. И дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.″- писал А. Н. Толстой

А Иван Сергеевич Тургенев написал: “Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не бал дан великому народу!”

II . Попробуем разгадать наш загадочный русский язык и проведём лингвистический КВН (Класс делится на две команды)

Вот книга. Откройте:
Вам станет известно,
Что русский язык
Изучать интересно.

  • Конкурс загадок ″Угадай-ка″
  1. Сели на страничку
    Тридцать три сестрички.
    Сели рядом – не молчат,
    Нам загадки говорят (азбука)
  2. Острый – дарование, длинный – наказание (язык)
  3. Какая водица только для грамотных годится? (чернила)
  4. Буквы-значки, как бойцы на парад,
    В строгом порядке построены в ряд.
    Каждый в условленном месте стоит,
    И называется всё …… (алфавит)
  • ″Поговорим по - русски″

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
(С. Данилов)

1. Конкурс ″Научные вопросы″ (Оценка – 1 балл за каждый правильный ответ)

  1. Какая наука превращает одни вещества в другие? (химия)
  2. Назовите съедобные камни (каменная соль)
  3. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (змеи)
  4. Сколько букв в русском алфавите (33)
  5. Почему говорят ″шут гороховый″? (потому что в погремушке у шута был высушенный горох)
  6. Каково происхождение прозвища персонажа народных сказок Бабы- Яги? (Слово Яга произошло от древнего глагола ягать, синонима современных глаголов кричать, ругаться)
  7. Мы часто говорим ″безбрежное море″. А существует ли в действительности море, у которого нет берегов? (Саргассово море, расположенное в Атлантическом океане. Оно почти сплошь сплошь покрыто зарослями водорослей и его берегами являются воды океана)
  8. Назовите реки, от названий которых происходят фамилии трёх героев известных произведений русской литературы (Онега – Онегин, Лена – Ленский, Печора – Печорин)
  9. Какую туфельку потеряла Золушка – правую или левую? ( Во времена Шарля Перро ботинки просто ″обтачивали″, подгоняя по ноге. Туфельки на правую и левую ногу были одинаковыми)

2. Конкурс ″По дорогам и тропам языка″

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… И все они изучаются в разделе языка, который называется ФОНЕТИКА.

Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. И в этом вы убедитесь сами, попробовав разобраться в следующем задании.

  • Предлог О употребляется в двух вариантах: Ои ОБ. Если слово начинается с согласного, то пишется О(ошколе), а если с гласного – то ОБ(обуроке). Правильно ли говорят и пишут: оёлке, о яблоке, оюбилее, оЕгоре и т. п.?
    (Да, потому что эти слова начинаются с согласных звуков йо, йа, йу, йэ, а Й– звук согласный)
  • Что вы знаете о букве А? Каким понятиям соответствует значение буквы «А» в астрономии, химии, механике, электротехнике?
    (Ответ: в астрономии – астрономический азимут, в химии – атомный вес, в механике - работу, в электротехнике – энергию)

Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным – и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!

Подумай, как правильно сказать:

1. Хочем учиться – хотим учиться
Нагинаться – нагибаться
Ляжу – лягу
Две девочки - двое девочек
Туфель – туфля

2. Пара чулок– пара чулков
Пара носок – пара носков
Килограмм апельсинов – килограмм апельсин
Поздравляю с Первым мая – поздравляю с Первым маем
Подписать договора – подписать договоры

Сценка

Открывается занавес. Комната. У стола сидит мальчик.

- Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю по одной столовой ложке. После приёма пи′щи».

Начинает пищать. Вбегает мама:

- Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

А я лекарство принял. А здесь написано: «После приёма пищи′».

Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!

Чтобы вам не попасть впросак, прочитайте слова, соблюдая правильное ударение:

1. Баловать, валовой, вахтер, добыча, договор, задолго, закупорить, заржаветь, зубчатый, индустрия, инструмент, искра, каталог, каучук, квартал.
2. Красивее, мастерски, мельком, металлургия, наголо, намерение, некролог, обеспечение, облегчить, осведомить, перчить, премировать, приданое, принудить, санитария.

3. Знаки препинания – путеводные знаки для постижения содержания. Их всего 10: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки.

Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.

Посмотрите, что получается, если вы пренебрежительно относитесь к знакам препинания. Будьте внимательны при чтении и укажите ошибки в расстановке знаков препинания:

  • Пальцев у него было двадцать пять:на каждой руке десять,на ногах всего двадцать.
  • В колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней.
  • Рябчики говорят: ″Охотники любят дремать на деревьях″.
    Когда солнце село с блеянием и ржанием, прошло стадо.
  • Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.
  • Ученики посадили в саду фруктовые деревья: смородину, малину, викторию.

Ответ:

  • Пальцев у него было двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах - всего двадцать.
  • В колхозе много рогатого скота, лошадей, свиней.
  • ″Рябчики, - говорят охотники, - любят дремать на деревьях″.
  • Когда солнце село, с блеянием и ржанием прошло стадо.
  • Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере, и ждала подругу.
  • Ученики посадили в саду фруктовые деревья, смородину, малину, викторию.

4. «Конкурс Грамотеев»

  • Кто сказал правильно?

Ваня сказал сестре:

- Надевай пальто – пойдём на улицу.

Катя ответила брату:

- Сам быстрей одевай пальто. Нас уже ждут ребята.

  • Выберите правильный вариант.
  1. Ваня остался сиротой: отец умер, когда (ему – мальчику) было семь лет.
  2. Группа сдала все зачёты и просила проэкзаменовать (их – ей) в первую очередь.
  3. Если ученик не исправит двойки, то в отношении (его – него) будут приняты строгие меры.
  4. Больной попросил сестру налить (себе – ему) воды.

5. Конкурс ″Фразеологическое лото″ (Смысл игры заключается в следующем: сложить начало и конец фразеологизма)

Ахилесова Медвежья
Баклуши Грамота
Филькина Пята
Услуга Во всю
Дело Ни к городу
С собакой Себе на носу
Зарубить Как кошка
Достать Бить
Ивановскую Из-под земли
Ни к селу В шляпе

 

6. Конкурс ″Эстафета мудрости″ (Конкурс проводится в виде эстафеты, участвуют все учащиеся. Каждый член команды должен ответить на заданный вопрос. Правильный ответ оценивается в 1 балл.)

Список вопросов

  1. Эпиграф помещается в конце или в начале текста? (В начале)
  2. Слово ″тюль″женского или мужского рода? (Мужского)
  3. В каком времени употреблён глагол ″ушёл″? ( В прошедшем)
  4. Продолжите пословицу ″У страха…″(глаза велики)
  5. Подберите антоним к слову ″строить″(Разрушать)
  6. На какие вопросы отвечает творительный падеж? (Кем? Чем?)
  7. Имя существительное склоняется или спрягается? (Склоняется)
  8. Назовите главные члены предложения (Подлежащее и сказуемое)
  9. Согласный звук [ ш ] – твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
  10. Часть речи, которая обозначает признак предмета, называется … (прилагательное)
  11. Как правильно произносить: позвони′т или по′звонит? (Позвони′т)
  12. Предложение ″Солнце село.″- распространённое или нет? (Нераспространённое)
  13. Определите часть речи слова ″ожёг″(Глагол)
  14. Выделите корень в слове ″учиться″(-уч-)
  15. В предложении глагол обычно бывает … (сказуемым)
  16. Определите вид связи в словосочетании ″родная страна″(согласование)
  17. ″Зеленеет трава″. Это словосочетание или предложение? (Предложение)
  18. Союз ″и″сочинительный или подчинительный? (Сочинительный)
  19. Друзья мои, прекрасен наш союз!″Чем в предложении являются выделенные слова? (Обращение)
  20. Изменение глагола по лицам и числам называется … (спряжением)

Заключение

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: ″Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать советы, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка″.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу:″Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!″

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать ответ Эзопа.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова –
Выучи русский язык!