Программа "Преображение души – служение Отечеству" (для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Одним из важнейших проявлений развития ребенка является усвоение им требований общества и развития психологических качеств, необходимых для функционирования его как личности. Этот аспект развития описывается как процесс социализации. Истоки гармоничной социализации ребенка кроются в раннем детстве. Ребенок находит себя впервые в семье, которая окружает его в ранние годы, и общение в эту пору имеет главное значение в усвоении традиции. В семье он учится речи, приобретает навыки взаимодействия с другими детьми, учится социальной ориентации. Позже существенное значение приобретают другие взрослые, дети.

В настоящее время в нашем обществе нравственные ценности из области сопричастности общему, коллективному идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма. В результате этого усиливается разобщенность людей, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, нарастание неадаптивных форм поведения.

Исследования отечественных психологов и педагогов (И.В. Дубровиной, И.Я. Медведевой, К.Д. Ушинского и др.) показывают, что падение нравов есть страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей.

Проблема духовно-нравственного воспитания заявлена уже давно и решается: в трудах святоотеческого наследия (св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Тихона Задонского и др.), в трудах богословов (С.Л. Епифановича, А.И. Осипова, П.А. Флоренского и др.), в трудах философов (М.М. Бахтина, В.В. Зеньковского, И.Н. Ильина, Н.О. Лосского и др.), в трудах культурологов, искусствоведов, этиков (П.А. Гнедича, В.А. Блюмкина и др.), в психологических исследованиях (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович и др.), в педагогических исследованиях (В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, О.М. Потаповской и др.).

К.Д. Ушинский напоминает нам о том, что «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, заимствованных у другого народа… Народ без народности – тело без души».

По мнению И.В. Дубровиной, «чем дальше человек отходит от традиций культуры, тем чаще и чаще возникает необходимость его психологической поддержки на разных этапах жизненного пути».

И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова убеждены в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребенка без опоры на традиционную для родителей и страны этику.

В России издавна придавалось большое значение духовной культуре, проводником которой была Русская Православная Церковь, являющаяся всегда и важнейшим гарантом душевного и духовного здоровья человека. Тысячу лет Русская Православная Церковь была надежной опорой для многих поколений наших соотечественников, драгоценным кладезем не только культуры религиозной веры, но и нравственного воспитания наших детей.

Если раньше традиция сама обеспечивала необходимый уровень житейско - нравственной воспитанности детей, их социального совершенствования, то теперь эту традицию должны поддерживать школы и детские сады, создавая систему вхождения человека в социум. Одним из компонентов системы работы по формированию и развитию духовно-нравственной сферы ребенка может стать программа «Преображение души – служение Отечеству».

Ключевыми понятиями в данной программе являются понятия «православие», «нравственность», «культура», «духовность». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата богословской, философской, эстетической, педагогической и психологической наук.

Под словом «православие» понимается истинное знание о Боге и творении.

Нравственное развитие понимается, как способность жить среди людей, умение общаться с ними, находить общие решения в конфликтных ситуациях, умение сотрудничать. Основным результатом нравственного воспитания является формирование подлинного нравственного поведения ребенка. А в основе нравственного поведения лежит не только знание моральных норм, но и собственное эмоциональное отношение к этим нормам, и особое, непосредственное отношение к другому человеку (знаем, со-чувствуем, делаем).

С понятиями «нравственность» и «православие» тесно связано понятие «духовность».

Духовность – высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия как творческая сила и источник созидания ценностей совместной жизни людей, их самосозидания, стремления к духовному идеалу (В.А. Беляева).

Духовные ценности есть основа культуры.

Православная культура, по словам Н.О. Лосского есть чувственное воплощение абсолютных ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека. Понятие духовности человека философ связывает с его личностным развитием. Духовный человек всегда стремится к истине, добру и красоте. Общая культура человека определяется его духовной культурой.

Таким образом, духовно-нравственное развитие понимается, как развитие нравственных (различение добра и зла), эстетических (различение прекрасного и безобразного) и религиозных (различение истинного и ложного) способностей. Оно начинается с воспитания любви к Богу, матери, отцу, дому, Отечеству.

Цель программы: содействие социальному и духовно-нравственному развитию ребенка путем приобщения его к отечественным духовно-нравственным традициям.

Программа реализует следующие задачи:

  1. Познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа, с общими сведениями из Священной Истории.
  2. Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, способствующие установлению межличностных отношений со сверстниками, педагогами и родителями.
  3. Развивать нравственные чувства: сопереживание, ответственность, благодарность.
  4. Воспитание любви и уважения к Отечеству, его народу, культуре и святыням.
  5. Расширять у родителей и педагогов представления о православных традициях и их роли в развитии личности ребенка; формировать жизненные установки и ценностные ориентации.
  6. Создать условия для благоприятного эмоционально-нравственного микроклимата в детском коллективе и семье.

В отличие от многих программ, направленных на социальное и нравственное развитие детей, в предложенной программе для решения задачи социально-нравственного воспитания детей используются возможности Православной культуры.

Программа «Преображение души – служение Отечеству» раскрывает ценности христианской морали, приобщает детей и их родителей к отечественным духовно-нравственным традициям. Материал построен таким образом, чтобы дети разного уровня подготовки могли быть вовлечены в программу в любой момент. Программа «Преображение души – служение Отечеству» имеет много общего с программами ориентированными на приобщение детей к отечественным духовно-нравственным традициям (программа О.М. Потаповской «Подарок к празднику» (для детей 5 – 6 лет), программа студийных занятий с детьми А.А. Крячко «Введение в традицию» (для детей от 1,5 до 8 лет)). Годовой тематический план занятий программы «Преображение души – служение Отечеству» в основном опирается на годовой тематический план студийных занятий с детьми А.А.Крячко, но при этом изменены структура и содержание занятий.

Механизм реализации

Программа включает в себя два блока:

  1. Первый блок для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). Срок реализации 4 года.
  2. Второй блок для детей младшего школьного возраста (7 – 11 лет). Срок реализации 4 года.

Продолжительность каждого занятия соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако, учитывая, что на занятии используются различные игры и смена видов деятельности, допускается увеличение длительности занятия на 15 – 20 минут.

В течение учебного года занятия проводятся 1 раз в неделю. Всего в учебном году 34 – 35 занятий. Группы комплектуются от 6 до 12 человек с учетом возрастных особенностей детей, исключительно с согласия родителей.

При организации занятий требуется помещение, позволяющее проводить игровые занятия (нужно место для проведения подвижных игр). Программа предполагает экскурсии.

Потребуются различные игрушки, канцелярские принадлежности, спортивный инвентарь, стулья и детские столы. А также нужны репродукции разных икон, иллюстрации духовно-нравственных традиций русского народа, иллюстрации (фотоиллюстрации) различных пейзажей, животных, птиц и другие, магнитофон, аудиозаписи с различными музыкальными фрагментами (звуки природы, колокольные звоны, отрывки церковных песнопений, классическая музыка для детей, детские песенки и др.).

Программа включает в себя работу с родителями и педагогами. Формы работы – индивидуальные консультации, семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии, стендовые консультации.

Принципы реализации программы:

  1. Принцип культуросообразности предполагает, что процесс развития личности должен основываться на ценностях, составляющих ядро традиционной культуры, и строится в соответствии с достижениями и особенностями, присущими конкретной социокультурной традиции.
  2. Принцип комплексности означает воздействие на все стороны жизни ребенка, учет всех основных подсистем социальной структуры, в которую входит ребенок: педагоги, родители, сверстники.
  3. Принцип позитивности означает создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.
  4. Принцип духовности устанавливает связь между высшими ценностями: добром, красотой, истиной, здоровьем, счастьем и конкретным человеком, его внутренним миром, поведением, смыслом жизни и организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее.
  5. Принцип индивидуального подхода означает максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка и направлен на активизацию творческих возможностей, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

Программа адресована психологам, педагогам ДОУ, начальной школы, может быть использована преподавателями предмета «Основы Православной культуры», педагогами дополнительного образования, а также может быть полезна заинтересованным родителям.

Содержание программы

Программа «Преображение души – служение Отечеству» предполагает реализацию 4-х этапов:

  1. Предварительный этап направлен на установление контакта с родителями и педагогами, сбор первичной информации о детях, родителях и педагогах.
  2. Диагностический этап связан с выявлением уровня актуального развития ребенка.
    Диагностика проводится дважды: первичная – перед поступлением ребенка в группу для определения форм и методов коррекционно-развивающей помощи. Повторная – после проведения развивающей работы для отслеживания результативности программы.
    В результате обработки информации, полученной на предварительном и диагностическом этапах, формируются развивающие группы. В группы для занятий зачисляются дети, имеющие негрубые нарушения в общении, поведении, эмоциональной сфере. Занятия могут использоваться как с коррекционной целью для проблемных детей, так и для всех детей, как профилактика и предупреждение неблагоприятных процессов, как содействие духовно-нравственному развитию дошкольников и младших школьников.
  3. Коррекционно-развивающий этап направлен на реализацию стратегии коррекционно-развивающей работы, которая включает в себя групповые занятия с детьми.
  4. Консультативный этап проходит параллельно с диагностическим и коррекционно-развивающим. Предусматривает индивидуальное и групповое консультирование педагогов и родителей дошкольников и младших школьников.

Учебный год разбит на 7 тематических циклов (несколько занятий, объединенных общей темой):

«Покровский» и «Богатырский» (осень);

«Рождественский» и «Крещенский» (зима);

«Масленичный», «Великопостный» и «Весенний» (весна).

Тематические циклы занятий приурочены к следующим праздникам: Покров Пресвятой Богородицы; Собор Архистратига Михаила; Рождество Христово; Масленичное гулянье; Благовещение; Пасха; День победы.
Тематический цикл – своеобразная «дорожка к празднику», помогающая приоткрыть для детей его напутственный смысл.

Содержание тематических циклов разбивается на 5 разделов: окружающий мир; наше Отечество; основы православной культуры; дом, семья, друзья, труды человека; творческое задание. Темы разделов не составляют отдельные части, но присутствуют в ткани всего занятия, наполняют соответствующим содержанием тематические беседы, игры, сказки, песни, творческие задания.

Структура группового занятия с детьми

Каждое занятие с детьми состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть включает ритуал приветствия и разминочные упражнения, направленные на активизацию детей или на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения в зависимости от актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности.

Содержание основной части составляют:

а) игры и упражнения, направленные на развитие познавательной, коммуникативной, физической, творческой и эмоционально-волевой сферы, на формирование навыков адекватного социального поведения детей, на поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение детей;

б) тематические беседы на диалоговой основе предполагающие ознакомление детей с основным содержанием христианского вероучения, с великими полководцами и победами, русскими святыми, с православными традициями и ценностями, отраженными в произведениях искусства, в православных праздниках, житиях святых, героев, патриотов Отечества и т.д.;

Тема беседы выбирается в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. Так, например, для детей 3 – 4 лет в содержании бесед присутствуют темы дома, наших дел в нем, заботы друг о друге, о животных, наблюдения за сезонными изменениями в природе. Содержание бесед с детьми 4 – 11 лет расширяется от тем природы, дома, быта, правил жизни в семье к истории Отечества, социальной деятельности человека, основам православной культуры.

Закрепить начальные впечатления, полученные в тематических беседах, помогают сказки, детские рассказы, рассказанные педагогом с использованием кукол или с использованием детьми элементов драматизации (обычно сказка рассказывается на последующих занятиях).

Чтение и анализ художественных и исторических произведений, обсуждение проблемных ситуаций, требующих поставить себя на место другого, способствуют формированию осмысления переживаний других людей, формированию образца для подражания.

в) коллективное или индивидуальное творчество (лепка, рисование, аппликация, выполнение совместных проектов в группе), которое приходится, в основном, на финал каждого тематического цикла.

На финальном занятии проводится своеобразное подведение итогов тематического цикла, которое помогает уточнить, расширить, структурировать и закрепить впечатления по заданной теме (предусматриваются различные вопросы-задания, коллективная или индивидуальная творческая работа, экскурсия).

Заключительная часть – подведение итогов, рефлексия занятия, ритуал прощания, обеспечение перехода из «мира фантазий и игры» в «мир реальности».

Два раза в год (на Рождество Христово и Пасху) проводятся праздники с участием детей подготовительной группы и младших школьников для детей, родителей и сотрудников ОУ.

Работа со взрослыми

Семинары-практикумы, круглые столы, дискуссии, стендовые консультации для педагогов и родителей предполагают организацию бесед на следующие темы:

  • православная культура и ее роль в сохранении психического здоровья ребенка;
  • знакомство с традициями православной церкви, необходимыми для восполнения утраченных - традиций воспитания духовно-нравственных качеств ребенка; о наиболее значимых духовно-нравственных устоях современной семьи на примерах из прошлого опыта семейного воспитания, о причинно-следственных связях между направлениями в воспитании детей и дальнейшей жизнью выросшего человека и благополучием его потомков.

Ожидаемые результаты:

  • формирование позитивных жизненных установок и ценностных ориентаций у детей, родителей и педагогов;
  • формирование у детей положительного отношения к нравственным нормам и правилам;
  • формирование адекватного устойчивого эмоционального реагирования ребенка на внешние факторы; снижение эмоциональных нарушений;
  • уменьшение количества негативных проявлений в поведении детей, повышение у детей положительной нравственной устремленности в поведении и деятельности;
  • повышение коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками и со взрослыми;
  • качественное изменение познавательных процессов.

Методы и средства оценки результативности программы.

Диагностируемые характеристики

Психодиагностические методики Возможная положительная динамика
Знание. Изучение осознания детьми нравственных норм. Методика «Закончи историю» [1] до 30 %

Отношение. Изучение эмоционального отношения ребенка к нравственным нормам. Изучение индивидуального содержания каждой нормы, ее качественных характеристик.

Цветовой тест отношений [1] до 20 %
Действие. Оценка уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками.

Методика «Сделаем вместе» (Р. Калинина)

до 15 %
Оценка коммуникативных качеств личности ребенка и видов его отношений с людьми. Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Опросник для взрослых). [2] до 15 %
Изучение самооценки Тест «Лесенка» (4 – 7 лет) [1]
Тест «Оцени себя» (7 – 10 лет) [2]
до 10 %
Дополнительно
Изучение потребности в общении, контактности, способности понимать другого, степени владения элементарными средствами общения. Методика изучения общительности как характеристики личности в процессе наблюдения. (Схема наблюдения). [2] до 15 %
Выявление недоброжелательных, с точки зрения одноклассников, детей; установление самооценки доброжелательности.

Методика «Ранжирование» (для школьников) [2]

до 20 %
Изучение психологического климата в группе детей Социометрическая игра «Секрет» (Р. Калинина) до 20%

Психолого-педагогические исследования за 2005 – 2008 года позволили сделать вывод об эффективности данной работы, влияющей на улучшение многих показателей физических, умственных, коммуникативных характеристик личности ребенка. Родители и педагоги отмечают изменения показателей психического состояния детей. По их мнению, дети стали спокойней, уравновешенней, общительней, доверительней к окружающему миру.

Список литературы

  1. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». – М.: Изд. Дом РАО; Баласс, 2005.
  2. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Сост. Н.П. Шитякова, И.В. Гильгенберг. – Челябинск. Изд-во ЧГПУ, 2001.

Приложения:

Приложение № 1. Методика "Закончи урок"

Приложение № 2. Меодика "Цветовой тест отношений"

Приложение № 3. Методика "Сделаем вместе"

Приложение № 4. Методика "Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми"

Приложение № 5. Тест "Лесенка", "Оцени себя"

Приложение № 6. Методика изучения общительности как характеристики личности в процессе наблюдения

Приложение № 7. Методика "Ранжирование"