Урок литературного чтения (слушания) в 1-м классе с использованием мультимедийной презентрации по теме «Рассказы для детей. В.В. Чаплина "Мушка"»

Разделы: Начальная школа


Тема: Рассказы для детей. В.В. Чаплина «Мушка».

Учебные задачи: учить воспринимать произведения о сверстниках и выражать свое отношение к ним и их поступкам; закрепить понятие «рассказ»; учить выделять особенности рассказа; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения); учить составлять план и пересказывать (подробно).

Учебные умения: высказывать свое отношение к героям и их поступкам; самостоятельно определять тему и жанр; пересказывать подробно отрывок или весь рассказ.

Учебный материал: мультимедийная презентация к уроку; рассказ В. В. Чаплиной «Мушка»; выставка книг Чаплиной.

Пояснение:  V  –  щелчок.

Ход урока

Орг. момент.

Работа с рассказом В. Чаплиной «Мушка»: слушание, беседа, моделирование.

1 слайд:       
- Какую роль вы будете сейчас выполнять? V (Слушателей.)  
- Какими слушателями? (Внимательными.)

Чтение рассказа учителем с остановкой («… и упала».)
- Подумайте, как развивались события? (Предположения детей.)
- Кем вы сейчас были?   (Сочинителями.)   V
- Послушайте, как автор описал события.

Дочитывание рассказа учителем, но не до конца.
- Как вы думаете, закончилось произведение?
- Какие чувства вызвало у вас произведение? (Жалость,          грусть, страх, радость, удивление.)
- Какую роль вы начали выполнять? (Собеседников.)  V
- Что понравилось? Что не понравилось? Почему?

2 слайдV    (пустой)
- Смоделируйте самостоятельно обложку к произведению.
- Кем вы сейчас будете работать? (Конструкторами.)   V

Моделирование обложки детьми.
- К какому жанру относится это произведение? Почему?
- Какова тема рассказа?  V   (Прямоугольник коричнево-желтый.)
- Как бы вы озаглавили этот рассказ?   V   (Мушка.)
- Кто автор?   V   (Появляется надпись: В.В. Чаплина и фотография.)

Сообщение учителя об авторе. Выставка книг В.В. Чаплиной.

3 слайдV   - Перед вами модель обложки. Оформите ее. Какую функцию  вы будете выполнять?  (Художников-оформителей.)   V  
(Выставка книжек-малышек.)    V  
- Обратите внимание, как оформил художник обложку к этой книге.

Дочитывание рассказа детьми в учебнике на странице 133.    
- Давайте узнаем, как закончилась эта история.
- Какую роль вы будете выполнять? (Читателей.)   V           
- Какие чувства возникли в процессе чтения? (Гордости, радости.)

4 слайд.   V    - К какому эпизоду относится эта иллюстрация?

Повторное слушание; деление на части и составление схематического плана рассказа.
Чтение первой части детьми в рабочей тетради на странице 56.

5 слайд.   V  - (Блок-схемы: пустые прямоугольники.)
- Как бы вы озаглавили первую часть?  V   (Люда и Мушка.)
Чтение учителем.
- Вторую часть?   V   (Во дворе.)
-Третью?    V   (Злая собака и Мушка.)
- Четвертую?   V  (Мушка.)
В процессе беседы ученики выполняют блок-схемы в книжках-малышках.

Рекомендации: попробуйте дома пересказать рассказ по схеме, которую мы составили.

Составление характеристики животных.

6 слайдV  - Дайте характеристику Мушке. Какой была Мушка?  V

7 слайд.  V  - Какой стала?  V

8 слайдV – Какая собака бросилась на девочку?  V       

Итог урока

9 слайд.  V  (Четыре пословицы: Преданный друг лучше новых двух.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Сам погибай, а товарища выручай.
Родина – мать, умей за нее постоять.)

- Прочтите, пожалуйста, глазками эти предложения.
- Что это, как вы думаете? (Пословицы.)
- Выберите те, которые подходят к рассказу.   V  (Остаются две.)
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Какая главная мысль рассказа?  
- Оцените свою работу на уроке?

На доске из букв (буквы прикреплены на доске) дети составляют слово: «МОЛОДЦЫ».

- Спасибо за работу!                                       

Использованная литература:

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Методическое пособие.- М., Вентана-Граф.- 2004 

На уроке в презентации использовались иллюстрации к рассказу В.В. Чаплиной «Мушка»;