Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное". Урок русского языка в 6-м классе на материале статистических данных по Новохопёрскому уезду XIX века

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: повторить и обобщить сведения об именах числительных.

Задачи: совершенствовать навыки нормативного употребления числительных в речи и навыки в их написании; повторить изученные орфограммы и пунктограммы, различные виды грамматического разбора; провести работу по лексике и фразеологии; расширять кругозор учащихся, заинтересовать учащихся историей родного края, воспитывать любовь к нему.

Оборудование: фотовыставка «Новохоперский уезд», статья «Новохоперск в статистике истории» (газета «Вести» 2002, №116), карточки для индивидуальной работы, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, запись на доске.

Ход урока

I. Оргмомент.

Сообщение темы, цели и задач урока.

II. Синтаксическая пятиминутка.

В 1779 году Новохоперск сделали уездным городом Тамбовского наместничества, в 1782 он отошел к Саратовскому наместничеству, а в 1802 вошел в состав Воронежской губернии.

  • Выполните синтаксический разбор предложения.
  • Определите разряд встретившихся числительных.
  • В чем особенность склонения данных числительных?

III. Фронтальная беседа по теме «Имя числительное». Работа по индивидуальным карточкам (3 учащихся).

Содержание индивидуальных карточек:

Карточка №1

В середине XIX века площадь Новохоперского уезда составляла 4965 (квадратная верста)125489 (сажень), из них усадебных земель – 6632 (десятина) 475 (сажень), пахотных – 246308 (десятина) 1533 сажени, сенокосных – 126386 9 (десятина) 590 (сажень).

Задание: Переписать предложение, записав числительные прописью и раскрыв скобки. Выполнить морфемный разбор одного числительного. 

Карточка №2

В селах и слободах Новохоперского уезда в 1854 году прошло 42 ярмарки (в 1857 году – 46), ценность привозных товаров составила 366030 рублей серебром. Занимающимся сбытом выдавались специальные документы. В 1854 году купцам 2-й гильдии выдано1 свидетельство, 3-й – 89, крестьянам, торгующим по 3-му разряду, - 3, по 4-му – 5, приказчикам – 6.

Задание: Спишите, обозначив встретившиеся орфограммы (числительные записать прописью).

Укажите падеж числительных. Просклоняйте одно порядковое числительное. 

Карточка №3

Крепостные крестьяне в 1857 году (2901 душа) составляли 5,78% от всего числа помещичьих крестьян губернии. Из жителей уезда такие крестьяне составляли 26,8%, из них 13,6% - дворовые, 47,4% - издельные, остальные – оброчные.

Задание: Перепишите, записав цифры словами. Просклоняйте одно дробное числительное. Выполните морфологический разбор одного числительного.

IV. Проверка индивидуального домашнего задания

учащегося-консультанта, который знакомит одноклассников со значением слов «десятина» - 1,09 га, «верста» – 1,06 км, «сажень» – 2,13 м (три аршина). (Ученик работал дома со «Словарем русского языка» Ожегова и «Школьным фразеологическим словарем русского языка» Жукова; он записывает данные на доске, остальные учащиеся записывают в тетрадь). Это предварительный комментарий к следующему заданию (см. VI этап урока).

Ученик: - Ребята, вспомните фразеологизмы, в которых встречаются слова «верста» и «сажень». Объясните их значение. (Если учащиеся затрудняются ответить, консультант отвечает сам).

Коломенская верста или с коломенскую версту (разг. шутл.) – о человеке очень большого роста.
Косая сажень в плечах (разг.) – о широкоплечем высоком человеке [косая сажень – расстояние от пятки до конца поднятой с другой стороны руки].

V. Домашнее задание:

  1. Используя тире, составить 3 предложения со словами «сажень», «верста», «десятина» и относящимися к ним числительным (см. запись в тетради). Например: « Сажень – старая русская мера длины, равная двум целым тринадцати сотым метра».
  2. По материалу урока составить (устно) связный рассказ о Новохоперском уезде XIX века.

VI. Прочитайте текст

(запись на доске), употребив числительные и данные в скобках слова в нужном падеже.

В середине XIX (век) город Новохоперск простирался в длину на 1(верста) 58 (сажень). Городу принадлежало 2584 (десятина) 1120 (сажень) земли.

В Новохоперске были площадь, 12 (улица), 604 (дом), 2 (каменная церковь), 38 (лавка), уездное училище и приходское, которое было открыто в 1837 (год) и на содержание которого местной Думой отпускалось 338 (рубль), а также пивоваренный, 8 (кирпичный завод) и 2 (салотопенный2 завод).

  1. Выпишите из текста словосочетания, соответствующие схеме «числ. + сущ.».
  2. Назовите слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
  3. Выполните морфемный разбор слова «салотопенный». Какие чередования звуков будут наблюдаться при изменении второго корня? ( п//пл).

(Текст записан на доске. После объяснения учителем задания учащиеся самостоятельно работают. Проверяется коллективно).

VII. Комментированное письмо.

По «Памятной книжке на 1887 год» Новохоперский уезд занимал 5418,7 квадратных верст. На его территории располагалось 290 населенных пунктов: уездный город, 8 слобод, 38 сел, 7 селец, 40 деревень, 1 поселок, 8 выселков, 6 хуторов. Было 122 земледельческих усадьбы. 1 мельница, 2 завода, 2 харчевни, 1 станция железной дороги, 1 лесная контора и 29 кордонов, 2 монастыря.

  1. Учитель читает текст, не произнося числительных, а показывая на числа, записанные на доске цифрами; школьники записывают их словами в соответствующей предложно – падежной форме.
  2. Прочитайте имена числительные. Определите, какие они по составу и значению. (Учащиеся отвечают «по цепочке»).
  3. Определите падеж этих числительных и назовите окончание.
  4. Устно просклоняйте второе числительное. (Отвечает вслух один ученик).
  5. Выполните пунктуационный разбор второго предложения. (Один учащийся работает у доски).
  6. Произвести морфологический разбор числительного 122. (Один ученик работает у доски).
  7. В чем особенность склонения числительного сорок?
  8. Назовите архаизмы, встретившиеся в тексте.

VIII. Подведение итогов.