Социально-экономическое и политическое развитие Японии в начале ХХ в.

Разделы: История и обществознание


Оборудование: мультимедийный проектор (вся информация об уроке – на диске), подготовленные заранее сообщения учащихся, учебник О.С. Сороко-Цюпа “Мир в ХХ веке”.

Методы по основному способу проведения: в форме беседы, с сочетанием самостоятельной работы учащихся.

Цели урока:

Образовательные:

  • Расширить и закрепить знания учащихся о социально-экономическом и политическом развитии Китая.
  • Рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Японии.
  • Сравнить экономическое и политическое развитие Китая и Японии.
  • Выяснить, почему Япония в отличие от своего соседа смогла за короткий срок выйти на передовые рубежи экономического развития.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся умение работать самостоятельно;
  • Учить анализировать полученную информацию;
  • Учить видеть причинно-следственные связи;
  • Развивать умение познавательной деятельности, использовать мультимедийные технологии в целях развития образного и логического мышления.

Воспитательные: В процессе изучения темы развивать у учащихся толерантность, способность рассматривать явления и события с точки зрения их исторической обусловленности, дать им возможность выработать собственное отношение к дискуссионным вопросам.

Основные понятия к уроку: модернизация, реформа, протекторат, экспансия, контрибуция.

Контрибуция – платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя.

Модернизация – изменение, усовершенствование.

Протекторатформа колониальной зависимости, при которой государство сохраняет лишь некоторую самостоятельность во внутренних делах, а его внешнюю политику и оборону осуществляет по своему усмотрению государство-метрополия.

Реформапреобразование, изменение, переустройство.

Экспансияагрессивная политика распространения своего политического и экономического влияния, господства на другие страны.

План изучения темы:

I. Экспресс-опрос по социально-экономическому и политическому развитию Китая с целью (в конце урока) сравнения с Японией.
II. Постановка проблемы. Краткая беседа с целью актуализации знаний из курса новой истории.
III. Изучение вопросов с целью самостоятельного заполнения таблицы (после – проверка по компьютеру).

А) Реформа в армии.
Б) Внешнеполитический курс страны.
- русско-японская война (рассказ учителя, сообщение).

В) Политическая реформа (сообщение ученика).
Г) Реформа в экономике (сообщение ученика).
Д) Реформа в социальной сфере (сообщение ученика).

IV. Заключительный этап: коллективное обсуждение, подведение итогов, объяснение домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Проверка домашнего задания (устный опрос) – 25 мин.

Назовите тему прошлого урока. Давайте проверим ваши знания по данной теме.

- Назовите имя императора Китая, правящего с 1889 г. (Цзай Тян – Гуансюй) (слайд 1 – портрет императора)
- Назовите имя человека, предложившего императору программу реформ в Китае. (Кан Ювэй)
- Почему эту программу назвали “100 дней реформ”? (рассчитаны на постепенное проведение в течение 100 дней) (слайд2, п.1)
- Почему они не состоялись? (мать императора Цы Си совершила государственный переворот, император был арестован. Императрица объявила себя регентшей при малолетнем сыне императоре Пу И) (слайд 2, п.2)

- Прочитав несколько эпизодов о Цы Си, дайте ей характеристику. (властная, деспотичная, мстительная, эгоистичная) (слайд 3, 4, 5 - портрет молодой и старой Цы Си)

- Обратите внимание на фотографию, где изображены Цы Си и император Гуансюй. О чем она говорит? (о полной власти Цы Си и о ее двуличии: с одной стороны – добродушная и спокойная, а с другой – злобная и жестокая) (слайд 6)

- Как вы думаете, почему произошел отказ от реформ? (к власти вновь пришла Цы Си)
- Прочитав следующее воззвание Цы Си (на доске), объясните, к чему призывала императрица? (к восстанию против иностранцев) (слайд 7)
- Назовите годы восстания. (1899-1900 гг.)
- Кто участвовал в восстании? (крестьяне, ремесленники, беднота).
- Кто руководил восставшими? (тайные братства под руководством “Ихэтуаль”) (слайд 8)
- Чем закончилось восстание? (восстание было подавлено империалистами) (слайд9, 10)
- Скажите, какова же роль самой императрицы в этом восстании? (вела двойную игру, а, увидев, что проиграла, стала помогать империалистам в подавлении восстания) (слайд 11)

(Отказ от реформ Кан Ювэя, подавление восстания, русская революция 1905-1907 гг. оказали большое влияние на внутриполитическое положение в стране и привели к революции).

- Кто такой Сунь Ятсен? (под его руководством создан объединенный союз буржуазно-демократических организаций)
- Прочитайте выдержки из предложенного документа. Кто является автором документа? Каким образом вы это определили? (слайд 12)

Поясните эти принципы:

а) “национализм” - свержение маньчжурской чужеземной династии и восстановление китайского правления.
б) “народовластие” - ликвидация монархического строя.
в) “народное благосостояние” - национализация земли, уравнение прав на землю.

- Когда и как были сделаны попытки провести эту программу? (революция 1911-1912 гг.).
- Ход революции. (на севере – Юань Шикай, на юге – Сунь Ятсен)
- О чем вам говорит эта дата - 29 декабря 1911г.? (провозглашение Китайской республики. Сунь Ятсен отказался от президентства в пользу Шикая)

Почему Синхайская революция? (по китайскому лунному календарю)

III. Новая тема. (слайд 13)

Сегодня мы с вами изучаем новую тему “Социально-экономическое и политическое развитие Японии”. В изучении новой темы нам помогут ваши товарищи, которым я дала задание заранее подготовить сообщение по этой теме. Но сначала немного истории, чтобы вы имели представление, какие же преобразования и изменения происходили в тот период в Японии (на рубеже 19-20 вв.). (рассказ учителя)

Далее сообщение ученика о самураях.

- Посмотрите на слайд. Предлагаю Вам прочитать высказывания иностранцев о японцах, как они их представляют. (слайд 14)
- Сегодня я предлагаю заполнить вместе с вами таблицу (слайд 15), которая поможет нам кратко выделить самые главные аспекты сегодняшней темы:

1. Откройте учебник О.С. Сороко-Цюпа “Мир в ХХ веке” на стр.41, прочитайте п.1 и заполните графу таблицы: реформа в армии. (самостоятельная работа учащихся с учебником)

Проверка по компьютеру. (слайд 16- таблица)

- почему вводится всеобщая воинская повинность? (страна готовится к войне);
- еще раз уточним, какова же цель проводимых реформ? (Япония готовится к экспансии на материке). (объяснение термина “экспансия”)

2. Внешнеполитический курс. (рассказ учителя, на слайде 17 – карта)

В начале ХХв. Япония пошла на острый конфликт с царской Россией. 8 февраля 1904г. Япония напала на русский флот в Порт-Артуре и Чемульпо (Корея), не объявив войны. Проиграв два главных сражения под Ляояном и Мукденом (соответственно в августе 1904г. и марте 1905г.), царская Россия пошла на заключение мирного договора. Разгром русской эскадры 28 мая 1905г. в Цусимском проливе завершил военные действия (слайд 18 - Цусимское сражение). 5 сентября 1905г. в Портсмуте (США) был подписан мирный договор, согласно которому Япония устанавливала протекторат над Кореей. Порт-Артур, железнодорожная ветка в Южной Маньчжурии, а также южная часть острова Сахалин переходили к Японии.

Запишите краткий ответ на вопрос в графе 2 таблицы: внешняя политика. (слайд 19 – таблица)

3. Откройте учебник на стр.43. Прочитайте параграф “Политическое развитие Японии в конце 19 – начале 20 веков”.

Заполните таблицу: политическая реформа.

- обратите внимание на следующие вопросы: когда была принята конституция, кто является главой государства, форма правления в стране, кому принадлежит законодательная и исполнительная власть.

Проверим правильность ответов. (слайд 20 - таблица, комментарии по таблице)

- почему первые профсоюзы создавались по инициативе предпринимателей?

4. Прочитайте учебник на стр.41, абзац 5 и 6.

Заполните таблицу: реформа в экономике.

- обратите внимание, в чем особенность японской буржуазии, какова роль государства в создании предприятий. Проверка (слайд 21, комментарии по нему);
- за чей счет созданы системы транспорта и связи?
- кому государство передавало казенные предприятия?
- почему государство отдавало предпочтение развитию предприятий, работавшим на оснащение армии и флота?

5. Прочитайте следующие высказывания. (слайд 22) Какие выводы Вы можете сделать из них? (Япония стремилась к совершенству, к преобразованиям в стране, ее целью было – догнать и перегнать Европу).

Прочитайте материал учебника на стр.43. Нам осталось заполнить последнюю графу таблицы.

Сообщение ученика о религии.

- так какая религия распространена в Японии? (синтоизм) (слайд 23)
- найдите в тексте ответ на вопрос: чем объясняется восприимчивость японского общества к западным влияниям? (корпоративность, склонность к заимствованию) (слайд 24)

Итак, делаем вывод: в чем заключается феномен успеха Японии? (слайд 25)

IV. Заключительный этап: коллективное обсуждение, подведение итогов, объяснение домашнего задания.

Сообщения учеников

Самураи

Японские рыцари - самураи - одни из самых колоритных персонажей всемирной истории. Происхождением своим они обязаны семейным военным отрядам, которые в раннюю эпоху Японской империи сражались с племенами, издавна населявшими пограничные районы страны. В Х-ХII вв. одному из самурайских князей впервые удалось захватить власть в стране. В 1192 г. другой князь создал первое самурайское государство, отобрав власть у императорского правительства и ограничив полномочия императора, - его роль свелась лишь к исполнению религиозных обрядов и участию в официальных церемониях. С тех пор почти на семь столетий в Японии утвердился режим, при котором политическая власть сосредоточилась в руках военной аристократии. Влияние военного сословия, его образа мыслей, религиозных убеждений, культуры, привычек в то время на жизнь японцев было велико. Ощутимо оно и в современной Японии.

Шли годы, наступил XIX век, а затем XX. Совершилась революции Иэйдзи. Она стала переломным моментом в жизни страны, в жизни японского общества.

Как смогла Япония за короткий срок вырастить армию собственных специалистов, которые вывели страну на передовые рубежи? Немного истории. Для построения нового общества нужны были специалисты: ученые, администраторы, техники, инженеры. В 1873-1880 гг. их приглашали из-за рубежа. Однако после 1880 г. число приглашенных резко сократилось. Всего через десятилетие в стране появились свои кадры, которые уже могли заменить иностранцев. Армию собственных специалистов Япония прежде всего нашла в прослойке образованных людей, выпускников самурайских школ. Теперь они, в основном выходцы из военного сословия, стали опорой и движущей силой нового японского общества.

Бурный подъем страны расколол отстраненных от власти самураев на два лагеря. У одних, тех, что больше всего сокрушались о прошлом, опустились руки: ничего не предпринимая, они безвольно плыли по течению навстречу неведомому будущему.

Другие со всей присущей им энергией обратились к новым целям. Прежде в самурайских кругах было строго запрещено заниматься торговлей или любой ремесленной деятельностью: воин не работал за деньги. Но под давлением обстоятельств многие отбросили устаревшие предрассудки. Всюду теперь трудились представители прежней знати: в органах государственного управления, в области промышленности, банковского и горного дела, судостроения, сельского хозяйства, руководили прокладкой трамвайных путей, наконец, создавали крупные торговые дома.

Дух бусидо, на котором были воспитаны эти люди, глубоко проникал в мир стремительно развивавшейся экономики. Отныне такие добродетели, как преданность интересам предприятия, чувство долга и добросовестность, уважение к начальству, беспрекословное послушание, дисциплина и пренебрежение собственной выгодой ради общего успеха, перенимали у бывших самураев их сослуживцы и подчиненные.

Ныне Япония - одна из ведущих промышленно развитых стран мира. Этот невероятный успех объясняется во многом трудолюбием и упорством народа, его прилежанием, надежностью, терпением, настойчивостью, никогда не ослабевающей энергией, а также тем, что былые самурайские добродетели - пусть и в измененном виде - продолжают почитаться всеми японцами.

Религия Японии

Исконная японская религия синто - “путь богов”, утверждает, что все в мире одушевлено и, стало быть, наделено святостью: огнедышащая гора, логос, радуга после грозы...

Перед любым синтоистским храмом непременно высится торий - нечто вроде ворот с двумя поперечными перекладинами. В своем первоначальном смысле “торий” означает насест. Он ставится перед храмом в напоминание о легенде, рассказывающей, как Аматерасу (дочь Идзанаги и Идзанами - лучезарная богиня солнца, культ которой составляет основу обожествления природы) обиделась на своего брата и укрылась в подземной пещере.

Долгое время никто не мог уговорить богиню солнца выйти оттуда и рассеять мрак, в который погрузился мир. Тогда перед пещерой соорудили насест, посадили на него петуха, а рядом поставили круглое зеркало. Когда петух прокукарекал, Аматерасу по привычке решила, что пора вставать. Выглянув наружу, она увидела в круглом зеркале свое отражение и приняла его за незнакомую красавицу. Это задело женское любопытство богини, и Аматерасу вышла из пещеры, чтобы посмотреть, кто посмел соперничать с ней в красоте. Мир тут же снова осветился, и жизнь на земле пошла своим чередом.

Чайная церемония

...Высокий статный мужчина средних лет с зачесанными назад седыми волосами и пронзительным взглядом - Сэн Сосицу XV. Он и есть нынешний, пятнадцатый по счету глава школы Урасэнкэ, ее Великий Мастер. Родоначальником династии потомственных мастеров “тядо” и основателем Урасэнкэ был Сэн Рикю, живший в XVI веке философ и эстет. Он сыграл роль реформатора пришедшей за сто лет до этого в Японию чайной церемонии. Сам чай завезли из Китая еще в Х-ХI веках. В китайских монастырях японцы познакомились с напитком, который применяли в борьбе со сном во время многочасовых молитв. Чайная церемония всегда была связана с буддизмом. Из монастырей она проникла ко двору императора, во дворцы знати. Баснословная цена чая и завозившихся из Китая чайных принадлежностей ограничивала круг поклонников чайной церемонии несколькими сотнями человек. Эти церемонии сопровождались состязаниями в распознавании сортов чая, азартными играми, пышными банкетами, обильными возлияниями горячительных напитков и даже купанием в бане. Знать соперничала в богатстве чайной утвари. За редкими чайниками, чашками, очагами в Китай или Корею отправлялись специальные экспедиции. Но мало-помалу питье чая распространилось и среди простонародья, особенно его зажиточной части - купцов. Купеческая среда выдвинула немало тонких ценителей и знатоков чайной церемонии, среди которых выделяются имена Сэн Рикю и его учителя Такэно-Дзё-о. Сейчас в Японии крупнейшей школой чайной церемонии является школа Урасэнкэ, унаследовавшая не только традиции Сэн Рикю, но и часть его имения с несколькими чайными комнатами, которые объявлены “национальным сокровищем”. Часто в них проходит чайная церемония для иностранных гостей.