Элективный курс по обществознанию в 9-м классе по теме "Основы уголовного права"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Предлагаемая программа элективного курса «Основы уголовного права» рассчитана на 12 учебных часов и предназначена для учащихся 9 класса.  

Вид курса: предметно-ориентированный. Теоретические занятия курса гармонично сочетаются с практическими, что позволяет учащимся глубже усвоить сложный, но интересный материал, изучение которого формирует полноценную гражданскую личность с чёткими представлениями о своих правах и обязанностях.

Данный курс базируется на учебном пособии для 9 класса  А.Ф. Никитина «Право и политика» и нормативно-правовых документах Российской Федерации: конституции, уголовном кодексе, уголовно-процессуальном кодексе.

Предлагаемый базисным планом курс обществознания практически не включает в себя элементов знаний в области уголовного права.  Предлагаемый материал углубляет знания учащихся, способствует формированию их правовой культуры и социальной активности. Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими.

Особенности курса

Вопросы Ответы
1 На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха? Материал курса построен на использовании дополнительной литературы по уголовному праву и комплексе нормативно-правовых источников.
Сориентироваться в выборе профиля и восполнить пробелы предыдущей подготовки учащиеся могут через:
  • знакомство с нормативно-правовой базой, - работой со специальной литературой;
  • овладение специальными юридическими терминами.
2 Чем  содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? Содержание данного курса в базовом  практически не представлено. Курс рассчитан на получение дополнительных знаний, умений, расширение кругозора.
3 Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика? Логика подачи материала определяется последовательностью. Каждая изученная тема является базой для освоения следующей.
4 Каким образом будет сгруппирован  материал в программе по разделам и темам? Материал сгруппирован в три модуля: теоретический, практический и контрольный, где выделены основные цели курса. Модули в свою очередь делятся на блоки, включающие название тем занятий.
5 Сколько времени потребуется для изучения материала с учётом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися? На изучение материала отводится 12 часовых занятий.
6 Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? Основное учебное пособие для учащихся: Никитин А.Ф. Право и политика: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений-4-е изд, доп.-М.: Просвещение, 1999- 191 с.
Нормативно-правовые документы:
  1. Конституция РФ (1993 г.);
  2. УК РФ от 13.06.96 с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.12.2004 № 187-ФЗ(СЗРФ.1996 № 25 ст.2954,2005 № 1 (ч.I)); УПК РФ.;
  3. УПК РФ от 18.12.2001 с последними изменениями, внесёнными Федеральным законом от 01.06.2005. № 54 ФЗ(СЗРФ.2001. № 52 (ч.I) ст.4921,2005 № 23. ст.2200)
7 Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием? Работа со специальной и справочной литературой. Анализ документов.
8 Какие виды  работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и на этой основе учащиеся выполняют следующие виды работ: пишут сочинение-эссе, конспекты, рефераты, готовят сообщения, заполняют таблицу.
9 Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу? Внутри каждого блока проводится самостоятельная работа в виде текущего тестирования. Таким образом,  доля самостоятельной работы составляет от 40 до 60 %.
10 Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса?   Успешность пройденного курса определяется выполнением учащимися текущего тестирования,  написание реферата и публичная его презентация.
11 Каким образом в процессе  работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?
  1. Вводная и текущая диагностика знаний в виде тестов.
  2. Активное участие в диспутах, публичных выступлениях.
  3. Качество выполнения практических,  работ.
12 Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности? Изучение курса завершается защитой рефератов.

Цели курса:

1. Иметь представление:

1.1. О правонарушениях и преступлениях;
1.2. О причинах правонарушений и преступлений;
1.3. Об юридической ответственности за совершение правонарушения;
1.4. Об уголовной ответственности за совершение правонарушения;
1.5. О понятии правопорядка.

2. Знать:

2.1. Виды преступлений;
2.2. Что такое вина и ответственность;
2.3. О работе правоохранительных органов;
2.4. Как работает суд.   

3. Уметь:

3.1. Отличать правонарушение от преступления;
3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;
3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях; 

4. Приобрести опыт:

4.1.Работы со специальной справочной литературой;
4.2.Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
4.3.Коллективной работы в группах.

Структура курса:


Содержание курса и учебная деятельность

Тема Кол-во часов Ссылка на цели Деятельность учащихся
всего теория практика
1 Знакомство с уголовным правом. 1 1 3.1; 4.2 Беседа с учителем, конспектирование. Выполнение теста.
2 Правонарушение и преступлениею. Причины правонарушений. 1 1 1.1; 1,2; 2.1; 3.1; 3.2 Участвуют в дискуссии, заполняют таблицу «Виды правонарушений»
Самостоятельная работа в группах.
3 Вина и ответственность. 1 1 2.2; 3.2 Практическая работа с УК РФ.Ст.24-28. Выполняют текущий тест.
4 Ответственность за правонарушение против собственности. 1 1 1.3; 2.3 Практическая работа с УК РФ. Ст.158-168. Текущее тестирование.
5 Ответственность за правонаруше-ние против  личности. 1 1 1.4; 2.3; 3.3; 4.3 Участие в беседе, работа в группах, пишут сочинение-эссе «Ценность человеческой жизни».
6 Групповые правонарушения несовершеннолетних. 1 1 2.1; 2.4 Практическая работа с УК РФ. Ст. 35, 87-94. Текущее тестирование.
7 Как не стать жертвой преступления. 1 1 1.1; 1.4; 4.1 Конспектирование, обогащение словаря.
8 Правопорядок и милиция. 1 1 1.5; 2.5 Готовят сообщение о деятельности милиции, работают в группах. Текущее тестирование.
9 Если тебя задержала милиция. 1 1 1.5; 4.2 Конспектирование, обогащение словаря.
10 Судебное заседание. 1 1 3.2; 3.3 Участие в ролевой игре.
11 Итоговое занятие. 2 2 3.2; 3.3 Презентация  работ (рефератов) учащихся.
Всего часов: 12 3 9

Содержание программы:

Тема 1: Введение.

Цель: Увлечь учеников основами уголовного права.

Ввести учеников в содержание курса, удовлетворить познавательный интерес учащихся. Познакомить с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и  итоговых работ, которые  предстоит выполнить учащимся за данное время.

Тема 2: Правонарушение и преступление.  Причины правонарушений.

Цель: Обсудить проблему преступности несовершеннолетних, сформировать первоначальные представления об уголовном процессе.

Право граждан на спокойную жизнь. Проблема преступлений несовершеннолетних. Материальный и моральный ущерб от правонарушений. Что такое правонарушение. Понятие аморального поведения. Административный поступок. Понятие преступления.

Тема 3: Вина и ответственность.

Цель: Способствовать формированию понятий вины и ответственности, представлений о механизмах их возникновения, понимания их роли в определении наказания; убедить учащихся в том, что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности.

Тема 4: Ответственность за правонарушения против собственности.

Цель: Способствовать формированию негативного отношения к посягательствам на чужую собственность; содействовать развитию чувства ответственности в сфере имущественных правоотношений личности; способствовать нейтрализации криминально-иждивенческих настроений в среде подростков.

Тема 5: Ответственность за правонарушения против личности.

Цель: Сформировать общие представления об ответственности за преступные действия, направленные против личности; уважение к важнейшим правам человека – на жизнь и неприкосновенность личности; рассмотреть основные виды правонарушений против достоинства личности и формы ответственности за них.

Тема 6: Групповые правонарушения несовершеннолетних.

Цель: Показать механизмы, приводящие подростков в преступные группы; способствовать осознанию преступных целей антисоциальных объединений несовершеннолетних; сформировать представления об ответственности за групповые правонарушения.

Тема 7: Как не стать жертвой преступления?

Цель: Сформировать представление учащихся о безопасном поведении.

Тема 8: Правопорядок и милиция.

Цель: Сформировать у учащихся осознание чувства ответственности за преступления; расширить представления о механизмах борьбы государства и граждан с преступностью; способствовать пониманию реальных законных путей защиты себя и своих близких от преступных посягательств.

Тема 9: Если тебя задержала милиция.

Цель: Показать учащимся способы защиты своих прав.

Уголовный кодекс.  Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности: гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная, административная, уголовная. Организация правосудия в нашей стране. Права задержанного несовершеннолетнего.

Тема 10: «Судебное заседание»

Цель: Предупреждение асоциального поведения, формиро¬вание целостного представления о личной ответственности челове¬ка за антиобщественные деяния. Ролевая игра.

Тема 11: Итоговое занятие

Цель: закрепить знания учащихся, полученные в ходе изучения курса, презентация  работ. Подведение итогов.

Ожидаемые результаты.

По завершению элективного курса учащиеся должны:

1. Иметь представление:   

1.1. О причинах совершения правонарушений и преступлений;
1.2. Об юридической ответственности за совершение противоправных действий;
1.3. О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.

2. Знать:

2.1. Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности;
2.2. Что за любые виды преступлений наступает ответственность;
2.3. Об организации правосудия в нашей стране.

3. Уметь:

3.1. Отличать правонарушение от преступления;
3.2. Анализировать ситуации, обобщать, делать выводы;
3.3. Применять полученные знания в конкретных ситуациях.

4. Приобрести опыт:

4.1. Работы со специальной справочной литературой;
4.2. Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
4.3. Коллективной работы в группах.