Проблема суицида в юношеском возрасте (информация для педагогов и родителей)

Разделы: Школьная психологическая служба


Самоубийство (суицид) – каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах.

Необходимость борьбы суицидальными происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера»- самоубийство под влиянием чьего- либо примера. В большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло. Влечение к смерти, фрейдовский «Танатос» - не что иное как попытка разрешить жизненные трудности, путем ухода из самой жизни, особенно характерно для юношеского возраста. 

Серьезность проблемы и длительное  ее замалчивание породили различные предубеждения, мифы относительно причин самоубийств, которые представлены в таблице.

Мифы и предубеждения

Реальность

1.

Самоубийство совершается в основном психически ненормальными людьми.

Исследования показывают, что80- 85% людей из числа лишивших себя жизни были практически здоровыми лицами.

2.

Самоубийство невозможно предотвратить.

Кризисный период имеет  определенную продолжительность, и «потребность в самоубийстве» у подавляющего числа людей является временной. В этот период человек нуждается в душевной теплоте, помощи и поддержке.

3.

Существует тип людей, склонных к самоубийству

Самоубийство совершают люди различных психологических типов. Все зависит от силы психотравмирующей ситуации, и ее личностной оценки как непереносимой.

4.

Не существует никаких признаков, которые бы указывали на то, что человек решился на самоубийство.

Самоубийству, как правило, предшествует необычное для данного человека поведение. Об этом свидетельствуют определенные «знаки беды».

5.

Человек, который говорит о самоубийстве, никогда его не совершает.

Большинство людей, совершивших самоубийство, накануне сообщало о своих намерениях, но их либо не понимали, либо не придавали значения соответствующим высказываниям.

6.

Решение о самоубийстве приходит внезапно.

Анализ суицидальных действий показал, что они являются результатом длительной психотравматизации. Суицидальный кризис может длиться несколько недель и даже месяцев.

7.

Если человек совершил попытку самоубийства, он никогда больше этого не повторит.

Риск повторной попытки велик. Особенно в первые 1-2 месяца.

8.

Влечение к самоубийству наследственно предрасположено.

Фатальной зависимости нет, но вероятность возрастает. Утверждение о наследственной предрасположенности никем не доказано.

9.

Снижению уровня самоубийств способствует активная просветительская деятельность, пропаганда в СМИ, рассказы о том, почему и как люди совершают самоубийства.

Исследования показывают, что существует непосредственная зависимость между сообщениями о самоубийствах и возрастанием суицидальной активности. Необходимо обсуждать не сам факт суицида, а какими способами можно разрешать сложные жизненные проблемы и конфликты.

10.

Прием алкоголя помогает снять суицидальные переживания.

Прием алкоголя нередко вызывает противоположный эффект - обостряет тревогу, повышает значимость переживаемого конфликта.

Характерные личностные особенности человека, склонного к суициду:

  1. Низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе;
  2. Высокая потребность в самореализации;
  3. Высокая значимость теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих;
  4. Трудности при принятии решения;
  5. Высокий уровень тревожности, снижение уровня оптимизма и активности в ситуации затруднений;
  6. Тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины;
  7. Низкая самостоятельность;
  8. Недостаточная социализация, инфантильность, незрелость личности.

У подростков количество суицидальных попыток превышающих количество осуществленных самоубийств, соотносится предположительно как 50 : 1 или 100 : 1. Юноши совершают самоубийства как минимум вдвое чаще девушек; Хотя девушки предпринимают такие попытки гораздо чаще, многие из них имеют демонстративный характер. Неудачные попытки большей частью не повторяются; хотя 10% мальчиков и 3% девочек от 10 до 20 лет, совершивших неудачные суицидальные попытки, в течение ближайших двух лет все-таки покончили с собой.

Структура суицидальных переживаний основывается на отношении к собственной жизни и смерти.

 Отношение к жизни выражается:

  • в ощущении безразличия;
  • в чувстве сожаления о своем существовании;
  • в переживании его тягостности, невыносимости;
  • в отвращении к жизни.

Отношение к смерти выступает в формах:

  • страх смерти, хотя и сниженный в своей интенсивности;
  • ощущение безразличия;
  • чувство внутреннего согласия на смерть;
  • желание смерти.

Для  диагностики суицидального переживания как такового психологу необходимо установить одновременно наличие любой пары элементов из двух перечисленных рядов.

К числу  факторов, определяющих повышенную вероятность возникновения суицидального поведения относятся:

  1. Тяжелая морально- психологическая обстановка в семье, коллективе;
  2. Условия  семейного воспитания: отсутствие отца в раннем детстве; «матриархальный» стиль отношений в семье; эмоциональное неприятие, отверженность в детстве; воспитание в неблагополучной семье (алкоголизм, проживание психически больных, родственников с асоциальными формами поведения, отбывающими уголовное наказание); воспитание в неполной семье, где были случаи самоубийств, попытки самоубийств или угрозы самоубийств со стороны близких;
  3. Возрастные особенности;
  4. Хронологические признаки: время года, дни недели, время суток;
  5. Частая смена места жительства, учебы, работы;
  6. .Вовлеченность в ретристские группы (под ретризмом понимается стремление к уходу от действительности, от жизненных трудностей), совершение суицидальных попыток.

На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся отношения с родителями, на втором месте – трудности, связанные со школой, на третьем – проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Отношения детей с родителями – к сожалению, не всегда строятся на фундаменте открытых, полностью искренних отношений, которые являются надежной защитой от многих суровых испытаний, с которыми встречаются подростки в наше время.

Многие попытки суицида у молодых рассматриваются как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим  и старшим поколением.

Школьные проблемы  обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями, администрацией или классом. Эти проблемы обычно не являются непосредственно причиной самоубийства, но они приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения не значимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей среды.

Проблемы взаимоотношений с друзьями. Из-за постоянных конфликтов с родителями и отсутствия контактов с ними, в качестве компенсации плохих отношений в семье возникает зависимость от сверстников, особенно противоположного пола. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

Признаки  суицидального  риска

  1. Открытые высказывания о желании покончить собой;
  2.  Косвенные намеки на возможность суицидальных действий (появление в кругу сверстников, родственников с петлей на шее из ремня, веревки  и др.), публичная демонстрация петли из каких- либо гибких предметов; игра с имитацией самоубийства;
  3. Активная предварительная подготовка, целенаправленный поиск средств покончить с     собой (собирание таблеток, поиск и хранение отравляющих жидкостей и т. д.);
  4. Частые разговоры о самоубийствах вообще;
  5. Чрезвычайно настойчивые просьбы о переводе в другое учебное заведение;
  6. Нарушение межличностных отношений, стремление к уединению;
  7. Изменившийся стереотип поведения: несвойственная замкнутость и снижение двигательной активности у подвижных, общительных, возбужденное поведение и повышенная общительность у малоподвижных и молчаливых;
  8. Внезапное появление несвойственных ранее человеку черт аккуратности, откровенности, щедрости (раздача личных вещей, фотоальбомов, часов, радиоприемников, значков и т.п.).

Для определения степени суицидального риска необходимо выявить и антисуицидальные предпосылки:

  • это устойчивое позитивное отношение к жизни и негативное – к смерти,
  • широта диапазона знаемых и субъективно приемлемых путей разрешения конфликтных ситуаций,
  • эффективность механизмов психологической защиты,
  • высокий уровень социализации личности.

Формами выражения антисуицидальных личностных факторов могут быть:

  • эмоциональная привязанность к значимым близким;
  • родительские  обязанности;
  • выраженное чувство долга;
  • боязнь причинить себе физическое страдание;
  • представление о позорности и греховности суицида;
  • представление о неиспользованных  жизненных возможностях.

Чем больше отмечено антисуицидальных факторов, тем менее вероятны суицидальные действия.

Свои особенности имеет и  профилактическая беседа с подростком, находящимся в критической ситуации. Проводя  беседу, необходимо стремиться установить тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»). Затем главное внимание требуется сосредоточить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих действий («планирование»). В заключение беседы высказывается активная поддержка, чтобы придать уверенности человеку в своих силах и возможностях.