Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Разделы: Биология, Экология


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение:

Как утверждают ученые многих стран мира, человечество движется к экологической катастрофе. И действительно, опасность приближающегося экологического кризиса не преувеличена. За последние десятилетия проблемы загрязнения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно-технический прогресс, потребительское, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование, экологическая безграмотность привели к сильному загрязнению всех природных сред радиоактивными, промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. К крупномасштабным экологическим проблемам следует отнести и парниковый эффект, и разрушение озонового слоя, и изменение климата на Земле. Все это приводит к нарушению экологического равновесия, а во многих случаях — и к необратимым негативным процессам в природе. Сегодня дни экологические проблемы стали актуальнее, чем проблемы сохранения мира на планете.

Решить проблемы такого масштаба человечество может лишь объединившись. В 1974 г. в рамках программы ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЭП) была создана Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Она позволяет проводить контроль за состоянием окружающей среды, осуществлять оценку и прогноз изменений ее состояния на международном уровне.

Для решения экологических проблем ученые выделяют две главные задачи:

  • принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
  • воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.

Исходя из этих задач, Правительство РФ приняло постановление от 03.11.94 г. № 1208, в котором экологическое образование и воспитание школьников определялось как приоритетное направление работы школы.

А в июне 2001 г. в Москве состоялся первый общенациональный экологический форум России, в итоговой резолюции которого одной из первоочередных задач значилось вовлечение в процесс совершенствования природоохранной деятельности миллионов граждан, в том числе и школьников.

Актуальность программы:

Состоит в том, что программа клуба “ЭКОС” способствует формированию экологической культуры школьников, позволяет повысить уровень экологических знаний, сформировывает практические умения и навыки взаимосвязи между живой и неживой природой , развивает логическое мышления.

Реализация данной программы позволяет: использовать комплексный подход к решению проблемы экологического воспитания, вооружает учащихся научно-теоретическими знаниями о природной среде и законах ее развития, формирует бережное отношение к природе в целом и отдельным ее компонентам.

Лишь сочетание знаний научных основ экологии с практическими мероприятиями по слежению за состоянием природной среды и оказанию помощи природе позволит воспитать экологически грамотного гражданина.

Важным этапом процесса формирования экологической культуры, как и любого воспитательного процесса, является постановка целей.

Цель программы:

Сформировать ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способствовать осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе.

Также формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно-трудовой деятельности.

Принципы программы:

  • Принцип прогностичности предполагает формирование в сознании подрастающего поколения новой тенденции в общественной деятельности людей – повседневной заботы каждого о сохранении природной среды не только для нашей жизни, но и для будущих поколений.
  • Принцип целенаправленности предполагает воспитание подлинно хозяйственного отношения к природе

Задачи программы:

  • преодоление у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней в неразрывной связи с идеологической, нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания;
  • формирование потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;
  • формирование установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;
  • формирование потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей;
  • формирование убеждений в необходимости сбережения природы;
  • теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха;
  • выработка системы определенных умений, навыков, привычек.

Умения и навыки.

К общим умениям относится:

  • оценка состояния окружающей среды;
  • соблюдение норм поведения в природе, уход за природным окружением;
  • пропаганда идеи охраны природы;
  • владение методикой проведения самостоятельного исследования, наблюдения, определение объектов и явлений в природной среде
  • оценка роли и места антропогенного фактора в природных сообществах, а также состояния окружающей среды под его воздействием, прогнозирование возможных изменений в окружающей среде при избранном варианте поступка;
  • соблюдение правил сбора растений и их плодов, грибов;
  • обращение с огнем в походах;
  • умение выращивать растения, предотвращать разрушение почв.

К навыкам относится:

  • проведение простейших землеизмерительных работ, взятие проб;
  • проведение словесного описания характерных признаков объекта или явления, установление связи вида с факторами среды, а также взаимосвязи между особыми вида, определение состояния объекта;
  • определение признаков загрязнения;
  • определение видов собираемых растений;
  • проведение таких мероприятий, как выкапывание , транспортировка высаживание растений, определение мест возможной эрозии почв, комплекс возможных мероприятий по защите почв и др.

Методы и формы.

Традиционные: беседы, конкурсы рисунков, плакатов; вечера, утренники, праздники, кампании, экскурсии, внеклассные чтения, выпуск стенгазет, полевые практикумы, фенологические наблюдения, акции, операции, опыты.

Нетрадиционные: КВН, “Поле чудес”, турнир знатоков природы, заочное путешествие по заповедным местам, музей или театр на столе, защита фантастических проектов, фестиваль рисованных фильмов, игра “ЭКОГРАД”, экология и фольклор, рейды в природу, организационный сбор “Огонек”, экологический мониторинг, викторины, решение кроссвордов, ребусов.

Содержание программы:

  • В соответствии с целями и задачами экологического образования и воспитания строится содержание работы со школьниками, основные направления которой освещены в методических пособиях : Т.А. Попова “Экология в школе”, О.К. Костко “Экология: Пособие для средней школы”, Н.А.Касаткина “Внеклассная работа по биологии”, Н.А. Степанчук “Дидактический материал по экологии”.
  • Программа рассчитана на 1 год обучения, для учащихся среднего возраста .
  • Программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении природоведения и биологии.
  • Программа ориентирована на активное познание мира ПРИРОДЫ.
  • Содержание программы включает все понятия и термины по биологии, входящие в перечень обязательных общебиологических знаний, разработанных Министерством образования РФ.
  • Программа соответствует федеральным требованием, она продолжает и развивает научные и методические приемы. В основе этих подходов лежат принципы научной достоверности, доступности изложения, наглядности и занимательности.

Ожидаемые результаты программы:

  • Сотрудничество: ШКОЛА- ДЕТИ;
  • Повысится уровень знаний, экологической культуры родителей и учащихся;
  • Профилактика беспризорности и безнадзорности среди учащихся;
  • Формирование ЗОЖ;
  • Повышение самооценки детей;
  • Улучшение отношений между детьми внутри классов;
  • Формирование единых экологических правил;
  • Активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс школы.

МОЛОДЕЖНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РУЗСКОМ РАЙОНЕ

Молодежное движение по охране и восстановлению природы в Московской области существует не одно десятилетие. В МОУ сформировано и функционирует общество клуб “ЭКОС” - добровольное объединение учащихся. Клуб “ЭКОС” является одной из структур системы экологического воспитания и образования в школе. Воспитание экологического мировоззрения проходит через все фазы обучения:

  • семейное воспитание
  • общественное воздействие
  • просвещение
  • исследовательская работа
  • акции и т.д.

Углубленное изучение биологического материала на занятиях кружка позволяет решить задачи экологического , эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Они должны знать . что человек – часть природы , его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, экологических исследований, экологических акций, операций , опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в планирование введены практические работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося : тренировать память, развивать наблюдательность, мышление , обучать приемам самостоятельной учебной деятельности , способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В клубе “ЭКОС” работают следующие отделы:

  • ЮНЫЕ БОТАНИКИ,
  • ЮНЫЕ ЗООЛОГИ,
  • ЮНЫЕ ГИДРОБИОЛОГИ,
  • ЮНЫЕ ФЕНОЛОГИ,
  • ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Название раздела Кол-во час. по разделу № занятия Тема № занятия в геме Практическая работа Экскурсии Срок провед. занятий по теме
1. Наука - Экология 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • Что изучает экология?
  • Основы экологии
  • Понятие о биосфере
  • 1
  • 2
  • 3
     
2. Жизнь в сообществах 6 5 Знакомство с царством Бактерий 1 № 1    
6 Знакомство с царством ГРИБОВ 2      
7 Знакомство с царством Растений 3 № 2-№ 4 № 1  
8 Знакомство с царством ЖИВОТНЫХ. 4      
9 Взаимоотношения организмов и среды 5 №5 № 2  
10 Взаимоотношения между организмами. 6   № 3  
3.Основные экологические факторы. 6 11 Влияние света на растения 1 № 6    
12 Влияние температуры на растения 2 № 7    
13 Влияние влажности на растения.. 3 № 8    
14 Влияние минеральных в-в на растение. 4 № 9    
15 Влияние живых организмов на растение 5 № 10    
16 Влияние деятельности человека. 6   № 4  
4. Основные экологические группы растений. 4 17 Светолюбивые растения. 1 № 11    
18 Тенелюбивые растения. 2 № 12    
19 Растения водных и увлажненных мест обитания. 3   № 5  
20 Растения сухих мест обитания. 4   № 6  
5.Экологические катастрофы. 4 21 Прошлое и настоящее глазами эколога. 1      
22 Загрязнение мирового океана. 2      
23 Вырубка лесов 3      
24 Экологическая проблема - МУСОР. 4   № 7  
6. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. 4 25 Международные экологические организации. 1      
26 Международные экологические дни. 2      
27 Международная Красная книга. Красная книга России. 3      
28 Заповедники, заказника, национальные парки. 4      
7. Родной край - часть большой страны.

 

12 29 Наш край. 1   № 8  
30 Поверхность нашего края. 2      
31 Водоемы нашего края. 3   № 9  
32 Наши подземные богатства 4      
33-34 Земля - кормилица. 5-6   № 10  
35-36 Жизнь леса 7-8   № 11  
37-38 Жизнь луга. 9-10   № 12  
39 Растениеводство в нашем крае. 11   № 13  
40 Животноводство в нашем крае. 12   № 14  
8.Использование мониторинга природной среды 2 41 Роль и значение мониторинга окружающей среды в сохранении природных комплексов 1      
42 Экологический мониторинг – комплексный мониторинг биосферы 2      
9.Школьный экологический мониторинг 10 43-44 Мониторинг пришкольного участка 1-2 № 13    
45-46 Определение места школы в микрорайоне 3-4 № 14    
47-48 Определение роли зеленых растений школьного участка 4-6 № 15    
49-50 Определение роли газонной травы в улучшении микроклимата пришкольной территории 7-8 № 16    
51-52 Изучение степени запыленности воздуха в различных местах школьной территории 9-10 № 17    
10.Мониторинг водной среды 16 53-54 Определение степени загрязнения водоема по внешнему виду 1-2 № 18    
55-56 Определение степени прозрачности воды 3-4 № 19    
57-58 Определение цветности воды 5-6 № 20    
59-60 Определение уровня загрязненности водоема по беспозвоночным животным 7-8 № 21    
61-62 Слежение за состоянием воды с помощью простейших и бактерий 9-10 № 22    
63-64 Исследование загрязнения воды с помощью рыб 11-12 № 23    
65-66 Определение загрязнения воды по водным животным и растениям. 13-14 № 24    
67-68 Выявление степени влияния сточных вод на водоем 15-16      
11. Мониторинг атмосферы 5 69-70 Оценка состояния воздушной среды по лиственным древесным деревьям 1-2 №25    
71-72 Исследование состояния атмосферы по фитоиндикаторам и лихеноиндикаторам 3-4 № 26    
73 Детоксикация загрязнителей атмосферы 5      
12. Почвенный мониторинг 4 74-75 Определение наличия нитратов в почве с помощью химических реакций 1-2 № 27    
76-77 Определение высокого содержания некоторых элементов в почве по растениям-индикаторам 3-4 № 28    
13. Мониторинг здоровья человека 4 78-79 Определение гармоничности физического развития 1-2 № 29    
80 Факторы , влияющие на здоровье человека. 3      
81 Здоровье и окружающая среда: влияние антропогенного загрязнения на здоровье человека. 4      
14. Атмосфера Земли 11
  • 82
  • 83
  • 84
  • 85
  • 86
  • 87
  • 88
  • 89
  • 90
  • 91
  • 92
  • Прошлое воздушного океана
  • От поверхности Земли к космическому пространству
  • Ионосфера
  • Полярные сияния
  • Приземный слой воздуха
  • Облака, туманы, осадки.
  • Ветер
  • Ураган и гроза.
  • Прогноз погоды.
  • Изменение озоносферы и климата
  • Можно ли управлять воздушным океаном?
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
     
15.Гидросфера Земли 10
  • 93-94
  • 95
  • 96
  • Что такое вода?
  • Как возник Мировой океан?
  • Строение гидросферы
  • 1-2
  • 3
  • 4
№ 30    
  • 97-98
  • 99
  • 100
  • 101-102
  • Структура и свойства воды
  • Великий созидатель
  • Изменение гидросферы
  • Водные проблемы человечества
  • 5-6
  • 7
  • 8
  • 9-10
№ 31