Литературный праздник "Мир детства в творчестве Валентина Берестова (к 80-летию автора)"

Разделы: Внеклассная работа


На доске: портрет писателя, стенгазета, рисунки – иллюстрации учащихся к стихотворениям В. Берестова, самодельные книжки со стихами В. Берестова, выставка книг автора.

«Художник, что живет в любом из нас…»

Слово учителя:

Ребята! Сегодня наш праздник мы посвящаем творчеству известного поэта и писателя, большого друга детей Валентина Берестова.

Родился он в Калужской области, в городке Мещовск в семье учителя истории - человека доброго и талантливого. И свою любовь к детской литературе будущий поэт и писатель принёс из раннего детства: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать.С пяти лет Валя ходил в библиотеку.Обычно просил «Мурзилку», читал вслух, смеялся, не в силах удержаться от восторга.И тогда библиотекарь выпроваживала маленького читателя вместе с «Мурзилкой» на крыльцо, чтобы он никому не мешал.Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером «Чижа» или «Дружные ребята» вспоминал поэт. С тех самых пор, я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей.»

Поэтические способности у мальчика обнаружились рано. Но на первых порах это было скорее неприятностью, чем радостью: за дразнилки одноклассники не раз жестоко расправлялись с юным поэтом:

Читает ученик :

 «Привет, поэт!»-кричали вслед.
Поэту было мало лет.
Он не мечтал о славе,
Мечтал он о расправе
Со всеми, кто кричал во след:
«Поэт! Поэт! Поэт! Поэт!»

(«Ранняя слава»)

Валентин Дмитриевич очень много стихов написал о детстве, которое считал главной порой в жизни человека.

О родителях он часто вспоминал в стихах с большой любовью и пониманием.

О СВОЕЙ МАМЕ:

Читает ученик :

Мама ходит, брови хмуря,
Громко шепчет, учит роль
Значит, нынче будет тюря:
Хлеб да соль

(«Тюря»)

ОБ ОТЦЕ:

Не в полный голос, просто так,
Не пел он ничего.
Все говорят, что голос был
У папы моего.
Певцом не стал: учил детей,
В трёх войнах воевал… .
Он пел для мамы, для гостей.
Нет, он не напевал!

(« Голос отца»)

Рассказывает поэт о той радости, которой согревала его бабушка Катя.

Читает ученик:

Вижу, бабушка Катя
Стоит у кровати
Из деревни приехала
Бабушка Катя.

Маме узел с гостинцами
Она подаёт
Мне тихонько
Сушёную грушу суёт.

Приказала отцу моему
Как ребёнку:
«Ты уж деточка, сам
Распряги лошадёнку!»

И с почтеньем спросила,
Склонясь надо мной:
«Не желаешь ли сказочку,
Батюшка, мой?»

(«Бабушка Катя»)

Читает ученик:

Не бойся сказок.
Бойся Лжи.
А сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи-
На свете правды больше
Станет.

Валентину Дмитриевичу посчастливилось встретить К. Чуковского, который стал для него на долгие годы наставником и старшим другом. Судьба свела с А. Ахматовой, С. Маршаком, А. Толстым. В школьные годы у поэта пробудился глубокий интерес к жизни и творчеству А. С. Пушкина.

Во всех стихотворениях и сказках обнаруживается кипучее движение, происходящее, как в мире, так и в самом человеке. Люди, птицы, растения, животные, машины непременно чем-то заняты: они спешат, решают проблемы, отправляются в путь и просто живут. Для Валентина Берестова, «времена» - это этапы жизни, связанные с конкретными событиями в жизни человека.

Читает ученик:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,

За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Читает ученик:

Вот дверь. Тебя внесли в неё кульком,
А вывозили из неё в коляске.
А вот и сам, укутан башлыком,
Ты тянешь на порог свои салазки.
Ты первоклассник. На дворе метель
В руке набитый книжками портфель.
Растёшь. Ползут зарубки вверх по двери.
Ключ от неё тебе уже доверен.
Всё та же дверь. А всё же ведёт она
В иную жизнь, в иные времена.

(«Дверь»)

Ребята, поэта особенно привлекало всё связанное с учением, со школой. Школьная жизнь – не менее важная тема стихов Валентина Берестова. Он создал целый образный мир, включающий большое и малое – от первосентябрьских пейзажей и настроений до ручки, линейки, точилки, пенала, тетрадки и т.д. (все эти мелочи с точки зрения младшего школьника – вещи очень важные). Произведение «Читалочка» входит почти во все буквари.

Читает ученик:

«Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти.»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

(«Читалочка»)

Читает ученик:

Чему первым делом научится кошка?
-Хватать!
Чему первым делом научится птица?
-Летать!
Чему первым делом научится школьник?
-Читать!
Котёнок вырастет кошкой.
Такой же, как все на свете.
Птенец превратится в птицу,
Такую же, как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают.
И даже их мамы и папы не знают,
Кем станут, кем вырастут дети.

(«Кто чему научится»)

Читает ученик:

Нежарким солнышком согреты
Леса ещё листвой одеты.
И первоклассников букеты.
День хоть и грустный, но весёлый!
Грустишь ты: - До свиданья, лето!
И радуешься – Здравствуй, школа!

(«Первое сентября»)

Ребята, на уроках мы с вами не только учимся, работаем, но и отдыхаем.

Давайте немного отдохнём на нашем празднике.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять-
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Раз-подняться, подтянуться.
Два-согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка.
На четыре-руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – всем дружно тихо сесть

Чтение стихов о школьных принадлежностях. К доске выходят дети:

1-й ученик

Портфель

Зимою в школу он бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.

2-й ученик

Пенал

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

3-й ученик

Точилка

Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.

4-й ученик

Карандаш

Я- малютка- карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растёт!
Карандаш – наоборот.

5-й ученик

Ручка

Буквы напечатанные-
Очень аккуратные.
Буквы для письма
Я пишу сама.
Очень весело пишется ручке:
Буквы держат друг дружку за ручки.
-Ой, мамочки! – сказала ручка.-
Что значит эта закорючка?
-Чернильная ты голова,
Ты ж написала цифру «2»!

6-й ученик

Линейка

Я - линейка.
Прямота-
Главная моя черта.

7-й ученик

Учебник

-Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он – тут.
Его учебником зовут.

8-й ученик

Закладка

Я – красивая закладка.
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

9-й ученик

Кисточка

Над бумажным над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!

10-й ученик

Тетрадки

Тетрадки в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
- Грамматика! –
А в клетку тетрадка ворчит:
- Математика! –
На чём примерились тетрадка с тетрадкой,
Для нас до сих пор остаётся загадкой.

11-й ученик

Резинка

Я – ластик, я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста,-
Помарку стёрла я с листа.

12-й ученик

Циркуль

Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и - ни шагу.

13-й ученик

Дневник

В дневнике заданья на дом.
И стоят отметки рядом.
До чего же хороши!
Ну – ка, мама, подпиши!

Автор очень любил родную природу и написал замечательные стихи о временах года под названием «Корзинка».

Инсценирование стихов.(Девочки выходят к доске, достают из корзинки название и дары каждого месяца).

Корзинка

Март

Как только снег исчез,
Пошла корзинка в лес.
Март посылает всем привет,
А с ним подснежник-первоцвет.

Апрель

В апреле, в апреле
Цветы запестрели.
Сережки на ветках сияют в апреле
Крапивы немного домой притащи-
Пусть бабушка сварить зеленые щи.

Май

Фиалки, ландыши для нас
Веселый май в тиши припас.
А кто в лесу не новичок,
Найдет весенний гриб сморчок.

Июнь

Колокольчики!
Ромашки!
Незабудки!
Васильки!
Босиком и без рубашки
Ходим мы, плетем венки.

Июль

В лес июльский загляни-ка-
Поспевает земляника,
Каждая полянка-
Скатерть- самобранка.

Попадаются в июле
Очень вкусные находки.
Это знают все кастрюли,
Банки, миски, сковородки.

Август

Приходит август с урожаем
Ко всем, но только не к лентяям.
Кто проспит, тот вернется
С пустыми руками,
А кто рано проснётся
Тот – с боровиками.

Физкультминутка:

«Прогулка по лесу»
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге),
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге).
По тропинке побежим (бег на месте),
До лужайки добежим (бег продолжается).
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте)
Стоп (присели).Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём (ходьба на месте, руки в стороны,
вверх, вниз, выдох, дружно сели).

Ребята, поэт Валентин Берестов родился 1 апреля, поэтому наверное, не случайно в его стихах много доброго юмора, шуточного и комического.

Читает ученик:

В дверь вошло животное
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавеску на окне
И картину на стене,
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на травку

(«Коза»)

В дверь диетической столовой
Вошёл дракон семиголовый.
Он хором «Здравствуйте»! сказал
И, улыбаясь, заказал:
-Для этой головы,
Пожалуйста, халвы.
Для этой пасти-
Прочие сласти.
Для этой головки-
Перловки.
Для этой глотки-
Селёдки.
Для этой башки-
Пирожки.
Для этой рожи-
То же.
Для этого личика-
Два сдобных куличика.
Что ещё? Лимонада бутылку,
Семь салфеток, ножик и вилку.

(«Дракон»)

Дети, Валентин Берестов писал стихи не только для маленьких, для школьников, но и для подростков и взрослых. Поэт создал ряд сказок в прозе, в том числе «Как найти дорожку», «Змей – хвастун», «Честное гусеничное», «Аист и соловей». Некоторые из них автор сочинил сам, другие пересказал. Пожалуй, самым интересным чудом является история, изложенная в короткой сказке «Злое утро».

Чтение сказок учениками «Злое утро» и «Честное гусеничное» по ролям.

Высокий вклад внёс Валентин Дмитриевич Берестов в литературоведение. Он исследовал творчество А.С.Пушкина, написал интересные статьи о К.И.Чуковском, С.Маршаке, В.Дале, А.Блоке, А.Ахматовой, О.Мандельштаме, С.Есенине, В.Высоцком. Вместе с внучкой К.И.Чуковского Е.И.Чуковской составил книгу «Жизнь и творчество Корнея Чуковского.

Сегодня мы с вами соприкоснувшись с необыкновенным миром поэзии Валентина Берестова убедились, ведь художник не только тот, кто сочиняет стихи или рисует, а кто умеет удивляться, радоваться красоте мира и открывать её.

Дорогие друзья!

Наш праздник заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами Валентина Дмитриевича Берестова, которые согреты добрым проникновенным юмором. Именно в этом сила его творчества.

Ребята! А теперь давайте подведём итог нашего праздника.

Что особенно вам понравилось, что интересного вы узнали, что почувствовали, зачем нам был нужен этот праздник?Ваше мнение.

Вызказывания детей.

Всем большое спасибо!

Литература:

Литература о жизни и творчестве В.Д.Берестова

  1. Детские писатели России библиографический справочник Москва. «Школьная библиотека» 2002г.,стр.34
  2. Писатели нашего детства Биографический словарь. Москва 1998г., стр.54
  3. Детская литература. Москва 2000г., стр. 362 Произведения В.Д.Берестова

Произведения В.Д. Берестова

  1. «Первый листопад» Москва «Детская литература» 1987г.
  2. «Отворяй лиса, калитку» Москва Издательство. «Стрекоза» 1999г.
  3. «Стихи» М. «Дрофа-Плюс» 2004г.
  4. «Читалочка» Москва Издательство «Малыш» 1988г.
  5. «Жаворонок» Москва Издательство «Детская литература» 1978г.

Приложение