Урок или внеклассное мероприятие в 10—11-х классах "Лирика в физике"

Разделы: Физика


Цели: расширить кругозор учащихся в области литературы, русского языка, искусства и физики; углубить межпредметные связи (физика, литература, МХК); развивать навыки самостоятельной работы с художественно-популярной и естественно-научной литературой.

Урок можно провести на последнем школьном уроке физики для выпускников школы, можно пригласить и учеников 10-х классов.

План

  1. Вступление. О роли лирики и физики.
  2. Проба пера.
  3. Игра «Крокодильчик»
  4. Защита явления.
  5. Физика и русский язык.
  6. Пословицы и физика.
  7. Конкурс капитанов.
  8. Кроссворд «Футбол»
  9. Подведение итогов.

Ход урока

Презентация

  1. Вступление.

Физики и лирики. В чём смысл деления на гуманитарную культуру и, так скажем научно-техническую? Как сказал академик А. Александров «…Потому что все оттенки мысли умное число передаёт».

Александр Блок «Скифы».

Мы любим всё – и жар холодных чисел,
И дар божественных видений.
Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений.
Это и есть полнота культуры, как он её понимал и гордо относил ко всей русской интеллигенции.

Г.Эмин.

Верю в этот полный чуда век,
В силу человеческого гения…
Не вчера ль в пещере человек
Добывал огонь посредством трения?
Грома, тьмы, воды боялся он,
Камнем заострял стрелу кленовую,
А сейчас он к звёздам устремлён!
Завтра же – зажжёт он солнце новое!

Всё это стало возможно благодаря высокой общей культуре человека, знающего физику и остающемуся лириком в душе!

  1. Проба пера.

Командами или группами (в парах) составить небольшое стихотворение о физическом законе, формуле или явлении.

Пример. 42 выпуск 25.05.08 г.

Длины волн и спектры света,
Знаем их уже давно.
Много знаем мы о силе,
О законах ничего.
Это долго мы учили,
Проходили каждый день.
И учебник к концу года
Изучили мы совсем.

Максимально – 5 баллов.

  1. Игра «Крокодильчик»
  • задумать физический термин, изобразить его только мимикой и жестами;
  • задумать литературное произведение и его название объяснить мимикой и жестами.

Одна команда показывает, другая отгадывает, и наоборот. По 2 балла каждой команде за каждое задание (если правильно изобразили и правильно отгадали).

  1. Защита явления

Каждая команда выбирает себе «подзащитного» - физическое явление, закон, прибор и т. д. Команда должна найти все достоинства своего и недостатки чужого (команды-соперницы) «подзащитного».

Члены каждой команды вначале говорят о плюсах своего «подзащитного», потом слушают о его минусах.

Побеждает та команда, которая найдёт максимальное число преимуществ у своего «подзащитного» и максимум недостатков у «подзащитного» соперников. Команда-победительница получает максимальное число очков – 5 баллов.

Например:

  • трение – тяготение;
  • закон сохранения энергии – закон тяготения;
  • ДВС – паровая турбина и т.д.
  1. Физика и русский язык

Вопросы:

  • Где должно быть поставлено ударение в фамилии английского учёного, открывшего три закона движения? Напишите эту фамилию и поставьте ударение. (2 очка).
  • Как правильно сказать: микрометр или микрометр? (1 очко).
  • Как по-русски нужно читать фамилию физика, который экспериментально подтвердил закон всемирного тяготения, если по-английски она пишется так: Cavendish? (1 очко).

Ответы:

  • Все английские фамилии имеют ударение на первом слоге, значит Ньютон.
  • Верны оба варианта. Только первое слово означает прибор для измерения малых размеров, а второе – единица длины.
  • Читается Кэвендиш
  1. Пословицы и физика.

Составьте пословицу и дайте ей физическое или нравственное толкование.

  • Яблоко – яблоня
  • Шило – мешок
  • Коса – камень
  • Язык – дело
  • Руки - скука
  • Лес – дрова

Ответы:

  • Яблоко от яблони не далеко падает.
  • Шила в мешке не утаишь.
  • Нашла коса на камень.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
  • Чем дальше в лес, тем больше дров).

Максимально – 12 очков (по 2 очка за пословицу).

  1. Конкурс капитанов.

Блицтурнир. Вопросы:

  • Почему скольжение тяжелогружёных санных поездов по ледяным дорогам происходит с довольно малым сопротивлением? (Водяная плёнка уменьшает трение).
  • Почему вода, замерзая в трещинах, разрушает горные породы? (Увеличивается объём).
  • Почему зимой в сильные морозы реки не промерзают до дна? (При 40С наибольшая плотность и прекращается конвекция).
  • Когда быстрее распространяются звуки: зимой или летом? (Летом).
  • Когда больше весит килограммовая гиря: зимой или летом? (Днём гиря больше весит летом, чем зимой, а в ночное время зимой гиря тяжелее, чем летом).
  • Если шар, гладкий куб и цилиндр будут одновременно пущены вниз по наклонной плоскости, какой предмет окажется первым внизу? Коэффициент трения считаем равным нулю. (Куб, маар, цилиндр).
  • Кто прав?
    Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединённых последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Изменилось ли общее количество света, даваемое гирляндой?
    Семён ответил: «В комнате будет темнее – ведь лампочек стало меньше».
    Олег возразил: «Комната будет освещена сильнее – ведь каждая лампочка теперь горит ярче».
    Аркадий ответил: «Освещённость комнаты не изменится». Кто прав? (Ответ: Прав Олег. Общее сопротивление гирлянды уменьшилось, а напряжение в сети осталось прежним. Поэтому мощность, выделяемая гирляндой увеличится и света она будет давать больше).

За каждый верный ответ капитан приносит своей команде 1 очко.

  1. Кроссворд «Футбол»

Игру начинать и продолжать после забитого гола с центра поля. Следующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова (слова не ломаются), игра идёт до тех пор, пока слово не окончится на букву в воротах (забит гол). Слова идут по горизонтали, по вертикали и по диагоналям.

Вопросы:

  1. Роман Гончарова.
  2. Движение воздушных масс.
  3. Литературный жанр.
  4. Имя известного физика.
  5. Произведение устного народного творчества. (ГОЛ)
  6. Физическая величина.
  7. Древнегреческий учёный.
  8. «Анчар - … яда».
  9. Жанр с высоким торжественным слогом. (ГОЛ)
  10. Единица измерения физической величины.
  11. Пьеса Островского «Доходное …».
  12. Произведение Войнич.
  13. Утверждение. (ГОЛ)
  14. Автор произведения «Алые паруса».
  15. Произведение из сборника «Петербургские повести» (Гоголя).
  16. Средство борьбы с усталостью.
  17. Богиня победы.
  18. Единица измерения площади. (ГОЛ)
  19. Пластичный материал.
  20. Игровая площадка.
  21. Человек с твоим именем. (ГОЛ).

(ОТВЕТЫ: 1. Обрыв. 2. Ветер. 3. Роман. 4. Нильс. 5. Сказка. 6. Сила. 7. Архимед. 8. Древо. 9. Ода. 10. Ом. 11. …место. 12. Овод. 13. Да. 14. Грин. 15. Нос. 16. Сон. 17. Ника. 18. Ар. 19. Воск. 20 Корт. 21. Тёзка).

Счёт 2 : 3

Количество очков зависит от количества забитых голов. Сколько голов сумели забить в ворота, столько очков добавили своей команде.

  1. Подведение итогов

Подсчёт общего количества набранных очков, выявление команды победительницы и награждения лучших.

Л. Ландау говорил: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас всё остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усечённая физика, если хотите – выхолощенная. Я, например, в неё не верю … любая замкнутость прежде всего свидетельствует об ограниченности… Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик».

Я думаю, что очень нужна каждому и физика, и лирика. И была бы рада, если бы среди вас было как можно больше моих единомышленников. Успехов вам в физике и лирике!

Презентация