Открытый урок музыки. Тема: "Король вальсов"

Разделы: Музыка


Цель урока: обобщить знания учащихся о художественных направлениях в музыке, по незнакомому произведению определить направление, которое представляет композитор.

Задачи урока:

  1. Развивающие: Развивать умение определять на слух представителей художественных направлений барокко, классицизма, романтизма, делать самостоятельные выводы и  аргументировать их.
  2. Образовательные:Учить анализировать музыкальные произведения, сравнивать, выделять главное.
  3. Воспитательные:Приобщать учащихся к «золотому фонду» мировой музыкальной культуры.

Оборудование урока: фортепиано, портреты композиторов, музыкальный центр, таблицы, компакт-диски, тетради.

Музыкальный материал: Вальсы Иоганна Штрауса « На прекрасном голубом Дунае», «Сказки Венского леса»;  концерт Антонио Вивальди «Зима»; «Токката и фуга ре-минор» Иогана Себастьяна Баха; «Маленькая ночная серенада» Вольфганга Амадея Моцарта;  Людвиг ван Бетховен «Лунная соната»; Ф. Шуберт «Лесной царь», попурри на музыку Петра Ильича Чайковского.

Ход урока

1) Организационный момент:

Музыкальное приветствие, распевание;

2) Вступительное слово:

Учитель: На уроке мы продолжим работу над темой полугодия «Художественные     направления  в музыке». Сейчас мы с вами внимательно прослушаем новое музыкальное  произведение  и попробуем определить его художественное направление. Слушать музыку – это искусство, которому надо учиться.

Звучит фрагмент музыки И. Штрауса « На прекрасном  голубом  Дунае»

3)Анализ: учащиеся разбирают произведение по вопросам:

  1. Характер, настроение
  2. Направление , стиль
  3. Композитор
  4. Склад
  5. Жанр
  6. Музыкальная форма
  7. Динамика
  8. Темп
  9. Музыкальный образ

Учитель (У): Вы правильно уловили настроение, характер, склад, жанр.

Дети (Д): - Это вальс.

У: Тема урока - «Король вальсов». Так называли автора прозвучавшего произведения. А фамилию    мы узнаем немного позднее. При анализе по таблице, на вопрос о направлении и стиле произведения, ваши мнения разделились. Были выдвинуты две версии – классицизм и романтизм. Чтобы достичь основной цели нашего урока  (определение художественно го направления),  давайте сначала вспомним характерные особенности известных нам направлений.

4)Повторение и обобщение стилей и направлений:

У: По фрагментам определите композиторов и направления,  которые они представляют.

Звучат фрагменты.1) «Зима» А. Вивальди
2) «Токката и фуга ре минор» И. Баха.

У: - Кто сочинил эти произведения?

Д: - Вивальди, Бах

(показ портретов)

У: - К какому направлению отнесём творчество этих композиторов?

Д: - барокко

У: - Вспомним, что характерно для барокко?

Работаем по группам (класс разделён на две группы). Учащиеся одной группы поочерёдно задают вопросы другой:

Вопрос:

Ответ:

Перевод слова «Барокко»

- странный, причудливый

Идеи стиля барокко

- человек и общество.

Особенности барокко

- пышность, вычурность, экспрессивность.

Склад барокко

- полифонический.

Жанры стиля

- опера, концерт, кантата.

Композиторы

- Вивальди, Бах, Гендель.

У: - Какой композитор более двухсот лет был в забвении?

Д: - Антонио Вивальди!

У: - Несмотря на то, что Вивальди жил более трёхсот лет назад, его музыка любима и в наш  XXI век она звучит повсюду : в кино, в рекламах. О Вивальди слагали песни
.
(Исполнение песни С. Никитина «Под музыку Вивальди»)

Звучат следующие фрагменты: 1. «Маленькая ночная серенада» В. Моцарта,
2. «Лунная соната» Л.Бетховена, в исполнении учащейся 8-го класса,  Захаровой Анны.

У: - Фрагменты каких композиторов прозвучали?

Д: - Моцарта, Бетховена

(показ портретов)

У: - Какое направление они представляли?

Д: - Классицизм.

У: - Повторим характерные особенности классицизма.

Работаем по группам (класс разделён на две группы). Учащиеся одной группы поочерёдно задают вопросы другой:

Вопрос:

Ответ:

Век

- XVIII,

Идеи

- противоречие человека и общества

Особенности

- гармоничность, строгость, благородство.

Склад

- гомофонно -  гармонический

Жанры

- симфония, соната, сонатная форма.

Композиторы

- И. Гайдн, В. Моцарт,  Л. Бетховен

У: - Слушаем следующие фрагменты: 1. «Лесной царь» Ф. Шуберта,
2. Попурри на музыку П. Чайковского

У: - Фрагменты каких композиторов прозвучали?

Д: - Шуберта, Чайковского.

У: - Какое направление они представляют?

Д: - Романтизм.

У: - Кто основоположник этого направления?

Д: - Ф. Шуберт

У: - Какие жанры появились в это время?

Д: - Малые жанры.

У: - Почему?

Д: - Идеи романтизма  это внутренний мир человека,  его чувств и переживаний,  для    раскрытия которых,  наверное, достаточны  были  небольшие  произведения: баллады, ноктюрны, поэмы,

У: - Вы хорошо усвоили эти направления. Теперь мы подошли к цели нашего урока.

5) Определение направления:

У: - Какое же направление представляет проанализированное вами произведение? При ответе на вопрос обратите пристальное внимание на таблицу с особенностями перечисленных направлений. <Рисунок1>

 (Снова звучит вальс)

У: - Определите направление и аргументируйте свои выводы.

Дети работают по группам.

Ответ первой  группы: - Романтизм. Мелодия вальса лиричная, мечтательная. Она  звучит легко и празднично.  Это гомофонно-гармонический склад музыки.

Ответ второй  группы: - Романтизм.  Вальс – малый жанр.  Этот танец приобрел  популярность в XIX веке. Образ музыки  - мечтательный, счастливый.

У: - Вы совершенно правы! Прозвучал вальс, который появился в XIX веке, музыка  действительно очень лирична, празднична, и легко воспринимается на слух.  Для других направлений , таких как  барокко  и классицизм,  это не подходит! Этот вальс называется «На прекрасном голубом Дунае».

Имя композитора вы узнаете из слов песни Колмановского на стихи Рождественского  «Вальс о вальсе».

 (Исполнение песни)

У: - Кто же композитор?

Д:  - Штраус.

(Запись на доске фамилии композитора).

У: - На уроке вы справились со сложной задачей – определили самостоятельно направление, сумели грамотно доказать правильность своих ответов.

Сегодня на уроке мы только слегка прикоснулись к музыке замечательного  австрийского композитора XIX века, яркого представителя романтизма – Иоганна Штрауса-младшего!

(Показ портрета).

У: - После первого концерта  девятнадцати летнего композитора ,15 октября 1844 года,  мальчишки, размахивая газетой «Весенние новости»,  кричали сенсационную новость: «Добрый вечер, Штраус - отец!  Доброе утро,  Штраус - сын!». С этого дня началось восхождение к  «олимпу славы»  Штрауса – сына. Его по праву называли королём вальсов. Им написано более пятисот пьесс  танцевального характера,  из которых  большинство  –  вальсы, польки и мазурки,  звучащие и по сей день.

Наше знакомство с музыкой И. Штрауса мы продолжим на следующем уроке.

6) Домашнее задание:

Выясните, к какому крупному театральному жанру обращался Иоганн Штраус  по совету ближайшего друга Оффенбаха.  В этом жанре И. Штраус создал 16 своих творений.

(Под музыку вальса «Сказки венского леса» учащиеся покидают кабинет.)