Авторская программа по фигурному катанию для учащихся общеобразовательной школы (5-9-й классы)

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


На основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 ноября 1995 года № 1355/11 «О занятиях по физической культуре в зимний период» учитель имеет право подбирать самостоятельно содержание занятий, основываясь на интересах учащихся.

В связи с трудностями организации занятий по лыжной подготовке с учащимися 1-11 классов (большая стоимость инвентаря, отсутствие прокатных пунктов и т. д.) Министерство образования считает возможным в тех школах, где указанные обстоятельства имеют место, заменить занятия лыжной подготовки на занятия на коньках.

Катание на коньках весьма распространено в России. Скоростной бег стоит на высокой степени развития. Хоккей также постепенно захватывает самые широкие круги населения. И третья область конькобежного спорта - фигурное катание – все более становится популярным среди  школьников и молодежи. Теперь же, когда спорт, поддержанный правительством, возрождается и захватывает  широкие массы, фигурного катания на коньках  становится все более доступным  для всех слоев населения. Доступность спортивного инвентаря для школьников, дает возможность использование его на уроках физической культуры. Катание на коньках таит в себе очень большие возможности, чрезвычайно интересную и разнообразную работу над собой, которая может весьма заинтересовать и даже увлечь каждого.

Современное фигурное катание является обширной и детально разработанной системой, ставящей перед конькобежцем ряд конкретных задач, расположенных в порядке возрастающей трудности, и требующих не только точного вычерчивания тех или иных фигур, но и определенного положения тела во время исполнения фигуры, вытекающего, главным образом, из эстетических требований. Школьное катание заключается в исполнении тех или иных заранее определенных фигур, причем главным требованием является точность вычерчивания заданных фигур на льду и правильность, красота и свобода движений и положений.

Развитие мускулатуры, даваемое фигурным катанием, сравнительно незначительно вследствие слабой нагрузки и небольшой утомляемости. Но именно вследствие этих качеств фигурное катание окажется весьма подходящим спортом для учащихся в возрасте от 8 до 16 лет.

Данная программа рекомендована для учащихся основной школы (5-9 класс), и рассчитана на 16 часов.

1 год обучения - знакомство с элементами фигурного катания.
2 год обучения – разучивание подводящих элементов.
3 год обучения – повторение и совершенствование ранее разученных фигур.
4 год обучения – соединение элементов в произвольную программу.
5 год обучения – совершенствование произвольной программы.

Задачи и цели курса.

  • развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, совершенствование элементов фигурного катания;
  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью;
  • освоение знаний о фигурном катании: о его связи с физическим и эстетическим воспитанием, его роли в формировании здорового образа жизни и сохранении творческого долголетия;
  • формирование знаний о физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, творческого опыта в индивидуальных и коллективных формах занятий фигурным катанием;
  • активное внедрение в быт учащихся зимних видов спорта с целью воспитания привычки к систематическим, самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
  • воспитание у учащихся навыков по организации занятий по фигурному катанию с целью подготовки их к общественной работе;
  • спортивное совершенствование учащихся в фигурном катании на коньках.

Форма преподавания.

Беседа, практикум, урок – тренировка.

Форма контроля.

Отметки. Каждая обязательная фигура оценивается отметками «2»-«5», которые означают:

«2» - не исполнил фигуру;
«3» - удовлетворительно;
«4» - хорошо;
«5» - безукоризненно.

При постановке отметки прежде всего принимается во внимание правильность рисунка на льду; во-вторых — положение тела и правильность движений; в-третьих — величина фигур и в-четвертых — покрытие следа при троекратном повторении фигуры. Эти четыре требования, по возможности, располагаются в указанном порядке.

Правильность рисунка.

Для правильности рисунка необходимо соблюдение следующих условий: направление продольной и поперечной осей симметрии не должно изменяться при троекратном повторении фигуры. Продольною осью симметрии считается линия, проходящая через середину фигуры по ее длине и делящая ее на две равные части; поперечная ось проходит через середину фигуры под прямым углом к продольной оси.

Величина обеих половин фигуры (по ту и другую сторону от поперечной оси) должна быть приблизительно одинакова, расположение частей фигуры должно быть приблизительно симметричным относительно обеих осей.

Голландский шаг не должен иметь впадин и должен быть как можно полнее, т. е. конец должен быть близко к началу.

Тройка острием своим должна лежать на продольной оси симметрии и обе дуги должны иметь, по возможности, одинаковую величину.

Средняя дуга двойной тройки должна пересекать продольную ось фигуры под прямым углом; величина всех трех дуг должна быть приблизительно одинакова. Петля должна быть продолговатая, без заострения на конце; продольная ось петли должна совпадать с продольной осью симметрии, обе дуги должны иметь приблизительно одинаковую величину.

Параграф должен иметь плавную перетяжку, с переменой ребра конька на продольной оси фигуры. При исполнении целой восьмерки на одной ноге, перемена ребра должна происходить вблизи начальной точки первой дуги, а вторая дуга должна оканчиваться там же и иметь приблизительно тот же размер, что и первая.

При крюке и выкрюке не должно быть перемены ребра конька, повороты должны производиться поблизости продольной оси.

Скобка должна быть сделана на одном и том же ребре конька, как до, так и после поворота 1); острие скобки должно лежать на продольной оси фигуры; обе дуги должны иметь одинаковую величину.

Фигурным катанием можно заниматься в любом возрасте. Ежедневные посещения катка, не требующие долгих сборов и поездок, оказывают помимо удовольствия, большое гигиеническое, влияние. В течение двух уроков физической культуры можно успеть побывать на катке, провентилировать легкие и освежиться движением на воздухе.

Приложение №1. Учебный материал к авторской программе по фигурному катанию для учащихся общеобразовательной школы. (5-9 класс).

Приложение №2. Список школьных фигур, принятый Международным Союзом конькобежцев.