Проверочная работа по выявлению сформированности естественно-математической грамотности

Разделы: Математика, Физика


1. Цель работы:

  1. Определить уровень компетентности учащихся 7-х классов в области биологии, географии, математики и физики с целью выявления сформированности их естественно-математической грамотности.
  2. Реализовать дифференцированный подход в системе контроля уровня усвоения и качества знаний.

2. Документы, определяющие содержание проверочной работы:

  1. Временные требования к Обязательному минимуму содержания основного общего образования (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236).
  2. Обязательный минимум содержания (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 30.06.1999 г. № 56).
  3. Федеральный компонент Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ от 05.03.2004 г. № 1089).
  4. Примерные программы основного общего образования. – М.: Дрофа, 1999 год.

3. Общая характеристика содержания проверочной работы

При разработке заданий учитывались тенденции, связанные с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения.

В результате анализа программных требований в качестве объекта контроля было выбрано несколько составляющих:

  • умение извлекать информацию, заданную в неявном виде;
  • умение связывать информацию, обнаруженную в тексте задания, со знаниями из других источников;
  • умение искать в тексте заданий доводы, факты, признаки для узнавания или описания объектов и явлений;
  • умение выдвигать гипотезы (суждения) на основе описанного опыта или жизненной ситуации;
  • умение осуществлять переход от одной формы предоставления информации к другой;
  • умение переходить от одной формы записи чисел к другой;
  • умение использовать (представлять) информацию в виде символов, схем, таблиц и т.д.
  • умение пользоваться основными единицами измерения величин;
  • умение использовать математические формулы для решения практических задач;
  • умение выполнять арифметические действия;
  • умение решать текстовые задачи;
  • умение «увязывать» жизненный опыт со школьными знаниями;
  • умение связывать элементы информации воедино.

4. Примерный перечень требований к уровню образовательных достижений учащихся 7-х классов

  1. Уметь извлекать информацию из различных видов текста (таблиц, графиков, схем, диаграмм, карт, символов и т.д.)
  2. Знать основные понятия, сведения, закономерности, характеристики по учебным предметам (биологии, географии, математики, физики).
  3. Уметь выдвигать гипотезу (суждение).
  4. Уметь составлять алгоритм действий при решении задач или выполнении задания.
  5. Владеть навыками решения учебных задач.
5. Общая характеристика структуры проверочной работы

Работа построена как космическое путешествие на загадочную планету и состоит из 2 частей, включающих 27 заданий, которые выполняются учениками последовательно.

I часть проверочной работы состоит из 2-х этапов (подготовки к полету и обследования космического корабля) и включает задания с выбором одного верного ответа (задания № 1 - № 9), выбора трех элементов правильного ответа из шести (задания № 10 и № 11), определения последовательности выполнения работы (задания № 12), на установление соответствия (задания № 13, № 14 и № 15), решения математических задач (№ 16 и № 18), определения объекта по некоторым признакам (задание № 17).

II часть состоит из 2-х этапов (управления полетом и посещения загадочной планеты), включает задания, в основе которых лежат схемы, графики, чертежи, рисунки и таблицы (задания № 1, № 2, № 5 - № 6, № 8), текстовая задача по алгебре (№ 3) и задача по геометрии (№ 7), задача по биологии на соответствие (№4), комплексная задача (№ 8) и творческие задания (№ 9).

В проверочной работе можно выделить задания 3-х уровней:

Уровень

I вариант

II вариант

часть 1

часть 2

часть 1

часть 2

Базовый

14

-

14

-

Повышенный

4

8

4

8

Высокий

-

1

-

1

Приложения:

    1. Структура работы
    2. Инструкция по проведению мониторинга
    3. Инструкция для учащихся
    4. Инструкция по оцениванию
    5. Контрольно-измерительные материалы 1 вариант
    6. Контрольно-измерительные материалы 2 вариант
    7. Коды правильных ответов
    8. Шкала оценивания

Литература:

  1. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра 7-9. Тесты. Мнемозина, 2005.
  2. Е.Е. Тульчинская. Алгебра-7. Блиц-опрос. Мнемозина, 2005.
  3. М. Б. Волович, Алгебра-7. Рабочая тетрадь. Мнемозина, 2003.
  4. П. И. Алтынов, Тесты. Алгебра, 7 – 9 классы. Дрофа, 2004
  5. Атанасян Л. С. и др. Геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений.
  6. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Геометрия. Дидактические материалы для 7 класса.
  7. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 – М., Просвещение, 2003-2007
  8. Пёрышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 – М., изд. «Экзамен», 2006.
  9. Кирик Л.А. Физика-7. Самостоятельные и контрольные работы– М. «ИЛЕКСА», 2006.