"Приборы для измерения давления". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Цели: Знакомство с работой и устройством барометра-анероида и манометров.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
    • Более глубокое изучение предмета с опорой на современные технологии и наглядность.
    • Знакомство с приборами для измерения давления, устройством, принципом работы этих приборов и использовании их в жизни.
    • Закрепление понимания факта, что атмосферное давление с высотой уменьшается.
  2. Воспитательные: Умение слушать друг друга и адекватно оценивать ответы.
  3. Развивающие:
    • Развитие умений обобщать и делать выводы.
    • Развитие навыка самостоятельного поиска знаний и практического их применения.

Оснащение урока.

  • Мультимедийный компьютер с программой PowerPoint.
  • Презентация «Барометр-анероид и манометры» Приложение.
  • Приборы: барометр-анероид, жидкостный и металлический манометры.

Для создания презентаций использовались материалы учебника и информация, полученную в Интернете на сайте www.fizika.ru, в частности там были взяты картинки, вставленные в презентацию.

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Этап: повторение.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас урок-презентация. На предыдущих уроках вы убедились в том, что существует атмосферное давление, узнали что атмосферное давление можно измерить с помощью прибора изобретенного итальянским ученым Эванжеллиста Торричелли.

3. Этап: Барометр-анероид.

А теперь мы узнаем как устроен барометр-анероид.

Что же из себя представляет барометр-анероид и для чего он предназначен?

В практике для измерения атмосферного давления используют барометр-анероид. Его называют без жидкостным , потому что он не содержит ртути.

А теперь выясним как устроен этот прибор.

  1. корпус
  2. гофрированная коробочка
  3. стекло
  4. шкала
  5. пружинящая пластина
  6. стрелка
  7. ось

Откройте учебник на странице 105 и прочитайте устройство прибора.

А теперь рассмотрите вид сбоку и попробуйте назвать части прибора.

Ученик:

  • металлическая коробочка с волнистой поверхностью.
  • Пружина.
  • Передаточный механизм
  • Стрелка-указатель.

Одинаковое ли давление будет показывать барометр на первом и втором этаже нашей школы?

Ученик : Давление на первом этаже будет выше чем на втором этаже.

Учитель: Как вы думаете, почему?

Ученик: С высотой давление уменьшается.

При подъеме на каждые 12 м давление уменьшается на 1 мм рт. ст. Поэтому их можно назвать высотомеры.

Учитель: А какое давление мы считаем нормальным? И чему оно равно?

Ученик: Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0°С, называется нормальным атмосферным давлением. Нормальное атмосферное давление равно 101 300 Па=1013 гПа.

Учитель: Ребята, рассмотрите шкалу барометра-анероида. Назовите предел измерения прибора.

Ученик: 720мм.рт.ст. – 780мм.рт.ст.

Учитель: Чему равна цена деления прибора?

Ученик: 1мм.рт.ст.

Учитель: Закройте глаза, слушайте меня и представьте то, о чем я буду говорить. Я буду загадывать вам загадки, тот, кто знает отгадку скажет ответ.

Сначала – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск.
(Молния, гром, дождь)

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе.
(Туча)

Цветное коромысло
Над лесом повисло.
(Радуга)

Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте! Кто там?
(Ветер)

Летит – молчит,
Лежит – молчит.
Когда умрет, тогда заревет.
(Снег)

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака.
(Барометр)

Учитель: Чем объединены эти загадки?

Ученик: Речь идет об атмосферных явления.

Учитель: Все о чем шла речь в загадках существует на земле только потому, что земля обладает атмосферой. Но в Солнечной системе не все планеты имеют атмосферу.

Окрашен космос в черный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня,
Здесь нет земной голубизны,
Здесь виды странны и чудны,
И звезды сразу все видны,
И Солнце, и Луна.
В. П. Лепилов г. Астрахань.

4. Этап: Манометры.

Учитель: Переходим ко второй части урока. Манометры.

Манометры служат для измерения давлений больших или меньших атмосферного.

Манометры бывают 2 видов: жидкостные и металлические. Рассмотрим устройство жидкостного манометра.

  • Двухколенная стеклянная трубка.
  • Резиновая трубка.
  • Шкала.

Принцип действия жидкостного манометра.

Чем глубже погружают в жидкость коробочку, тем больше становится разность высот столбов жидкости в коленах манометра, тем, следовательно, и больше давление производит жидкость.

Учитель: Откройте учебник на странице 109 и прочитайте устройство металлического манометра. И расскажите принцип его работы.

Ученик: При увеличении давления трубка выпрямляется.

При уменьшении давления трубка благодаря своей упругости возвращается в прежнее положение, а стрелка - к нулевому делению шкалы.

 5. Этап – Закрепление.

Учитель: А теперь проверим, как вы усвоили тему. Приготовьте листочки, подпишите и пронумеруйте от 1 до 10. Писать только окончание предложения.

Понятийный диктант.

1. Металлический барометр, в переводе с греческого – безжидкостный – называется ….… анероид

  1. Цифрой 2 на рисунке обозначена …гофрированная коробочка
  2. Цифрой 4 на рисунке обозначена …шкала
  3. Атмосферное давление, равное давлению столба ртути высотой 760 мм при температуре 0°С, называется …нормальным
  4. Давление атмосферы уменьшается на 1 мм при подъеме на каждые …12 м
  5. Прибор для измерения давлений больше или меньше атмосферного называется …манометр
  6. В сосуде на рисунке В давление … атмосферного меньше
  7. Манометр на рисунке называется …металлическим
  8. Цифрой 1 на рисунке обозначена …Металлическая трубка
  9. Цифрой 3 на рисунке обозначена …стрелка

В конце урока листочки собираются, и проводится самопроверка по готовым ответам на экране. Кто ответил на 5? На 4?

6. Этап – Итог урока.

Учитель: Итак, ребята, мы познакомились с приборами для измерения давления. Назовите эти приборы?

Ученик: Барометр и манометр.

Учитель: Выберите из 4 предложенных слов два, которые относятся к барометрам.

Ученик: Анероид и Торричелли

Учитель: . Как вы думаете, какой из них удобнее в использовании? Почему?

Ученик: Барометр- анероид.

Учитель: Какие вы знаете манометры?

Ученик: Жидкостный и металлический.

Учитель: Какой более практичный в использовании? Почему? Где в жизни вы встречали использование манометров?

Ученик: Измерение давления при наполнении газом баллонов, в пресса.

На этом урок закончен. Спасибо всем за работу, все сегодня на правильно отвечавшие получат оценку - отлично, остальные оценки будут уточнены после проверки диктанта.

7. Домашнее задание.

П. 43-45. Упр. 21 (2).