Классный час в начальной школе. Тема: "Путешествие по Москве"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Пояснительная записка

Классный час был проведён во 2-м классе, возраст учащихся 8–9 лет.

Были поставлены цели и задачи:

  • развить познавательный интерес к изучению родного края;
  • познакомить детей со столицей нашей Родины;
  • расширить знания и привить желание познать свой край;
  • воспитывать любовь и гордость к России;
  • путешествовать по родному краю;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • создать хорошее настроение.

Путешествие как форма воспитательной работы получила большое распространение в работе классных руководителей начальных классов. Это яркая, эмоциональная игровая формы работы. Здесь свои отличительные особенности:

  • наличие схемы (карты) путешествия;
  • в схеме отмечены все остановки, на которых предстоит побывать ученикам;
  • определяется транспорт, на котором будут путешествовать дети;
  • перемещение от одной достопримечательности к другой сопровождается музыкальными заставками, стихами, песнями;
  • в путешествии в обязательном порядке включаются элементы игры (распределение ролей, форма участников);
  • путешествие заканчивается в том месте, где начиналось.

Весь урок построен на межпредметной интеграции, где она является важным путём для преодоленя недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

Содержательный и целенаправленный интегрированный урок (классный час) вносит в привычную структуру школьного воспитания и обучения новизну, и имеет определённые преимущества:

  • повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, что способствует уровню воспитанности и обученности;
  • способствует формированию целостной научной картины мира;
  • позволяет систематизировать знания;
  • способствует развитию устной и письменной речи, помогает глубже понять лексическое значение слова;
  • способствует развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления.

Классный руководитель при проведении таких уроков воспитывает и развивает личность каждого ученика.

Путешествие организовала классный руководитель 2-го класса Левичева Р.М. Накануне путешествия, учащиеся посмотрели фильм о Москве, читали книги, работали с пословицами о столице, разгадывали кроссворды, рассказывали стихи. Воображаемое путешествие началось с “посадки” на борт самолёта “ТУ- 154”, где вежливые стюардессы (девочки в форме бортпроводниц) помогли сесть на свои места, а во время полёта угощали конфетами и прохладительными напитками. В салоне самолёта звучала песня о Москве (О.Газманова), а также информация о Москве.

И вот, наконец, самолёт пошёл на посадку в столичном аэропорту Внуково, где школьников из города Добрянки ждал экскурсионный автобус. Автобус отправляется на экскурсию по городу. Экскурсовод сообщает краткие сведения об истории столицы и о сегодняшнем дне. Затем автобус отправляется на Красную Площадь, где экскурсовод рассказывает о главной площади в столице. Потом экскурсия продолжается в Кремле, где дети знакомятся с Кремлёвским Дворцом Съездов, могилой “Неизвестного солдата”, рассматривают “Царь – Пушку”, “Царь - Колокол” и прослушивают информацию. Экскурсовод рассказывает о “Спасской Башне”, где находятся знаменитые часы с курантами. Затем автобус проезжает мимо “Большого Театра” и отправляется на “ВДНХ”. После этого школьнику отправляются на самый большой стадион в Лужники.

Из рассказа экскурсовода узнают много нового и интересного о спортивных достижениях столицы.

На обратном пути в аэропорт, ребята рассказывают о том, что им больше всего понравилось, чем запомнилось путешествие, поют песни о Москве. Так закончилось это небольшое путешествие школьников в столицу. Цель достигнута – классный руководитель, познакомила детей с историческими и культурными достопримечательностями Москвы, постаралась привить им любовь и гордость к столице, сплотила коллектив, подняла настроение, настроила на путешествия по России.

Ожидаемый результат:

  • в повышении познавательного интереса детей, который проявляется во внеурочной деятельности;
  • в повышении уровня знаний учащихся, который, достигается благодаря использованию сведений из различных источников;
  • в эмоциональном развитии ребёнка, основанном на привлечении общения с музыкой, литературой, живописью;
  • в развитии творческой деятельности учащихся, результатом которой могут быть собственные сказки, рисунки, аппликации, поделки, что является отражением личностного отношения восприятия мира.

Цели урока:

  • развить познавательный интерес к изучению родного края;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • создание хорошего настроения.

Задачи:

  • познакомить детей со столицей нашей Родины;
  • расширить знания и привить желание познать свой край;
  • путешествовать по родному краю;
  • воспитывать гордость и любовь к России.

Оборудование:

  • костюмы бортпроводниц, схема путешествия, таблички с названиями остановок, магнитофон, компьютер, экран, проектор, фонограммы с песнями о Москве, слайды (ИКТ), книги о Москве, фотографии.

План урока

1) Сообщение темы и цели классного часа.

- У нас сегодня классный час на тему: “Путешествие по Москве”.

У каждого из вас есть дом, город, село, улица, школа – это всё наша Родина. Но есть в нашей стране город, который каждый может назвать своим домом. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде стремятся в этот город люди. Они хотят побывать в театрах, побродить по площадям, проспектам, полюбоваться достопримечательностями. Это самый главный город- Москва.

- Кто из вас был в Москве?

- Что вам понравилось там?

- Где побывали?

- Какие памятники, площади, улицы запомнили?

2) Заочное путешествие по Москве.

- Сейчас мы отправимся с вами в заочное путешествие по Москве.

Экскурсоводом буду не только я, но и сами ребята.

Мы познакомимся с достопримечательностями города, жизнью москвичей, интересными событиями, получим много новой информации.

В Москву полетим на большом самолёте “ТУ – 154”.

Итак, путешествие начинается… (включаю слайды, фонограмму)

По трапу самолёта все поднимаемся в салон и удобно усаживаемся в кресло.

1-я бортпроводница.

- Добрый день уважаемые пассажиры.

Вы находитесь на борту самолёта “ТУ- 154”, следующий рейсом до Москвы. Полёт совершает экипаж под командованием пилота 1 класса Иванова Дмитрия Андреевича. Просьба пристегнуть привязные ремни и приготовиться к полёту. Наш полёт будет длиться 50 минут. За время полёта вам будут предложены прохладительные напитки, конфеты, журналы, газеты (в самолёте звучит песня о Москве О. Газманова).

2-я бортпроводница.

- Прослушайте информацию о Москве.

В одной старинной летописи написано “Князь великий Юрий Долгорукий взошёл на гору и обозрел с неё очами по обе стороны Москвы- реки и возлюбил сёла и повелел на месте том сделать мал деревян город и прозвали его званием реки той Москва- град”.

Москва впервые упомянута в летописи в 1147году. Этот год стал считаться годом рождения Москвы. Это было более 800 лет назад. Сначала вся Москва умещалась в стенах Кремля. Стены его первоначально были деревянные, потом белокаменные, а пять веков назад их сложили из крепкого красного кирпича. По верху стены видны двурогие зубцы. Их больше тысячи. Высота стен до 18 метров, а толщина 4,5 метра. Общая протяжённость крепостных стен 2 километра.

Город рос, Кремль стал центром большого города, город - центром большого государства.

(Учащиеся рассказывают стихи о Москве)

1-я бортпроводница.

- Наш самолёт пошёл на посадку в столичном аэропорту Внуково.

Счастливого вам, путешествия! (слайды)

Здравствуй, столица, здравствуй, Москва!
Здравствуй, московское небо!
В сердце у каждого эти слова
Как далеко бы он не был!

Около аэровокзала много автобусов. Один из них ожидает туристов из города Добрянка Пермского края. Все проходим к автобусу и отправляемся на экскурсию по городу.

3) Экскурсии.

1. Красная площадь (слайды)

- Каждый день в Москву приезжает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, в гости, в отпуск. И все они в любое время года идут на Красную площадь. И мы с вами отправимся туда.

Раньше на этой площади проводились ярмарки, многолюдные праздники, торжества. Народ одевался в красивую, яркую одежду и площадь была яркой, праздничной, красивой и получила название красная. Сейчас на этой площади походят военные парады, физкультурные праздники и демонстрации. Когда попадаешь на Красную площадь, чувствуешь, что самое главное здание на ней Мавзолей. У Мавзолея днём и ночью стоит почётный караул, который каждый час под бой Кремлёвских курантов меняется.

2. Кремль (слайды)

- Кремль - это не одно здание, а небольшой городок, старинное название крепости. Там можно побродить по улицам, посидеть в сквере, очутиться на площади. На высоком берегу реки Москвы, возвышаются стены крепостей. Крепости служили для защиты города от врагов. На башнях Кремля сияют рубиновые звёзды. На территории Кремля есть здание, которое сверкает среди теремов, как большая хрустальная шкатулка.

3. Кремлевский Дворец Съездов (слайды)

- Кремлёвский Дворец Съездов построен в 1961 году. Во Дворце Съездов проходили съезды партий. На этих съездах присутствовали лучшие люди страны. Сейчас там проходят праздничные концерты, детские новогодние ёлки, выпускные вечера.

4. “Царь-Пушка” (слайды)

- В Кремле есть памятники. Наиболее известный “Царь - Пушка”. Она весит около 400 тонн. Рядом с пушкой лежат огромные ядра. Пушку отлил русский мастер Андрей Чохов более 400 лет тому назад (1586 году).

5. “Царь-Колокол” (слайды)

- Это самый большой колокол из всех существующих в мире. Высота его 6метров 14сантиметров, весит 200 тонн. Его отлили отец и сын Маторины. Во время страшного пожара в 1737 году колокол получил повреждение от быстрой смены тепла и холода, образовались долевые трещины, откололся кусок в 11 с половиной тонн.

6. “Спасская Башня” (слайды)

- Одной из самых главных башен Кремля является “ Спасская Башня” (слайды). На этой башне находятся самые знаменитые часы с курантами. Во время Октябрьских боёв в 1917 году часы были повреждены снарядом, но затем были отремонтированы искусным слесарем Бере и художником- музыкантом Черемных. Они не только их исправили, но и научили исполнять мелодию (звучит бой Кремлёвских курантов).

7. “Могила Неизвестного Солдата”. “Вечный огонь” (слайды)

- Много раз пришлось отстаивать советским людям свою столицу. Суровой осенью 1941 года враг стоял у самых ворот столицы. Гитлер хвастался, что готов принять парад своих войск на Красной площади. Но не вышло! На Красной площади парад состоялся 7 ноября 1941 года, но не фашистских войск, а наш советский военный парад. Грудью заслонили свою столицу 28 героев- Панфиловцев. В память о тех, кто отстоял Родину, зажжён вечный огонь на “Могиле Неизвестного Солдата”. На мраморной плите золотыми буквами написано: “Ни кто не забыт, ни что не забыто”. У “Вечного огня” стоит тишина, люди принося сюда живые цветы и летом и зимой. За мужество в годы суровых испытаний и за трудовую доблесть Москва была награждена орденами и медалью “Золотая Звезда”. В1965году было присвоено звание город- герой.

8.Большой Театр” (слайды)

- Сейчас мы проезжаем мимо “Большого Театра”, которому более 200 лет. В нём проходят выступления оперы и балета. В одном из конкурсов балета принимала участие наша Пермская ученица хореографического училища (балерина) Надежда Павлова.

9. “ВДНХ” (слайды)

- Вот мы подъезжаем к Выставке Достижений Народного Хозяйства. Сюда из разных уголков нашей Родины люди присылали достижения своего труда. Перед нами главный вход. На ВДНХ много павильонов: “Животноводство”, “Машиностроение”, “Космос” и т. д.

10. “Стадион в Лужниках” (слайды)

- Сейчас мы отправимся на самый большой стадион в Лужники. Москва является одной из самых спортивных городов на свете. Летом в 1980 году здесь проходили 12 Олимпийские Игры. Сюда съехалось около 12 тысяч представителей из 140 стран пяти континентов.

4) Заключение. Итоги классного часа.

- Закончилось небольшое, но увлекательное заочное путешествие по Москве. Вы узнали много нового, познакомились с некоторыми историческими и культурными достижениями Москвы, встретили хороших друзей. В память о Москве предлагаю сфотографироваться (фотография класса).

Вопросы:

  • Что означает слово Москва?
  • Почему Красная площадь называется Красной?
  • Где находится Лобное место? Для чего оно служило?
  • Что особенно понравилось в путешествии?

Приложение 1

Приложение 2