Урок географии в 6-м классе. Тема: "Внутреннее строение Земли"

Разделы: География


Тема: Внутреннее строение Земли.

Цели:

  • сформировать представление о внутреннем строении Земли;
  • ознакомить детей  с внутренними слоями: земная кора, поверхность Мохоровичича, мантия, ядро.

Оборудование:

  • модель «Внутреннее строение Земли»,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • интерактивная доска,
  • диск Кирилла и Мефодия «Уроки географии. 6 класс»,
  • презентация (Приложение)

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
    1. Географический диктант
    2. Фронтальный опрос
  3. Работа над новым материалом.
  4. Первичное закрепление.
  5. Задания для закрепления. (Тестирование)

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Повторение пройденного материала

– Мы с вами закончили изучение большой и сложной темы «Географическая карта».
– Что называется географической картой? (Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.)
– Чем карта отличается от плана местности? (масштаб, условные знаки, территория)

Географический диктант (Приложение, слайд 1)

На доске:

  1. Глобус
  2. Карта
  3. Меридиан
  4. Параллель
  5. Широта
  6. Долгота
  7. Экватор
  8. Восток
  9. Полюс
  10. Запад

Определения:

  1. Окружности, условно проводимые на поверхности Земли параллельно экватору.
  2. Расстояние до какой – либо точки на земной поверхности от нулевого меридиана, выраженное в градусах.
  3. Точки земной поверхности, через которые проходит условная ось Земли.
  4. Сторона горизонта, имеющая азимут 270.
  5. Самая большая параллель.
  6. Расстояние до какой-либо точки земной поверхности от экватора, выраженное в градусах.
  7. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости.
  8. Сторона горизонта, имеющая азимут 90.
  9. Условно принятые линии на поверхности земного шара, проводимые от полюса к полюсу.
  10. Модель земного шара.

Взаимопроверка.

Ответы: 4, 6, 9, 10, 7, 5, 2, 8, 3, 1.

– Молодцы. Вы справились с заданиями.

III. Работа над новым материалом (Приложение, слайд 2.)

– Мы приближаемся к новой теме и совершим увлекательное путешествие на корабле, но корабль наш непростой, а современнейший, способный проникать сквозь  недра нашей Земли. Постепенно углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с её внутренним строением. Свои данные вы будете заносить в рисунок.

(У каждого раздаточный материал, впоследствии рисунок вклеивается в тетрадь).

– Если сравнить нашу планету с яйцом, то получим некоторое сходство: (Приложение, слайды 3, 4).

Скорлупа – земная кора
Белок – мантия
Ядро – желток

– Наш корабль находится в самом центре Земли. Что же у Земли внутри?  (Показать модель «Внутреннее строение Земли»)

Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают рисунок)
Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см  весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы. (Показать серу)

Диск Кирилл и Мефодий «Уроки географии 6 класс». Урок 22. стр. 4 (видеофрагмент).

– Наш корабль исследует далее недра Земли.
– Какой следующий слой  встречается нам на пути? (Мантия)
– Мантия в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты. Верхний слой мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» – слабый) Сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Слой более пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит «смазкой», по которой перемещаются плиты.

Диск. С.11 (рис. Положение материков в различные эпохи)

(Ученики делают рисунок)

– Наше путешествие по недрам Земли продолжается.
– Какой следующий слой встречается нам на пути? (Земная кора)
– Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5–17 км под океанами. Это твёрдая оболочка. Делится на 2 типа:

  • океаническую
  • материковую

Диск. С. 13 (рис. Строение материковой и океанической земной коры)

(Ученики делают рисунок)

Как видно на рисунке океаническая кора состоит из 2-х слоёв: осадочного и базальтового. Материковая  кора состоит из 3-х слоёв: базальтового, гранитного, осадочного. Она более мощная. (Показать породы). С глубиной в земной коре увеличивается давление и температура. На каждые 100 м температура повышается на 3 градуса.

Решите задачу. (Приложение, слайд 5)

Рассчитайте примерную температуру горных пород в угольной шахте, если её глубина 1600 м, а температура слоя, с которого начинается повышение 5 . (Решение на интерактивной доске)

1600 : 100 * 3 + 5 = 53

– В 1909 году на Балканском полуострове, около г. Загреба произошло сильное землетрясение. Хорватский геофизик Андрия Мохоровичич, изучая сейсмограмму, записанную в момент землетрясения, заметил, что на глубине 30 км скорость волн заметно увеличилась. Данное наблюдение подтвердили и другие сейсмологи. Значит, существует раздел, ограничивающий снизу земную кору. Для его обозначения приняли особый термин – поверхность Мохоровичича (Мохо).

(Ученики делают рисунок)

Диск С. 9 (видеофрагмент «Строение литосферы».)

Литосфера – каменная оболочка Земли.

– Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Мы с вами оказались на поверхности Земли. Как вы думаете, возможно ли такое путешествие в недра нашей удивительной планеты? (Нет)
– Почему? (Давление, температура)
– Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри?
– Существуют 2 современных метода изучения. Это – космический и сейсмический.

Диск С. 16 (рис. Снимок из космоса.)

Космический метод основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса. На них можно увидеть разломы, а также дно океана до глубины 700 метров.

Диск С. 17 (рис. Распространение сейсмических волн.)

Сейсмический метод основан на изменении скорости прохождения сейсмических волн в литосфере. В различных горных породах скорость неодинакова. А изменение скорости позволяет судить о строении литосферы.

Сейсмограф – прибор, записывающий колебания земной коры.

Диск. С. 18 (Видеофрагмент. Работа сейсмографа.)

IV. Первичное закрепление

– Из каких оболочек состоит Земля?

Земля устроена хитро,
Сложней любой игрушки:
Внутри находится ядро,
Но ядро от пушки.

Затем, представьте, мантия
Лежит внутри Земли,
Но не такая мантия,
Что носят короли.

Затем литосфера, земная кора…
Выбрались мы на поверхность –
Ура!

– Землю по внутреннему строению сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением?
– Объясните, почему мантию называют основной частью Земли?
– Расскажите, как изменяется температура в недрах Земли?

V. Закрепление пройденного материала

Диск. С.22 (тестирование)

VI. Домашнее задание (cлайд на доске)

VII. Итог урока