Практическая работа по мифологии в курсе литературного образования в 6-м классе

Разделы: Литература


Мифология как этап развития литературного творчества предоставляет широкие возможности для изучения в школе. К сожалению, программой предусмотрено ознакомление учащихся с мифами в рамках литературного образования 5-го класса.

В школах, в которых возможно выделение дополнительных часов из школьного компонента, допустимо обращение к мифологии и в 6-м классе. Однако даже при таком подходе не объять необъятное. Как ребенку в одиннадцать-двенадцать лет объяснить, что в развитии литературы разных стран участвуют одни и те же законы? Ведь в лучшем случае в школьном курсе литературы дети знакомятся с греческими мифами.

Обилие современных книг по мировой мифологии заманчиво, хочется выбрать для изучения что-то новое, непривычное. Как вместить желаемое в отведенные рамки?

Меня выручает однажды найденная и опробованная форма - практическая работа. Т.Н. Андреева подчеркивает: “… лабораторная работа - именно такая форма урочной самостоятельной работы … вооружает учащихся эффективными способами познавательной деятельности, формирует читательскую компетентность…” [1]

То, что Т.Н. Андреева называет лабораторной работой, на мой взгляд, в шестом классе целесообразнее обозначить термином “практическая работа”, так как школьники в результате таких занятий овладевают навыками практического анализа произведений.

Урок, посвященный мифологии, хорош и сам по себе, поскольку тянет за собой знания по истории древнего мира. Однако поставленная цель - ознакомление учащихся с начальным этапом творчества в разных странах и выявление закономерностей этого процесса – подразумевает решение нескольких практических задач. Прежде всего ребенок в ходе занятия овладевает навыками работы с источниками, совершенствует умение выделять главное, развивает навыки грамотного пересказа. Кроме того, знание истоков собственной литературы и истории – важная часть патриотического воспитания.

Для проведения практической работы я предлагаю шестиклассникам тему “Сравнительный анализ верховных богов в мифологиях разных стран”. Безусловно, занятие проводится в начале учебного года после изучения греческих и славянских мифов. В системе уроков по данной теме он является заключительным, итоговым. Предварительная подготовка к занятию заключается и в подготовке раздаточного материала. Я готовлю три набора карточек, содержащих сведения о верховных божествах скандинавских народов, славянских стран и древней Греции.

Такой отбор исходных данных обусловлен рядом причин. С одной стороны, мифология славянских стран и древней Греции изучается в курсе литературы 5 класса. Телевидение широко представляет анимационные и художественные фильмы древнегреческой тематики, которые далеки от оригинальных мифов. С другой стороны, подобная “популяризация” мифологии одной страны ограничивает и даже порой искажает кругозор детей. Собственный опыт преподавания мифологии в 5-м классе показывает, что школьники не подозревают, насколько интересны и разнообразны божества славянских народов. Кроме того, серьезное влияние европейской культуры на развитие отечественного литературного творчества заставляет заглянуть в мифологию скандинавских и германских народов.

Можно не ограничиваться мифами названных стран и предложить шестиклассникам рассмотреть обязанности богов древнего Египта, Китая или Японии. Однако, что касается двух последних, следует обратить внимание на тщательное обоснование выбора учителя, адресованное учащимся, поскольку произведения этих стран практически не изучаются в школе.

Перед началом урока делим учащихся на группы в зависимости от количества рассматриваемых стран (минимум – 3). В качестве организационного момента объясняем задачи урока, о которых я говорила выше. Предварительно вместе с шестиклассниками делаем таблицу (учитель – на доске, ребята – в тетрадях), графы которой нужно заполнить в ходе занятия. Своеобразной подсказкой ученикам является первая графа с внесенными в нее данными о характере занятий божества. Таким образом, незаполненная таблица выглядит так:

Занятие

Древняя Греция

Скандинавия

Славяне

Громовержец

     

Война

     

Любовь, семья

     

Искусство

     

Подземный мир

     

Стихии

     

Плодородие

     

Приготовленные карточки раскладываем по группам и даем учащимся время на заполнение своей части таблицы. Данный этап занимает 10-12 минут урока. Затем каждая группа делится полученной информацией с остальными ребятами. Задача – не только назвать имя божества, но и рассказать о нем. Во время рассказа одного ученика другие могут делать записи, отражающие новоприобретенные знания. Постепенно таблица должна приобрести следующий вид:

Занятие

Древняя Греция

Скандинавия

Славяне

Громовержец

Зевс

Тор

Перун

Война

Арес

Вли

Святовид

Любовь, семья

Афродита

Бальдр

Лада, Лель

Искусство

Аполлон

Браги

Лель

Подземный мир

Аид

Хель

Чернобог

Стихии

Посейдон (вода)

Ньерд

Водяной (вода), Стрибог(ветер)

Плодородие

Деметра

Фрейр

Мокошь

Учитель в ходе обмена информацией задает вопросы всем участникам занятия. Я рекомендовала бы это делать после заполнения соответствующих граф таблицы. Вопросы строятся таким образом, чтобы активизировать навыки сравнительного анализа образов, навыки аргументации ответа. Например, можно задать ребятам следующие вопросы:

  • Что общего у богов-громовержцев Зевса, Тора и Перуна? (Ожидаемый ответ – оружие, применяемое для защиты богов и людей, а также их наказания. Однако, возможно, следует заострить внимание ребят на том, что Тор выковал молот сам и использовал его в борьбе с несправедливостью.)
  • Как вы думаете, почему Святовид имел, по представлениям древних славян, четыре головы? (Предложите логически объединить два факта: Святовид-воин, который имеет 4 головы. Первый ожидаемый ответ: божество должно видеть врага со всех сторон света. Сообщите ученикам о роли образа славянского бога войны в малоизученной поэме В. Кюхельбекера “Юрий и Ксения”, акцентируя внимание на всплеске интереса к истории и мифологии в эпоху романтизма. Подробно об этом я уже писала ранее.[2] В поэме В.К. Кюхельбекера Святовид связан с колдуньей-пророчицей, благодаря ему ведьма получает все, что может дать земля. Славянский бог не только покровительствует воинам, но и пророкам, земледельцам. Именно в такой ипостаси и выступает Святовид в поэме “Юрий и Ксения”.)
  • Как вы думаете, почему именно после смерти бога весны Бальдра мир скандинавских и германских богов постепенно перестал существовать? (В данном случае стоит обратить внимание на доброту этого божества, на символику весны как периода возрождения в представлении разных народов.)
  • Охарактеризуйте различия в образах Аполлона, Браги и Леля. (Учителю стоит акцентировать внимание учащихся на том, что образ славянского божества двоякий: Лель представал и в облике красивого юноши, и в облике прекрасной девушки.)
  • Объясните происхождение имени Чернобог. Как имя связано с образом славянского божества подземного мира? (Шестиклассникам интересно будет узнать, что в славянских сказках Чернобог часто скрывается за образом Кащея. Можно вспомнить поведение Кащея в фольклорных произведениях и сопоставить с влиянием Чернобога. Это божество ученики могут назвать и богом войны. В таком случае стоит объяснить, что Чернобог отвечал за ведение кровопролитных и жестоких сражений. В то время, как Святовид покровительствует ратоборцам, ведущим справедливую войну со злом и нечистью.)
  • Предложите подумать ученикам, почему у скандинавских народов мужское божество отвечает за урожай, а в других странах - женские. Можно помочь ребятам наводящими вопросами: как называют до сих пор представителей древних скандинавских стран? какими были древние викинги?

Конечно, одного урока может быть недостаточно для обстоятельного сравнительного анализа. Я бы посоветовала отвести на практическую работу два урока. Накануне второго урока можно дать задание подготовить сообщения о божествах древнего Китая. Например, можно обсудить китайских владык сторон света: Тайхао (восток) и его помощника духа весны Гоумана; Янь-ди (юг) и его помощника духа огня Чжужуна; Шаохао (запад) и его помощника духа осени и урожая Жушоу; Чжуансюя (север), у которого помощником был дух воды Сюаньмин. На втором уроке шестиклассники завершают оформление записи в тетрадях. Практическая работа подразумевает наличие вывода, в качестве которого может выступать самостоятельный письменный ответ на вопрос: как вы считаете, почему мифологические божества разных стран имеют сходные обязанности?

Заканчивая урок - практическую работу, необходимо дать оценку не только деятельности учащихся, которые выступали с сообщениями, но и каждой группе в целом. Не лишне будет проверить и записи в тетради, поскольку именно в них проявляется уровень понимания темы ребенком.

Практическая работа по мифологии в 6-м классе позволяет вовлечь в учебную деятельность всех учеников класса, заинтересовать их, акцентируя внимание на материале, который им еще близок. В дальнейшем этот урок можно связать с уроком по повести Н.В. Гоголя “Ночь перед рождеством”, в частности рассматривая образ черта. Ведь в мифах древней Греции, Китая, в мифологии скандинавских и славянских стран были и свои божества-проказники и пакостники.

При подготовке к уроку не забудьте, что работать с материалом источников будут дети, и поэтому вполне приемлемо в данном случае воспользоваться не только специальной научной литературой, но и детскими справочниками и энциклопедиями.[3] В облегченной форме урок-практикум по мифологии можно провести и раньше, в 5-м классе. Во время занятия рекомендую изучить разнообразие мифологических божеств одной страны мира. Безусловно, не лишними окажутся во время практической работы иллюстрации, обращаясь к которым, обсуждаются типичные атрибуты того или иного божества, сравниваются детские представления о боге с профессиональным взглядом художника.

Надеюсь, мой обзор и рекомендации по проведению практической работы по мифологии в 6-м классе помогут не только начинающим учителям-филологам, позволят взглянуть по-новому на программный материал, вдохнут искру творчества в работу опытных педагогов.

Список литературы

  1. Андреева Т.Н. Лабораторная работа как форма самостоятельной урочной деятельности старшеклассников в процессе литературного образования // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе: Материалы XVII Тверской межвузовской конференции ученых-филологов и школьных учителей (Тверь, 28-29 марта 2003 г.). – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2003. – С. 8.
  2. Королёва Л.В. Фольклорные мотивы в “Повести о Тверском Отроче монастыре” и поэме В.К. Кюхельбекера “Юрий и Ксения” // Художественные традиции в русской литературе (К 80-летию профессора А.В. Гончаровой): Сборник научных трудов. – Тверь: Тверской гос. ун-т, 2003. – С. 56-67.
  3. Русские народные сказки, легенды, предания. / Авт.-сост. Ю.М. Медведев. – М.: Изд-во Астрель, 1999. – С. 7-37; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Олимп; ООО “Фирма “Изд-во АСТ”, 1999.