Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольника средствами Изотерапии

Разделы: Работа с дошкольниками


Многие дети, которые приходят в наш детский сад, имеют особенности в развитии в соматической, сенсорной, речевой и психологической сферах. К сожалению, статистика показывает, что таких детей с каждым годом становится все больше.

Изучив опыт отечественных ученых Ю.Змановского, Н.Зубарева, В.Кириенко и др., занимавшихся проблемой оздоровления, развития и расширения психофизических возможностей детей через разные виды деятельности, разработала технологию изотерапия “Краски и настроения”. А так же пришла к выводу, что тренировка движений пальцев и кистей рук в изобразительной деятельности является важнейшим фактором развития речи ребенка; способствует улучшению артикуляционных движений, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирует развитие мышления ребенка.

Цель изотерапии – повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребенка.

То есть, изотерапия создает предпосылки для развития у ребенка способности принимать решения и делать осознанный выбор, действовать самостоятельно, творчески мыслить, понимать существенно важное в учебном материале. Это дает возможность развития сильной воли и сбалансированной эмоциональной жизни, которая является предпосылкой способности критического мышления и устойчивой социальной позиции.

Основной принцип изотерапии “Краски и настроения” – подход к коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводиться коррекционно-развивающая работа, требует не снисходительности, не жалости, не снижения общего уровня обучения, а коррекции своего развития до оптимальной нормы.

По разным разделам изотерапии подобранна много игр и упражнений, которые направлены на развитие эмоционально-волевой сферы, личностных и поведенческих качеств, коррекции осанки, на снятие агрессии, застенчивости, страхов, на развитие адекватной самооценки.

Закомплексованные, застенчивые дети – робкие, тихие, всегда замкнутые, неуверенные в себе, испытывающие чувство тревоги. Они бояться показаться “неумелыми” на фоне других детей. Как часто рисунки таких детей “поражают” невыразительностью, пасмурностью цветового решения. Они знают и различают цвета, но не умеют ими воспользоваться или не решаются это сделать. Необходимо помогать таким детям, увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета.

Игры и упражнения, а также техника и материалы, которые используются на занятиях, учат детей общаться, помогают чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

Например, техника коллажа, когда изображение составляется из готовых журнальных вырезок, подходит для снятия у детей тревожности, связанной с рисованием. Картинки, фотографии из журналов, объемные предметы, маленькие игрушки помогают создавать задуманные образы, особенно тем детям, которые твердо убеждены, что у них ничего не получится с красками и карандашами. Именно работа в техники коллажа создает необходимое для тревожных детей чувство защищенности и безопасности в ходе творческого процесса.

Для эмоционально “зажатого” ребенка территория, отведенная для творчества, приобретает особое значение. Каждому ребенку желательно выделить большее пространство для рисования, чтобы он мог сидеть не вплотную к своему соседу.

Главное в процессе рисования – это не качество рисунка, а свобода действий. Таким детям более полезны изобразительные материалы, требующие широких, свободных движений, включающих в работу мышцы всего тела. Листы бумаги для работы должны быть больших размеров.

В процессе работы ребенок концентрирует внимание не столько на том, что он рисует, сколько на том, как это происходит. Краски “провоцируют” спонтанность в рисовании, помогают эмоционально “зажатым” детям более ярко и открыто проявить разнообразные эмоции, проявить собственные переживания.

Плоскостью для рисования может служить не только стол и мольберт. Рисунок можно выполнять на полу, предварительно застелив его. Листы обоев (обратной стороной) можно закрепить на стене. Оборудованная таким образом плоскость для рисования позволяет ребенку раскрепостить свое тело, ребенок может двигаться в процессе рисования. “Разрисовавшись”, у детей появляется желание сделать работу сообща.

Детский страх – это обычное явление для психологического развития ребенка. При изображении эмоции страха и гнева, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение и некоторое возбуждение. У детей всегда оставалось понимание, что они переживают их понарошку. Этот нюанс использую для обесценивания некоторых страхов детей через коррекционные упражнения : “Черная сказка”, “Нарисуй свой страх и победи его”, “Битва”, “Маски”, “Когда я стану большим…”, и др.. При выполнении этих упражнений у детей снимается эмоциональное напряжение, воспитывается уверенность в себе, а так же создается положительное эмоциональное настроение и атмосфера безопасности.

Детская агрессивность – признак внутреннего неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. На занятиях таким детям даю возможность выплеснуть свои негативные эмоции через рисунок, лепку. Предлагаю таким детям изобразительные материалы, требующие структурирования деятельности, координации движений, самоконтроля. Это могут быть карандаши, фломастеры, гелевые ручки, пластилин, глина, керамическое тесто.

Проигрывая в процессе манипулирования с пластичными материалами негативных эмоциональных состояний, снижает вероятность агрессивных действий со стороны ребенка по отношению к другим детям.

Каждый детский рисунок, каждая поделка отличаются неповторимыми индивидуальными особенностями, характеризующими автора – ребенка.

Детский рисунок – это не просто “красивая картинка” для выставки, а результат работы души и интеллекта, он несет особую информацию о состоянии здоровья ребенка, о его внутреннем мире.

Выполняя необычные упражнения, и игра с детьми, можно помочь детям не только преодолевать эмоциональные проблемы, развивать уверенность в себе, воображение, смекалку, но и давать возможность получать огромную радость от общения друг с другом, а так, же развивать художественные способности, технические навыки.

Широкое коррекционно-развивающее содержание технологии изотерапия “Краски и настроения” становиться основой для развития любознательности, познавательных способностей и интересов.